I вариант
1. Сделать морфологический разбор слова «молодого» (четвёртое предложение текста).
2. Сделать синтаксический разбор первого предложения текста: «Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада».
II вариант
1. Сделать морфологический разбор слова «зубастой» (пятое предложение текста).
2. Сделать синтаксический разбор четвёртого предложения текста: «Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья».
Диктант 4 «Воробей-часовой»
Для воробьёв нет лучше места, чем песчаная дорожка в нашем садике.
Молодые воробышки беззаботно чирикают, купаются в песке, прыгают по дорожке, а старый воробей усядется на самую высокую ветку акации и зорко смотрит во все стороны. В это время прочие воробьи торопливо таскают гусениц и кормят своих детёнышей.
Воробей-сторож невозмутим. Примерный часовой не бросится даже на самую жирную гусеницу, хотя бы она ползла по ближайшей ветке. Но зато его и слушаются все. Поднимет он тревогу, и всё, что беззаботно скакало по дорожке, чирикало и прыгало, с шумом бросается в самую чащу кустов акаций или сирени. В одну минуту всё смолкнет. Только часовой сидит на вершине. Он закричал, но не пошевелился. Он увидел врага и следит за ним.
|
|
(118 слов)
(По М. Богданову)
Грамматические задания
I вариант
1. Сделать морфологический разбор слова «усядется» (второе предложение текста).
2. Сделать синтаксический разбор второго предложения текста: «Молодые воробышки беззаботно чирикают, купаются в песке, прыгают по дорожке, а старый воробей усядется на самую высокую ветку акации и зорко смотрит во все стороны».
II вариант
1. Сделать морфологический разбор слова «бросается» (седьмое предложение текста).
2. Сделать синтаксический разбор пятого предложения текста: «Примерный часовой не бросится даже на самую жирную гусеницу, хотя бы она ползла по ближайшей ветке».
Диктант 5 «Необычные путешественники»
Семена деревьев — великие путешественники. У них даже специальные приспособления есть, чтобы передвигаться. Например, у семени ясеня есть крылышко, а у семечка берёзы даже два. Благодаря этим крылышкам ветер переносит их на большие расстояния. Семена тополя тоже хорошо приспособились к путешествиям, они окружены лёгкой ваткой. А у ивы к семенам прикреплены маленькие парашютики. Переносить их ветру ничего не стоит.
Ветер сильный. Он, правда, не может перенести семена дуба — жёлуди, но зато может перемещать довольно тяжёлые семена клёна с большими крылатками.
В сумерках я вышел на опушку леса. Деревья стояли молчаливые и неподвижные. И всё-таки они — путешественники. Я знаю, что они разослали миллионы и миллионы гонцов своих в разные стороны. Летят крылатые гонцы, чтоб где-то сесть и прорасти тихими и стройными берёзками, пушистыми ёлочками, пугливыми осинками.
|
|
Летят по ветру будущие деревья. Счастливого им пути! Попутного ветра!
(136 слов)
(По Ю. Дмитриеву)
Грамматические задания
I вариант
1. Сделать морфологический разбор слова «два» (третье предложение текста).
2. Сделать синтаксический разбор пятого предложения текста: «Семена тополя тоже хорошо приспособились к путешествиям, они окружены лёгкой ваткой».
II вариант
1. Сделать морфологический разбор слова «миллионы» (тринадцатое предложение текста).
2. Сделать синтаксический разбор тринадцатого предложения текста: «Я знаю, что они разослали миллионы и миллионы гонцов своих в разные стороны».
Приложение 3