Особый интерес для нас представляют регулятивные универсальные учебные действия, без которых практически невозможно освоение всех остальных общепознавательных учебных действий, поскольку этот вид УУД обеспечивает организацию учащимися познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. [1, с.27]
Остановимся подробнее на определении значений слова «регулятивный». В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой дано следующее значение слова «регулятивный»: Направляющий, вносящий порядок, планомерность во что-либо. [ 4, с. 57]
Ф.Ф. Ушаков, в своем словаре, дает такое определение слова «регулятивный»: « регулирующий, определяющий направление, развитие чего-нибудь, вносящий порядок, планомерность, во что-нибудь» [4. с. 174 ]
В научно-педагогической литературе слово регулятивный появляется в связи с формированием универсальный учебных действий. Для того чтобы учащиеся самостоятельно справлялись с поставленными перед собой задачами, необходимо сформировать регулятивные УУД, т.е. школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, оценить реальный уровень своих знаний и умений, а затем найти наиболее простой способ решения задачи и т.д.
|
|
Умение учиться становится главным условием для адаптации в обществе, а также в профессии. [1;с.40]
В связи с этим меняется роль учителя, его задачей становится необходимость научить учащихся правильно использовать полученную информацию, потому что в современном мире очень легко найти всю необходимую информацию, в том числе и в Интернете.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
|
|
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. [1; с.29]
МАТЕМАТИКА
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются вопросы алгебраического и геометрического содержания.)
Геометрия
Предметные результаты Обучающиеся должны уметь:
Выделять в окружающей обстановке предметы, имеющие форму квадрата (прямоугольника), треугольника, круга, шара.
Чертить с помощью линейки отрезок заданной длины; на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), изображать их с помощью линейки и от руки.
Важной задачей изучения геометрического материала является развитие у младших школьников абстрактного мышления, формирование приемов умственных действий.
Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке.
Например
1) Умк «Школа России» 2 класс, Моро М.И, Волкова С.И, Степанова С.В.
Анализ учебников
Перейдем к анализу учебников для начальных классов. Анализ будет выстроен по классам.
УМК «Перспективная начальная школа». Автор А.Л. Чекин
1кл 1ч
Стр.42
В данной упражнении, после пройденной темы проходит проверка усвоенного. Контроль знаний.
Стр.43
В данном упражнении, после пройденной темы, проходит проверка усвоенного материала(точки.пересечения). Контроль знаний.
Стр.49
Данное задание знакомит с многоугольниками(целеполагание).
Стр.64
В данном упражнении, после пройденной темы, проходит проверка усвоенного материала(многоугольники). Контроль знаний.
Стр.78
Контроль знаний. Необходимо измерить отрезки и выразить в различных величинах. Контроль знаний.
УМК «Школа России»