Регулятивные универсальные учебные действия

Особый интерес для нас представляют регулятивные универсальные учебные действия, без которых практически невозможно освоение всех остальных общепознавательных учебных действий, поскольку этот вид УУД обеспечивает организацию учащимися познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. [1, с.27]

Остановимся подробнее на определении значений слова «регулятивный». В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой дано следующее значение слова «регулятивный»: Направляющий, вносящий порядок, планомерность во что-либо. [ 4, с. 57]

Ф.Ф. Ушаков, в своем словаре, дает такое определение слова «регулятивный»: « регулирующий, определяющий направление, развитие чего-нибудь, вносящий порядок, планомерность, во что-нибудь» [4. с. 174 ]

В научно-педагогической литературе слово регулятивный появляется в связи с формированием универсальный учебных действий. Для того чтобы учащиеся самостоятельно справлялись с поставленными перед собой задачами, необходимо сформировать регулятивные УУД, т.е. школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, оценить реальный уровень своих знаний и умений, а затем найти наиболее простой способ решения задачи и т.д.

Умение учиться становится главным условием для адаптации в обществе, а также в профессии. [1;с.40]

В связи с этим меняется роль учителя, его задачей становится необходимость научить учащихся правильно использовать полученную информацию, потому что в современном мире очень легко найти всю необходимую информацию, в том числе и в Интернете.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. [1; с.29]


МАТЕМАТИКА
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются вопросы алгебраического и геометрического содержания.)



Геометрия

Предметные результаты Обучающиеся должны уметь:

Выделять в окружающей обстановке предметы, имеющие форму квадрата (прямоугольника), треугольника, круга, шара.

Чертить с помощью линейки отрезок заданной длины; на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

Распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), изображать их с помощью линейки и от руки.

Важной задачей изучения геометрического материала является развитие у младших школьников абстрактного мышления, формирование приемов умственных действий.

Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке.

Например

1) Умк «Школа России» 2 класс, Моро М.И, Волкова С.И, Степанова С.В.

 

Анализ учебников

Перейдем к анализу учебников для начальных классов. Анализ будет выстроен по классам.

УМК «Перспективная начальная школа». Автор А.Л. Чекин
1кл 1ч

 Стр.42

В данной упражнении, после пройденной темы проходит проверка усвоенного. Контроль знаний.

 Стр.43

В данном упражнении, после пройденной темы, проходит проверка усвоенного материала(точки.пересечения). Контроль знаний.

 Стр.49

Данное задание знакомит с многоугольниками(целеполагание).

Стр.64

В данном упражнении, после пройденной темы, проходит проверка усвоенного материала(многоугольники). Контроль знаний.

 Стр.78

Контроль знаний. Необходимо измерить отрезки и выразить в различных величинах. Контроль знаний.


УМК «Школа России»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: