Федеральный государственный образовательный стандарт
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментами саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), основной задачей системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД). [1, с.3] Концепция развития универсальных учебных действий разработана А.Г. Асмоловым.
На основе системно-деятельностного подхода, авторами которого являются Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. [1, с.3]
|
|
В книге «Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» под редакцией А.Г. Асмолова дано такое определение:
«В широком значении термин «Универсальные учебные действия – означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»[1, с.27].
«В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.» [1, с.27]
По мнению Д.В. Татьянченко, универсальные учебные действия в процессе обучения в начальной школе выполняют следующие функции:
— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. [1, с.27-28]
А.Г. Асмолов в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) выделяет такие виды универсальных учебных действий:
1. личностные;
2. регулятивные (включающий также действия саморегуляции);
|
|
3. познавательные;
4. коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию.
Познавательные действия включают действия поиска, исследования отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью благодаря постановке целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слушать, слышать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. [2;с.18]
Формирование УУД на уроках математики
Учитель, проектируя рабочую программу по учебному предмету, в разделе «Планируемые результаты обучения» даёт общую характеристику учебных действий, которые должны быть сформированы к концу изучения курса.
Математика в начальной школе – это предмет, который обеспечивает создание условий для развития УУД всех видов с приоритетом познавательных.
Специфика видов универсальных учебных действий на уроках математики.
1. Личностные УУД:
-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;
- формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности;
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;
- формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
Условия для формирования личностных УУД:
- положительная оценка учебной деятельности учителем, одноклассниками;
- беседы («Для чего нужна математика?»);
- постановка цели урока, проблемы («Как решить задачу?» «Что общего между геометрическими фигурами?»);
- работа в парах (составление таблицы умножения);
- работа в группах (проектная деятельность).
2. Регулятивные УУД и виды деятельности:
- способность к организации своей деятельности (самостоятельное составление плана выполнения заданий);
- способность принимать, сохранять и следовать учебным целям;
- умение действовать по плану (решение задачи, вычисление выражений в два и более действий);
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений);
- умение адекватно воспринимать отметки и оценки (самооценка и сравнение результатов самооценки с отметкой учителя);
- умение различать субъективную сложность задачи и объективную трудность (анализ задачи, определение типа задачи);
- готовность к преодолению трудностей (решение нестандартных задач, поиск новых способов решения).
3. Познавательные (общеучебные) УУД:
-поиск и выделение необходимой информации (анализ задачи, нахождение заданной информации, проектная деятельность);
- знаково-символическое моделирование (построение чертежей, схем, создание краткой записи к задаче, выведение и запись формул);
- умение структурировать знания;
- умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде (объяснять алгоритм вычисления, процесс решения задачи, записывать пояснения к действиям);
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (вычисление наиболее удобным способом, решение задачи несколькими вариантами);
|
|
Познавательные (постановка и решение проблемы):
-формулирование проблемы (изучение нового вычислительного приёма, нового вида задачи);
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (составление математических заданий, демонстрация математических фокусов).
4. Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме (доказывать свою точку зрения, объяснять процесс решения, записывать решение);
- умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы);
умение договариваться, находить общее решение (работа в парах, группах);
- понимание возможности различных позиций (выполнение задания разными способами, предположение ответов);
- уважение к другой точке зрения;
- умение доказывать свою позицию;
- согласование усилий по достижению общих целей (работа в группах, группах, проектная деятельность).
На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы в парах или индивидуально.
Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных УУД (умения слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться учитывать позицию собеседника).
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В процессе такой работы формируются умения: контролировать, оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы в их выполнение. При этом необходимо, чтобы учитель активно включался в процесс обсуждения. Дети учатся правилам работы в группе (паре), прививаются умения осознанности и критичности своих действий.
|
|
В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.