Игра «Хлопни и топни»

Ход игры: взрослый называет разные слова, предварительно предложив ребенку хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук «А», и топнуть, если в слове есть звук «О». Слова: слон, папа, торт, суп, кот, тигр, крот, порт, пир, стол и пр. Вариант: взрослый читает текст, если называет животное – дети должны хлопнуть в ладоши, если называет растение – дети должны топнуть.

 

«Приключения необычного человечка»

Ход игры: детям предлагается ситуация - у человечка нос в виде лампочки, как ему живется, что хорошо, что плохо, что будет, если у него начнется сильный насморк, если лампочка перегорит – как лечиться, и пр. Далее детям предлагается придумать других человечков: в виде чего еще может быть необычный нос? Какова будет жизнь такого человечка. Затем все вместе придумывают приключения необычного человечка.

«Чем похожи и чем отличаются?»

Ход игры: детям предлагается сравнить, чем похожи и чем отличаются различные овощи, фрукты и ягоды между собой.

Например: чем похожи огурец и помидор? – Тем, что они овощи, тем, что растут над землей, тем, что из них делают салат. Чем отличаются огурец и помидор? -Цветом, формой, вкусом. Чем похожи яблоко и помидор? – Тем, что их едят, тем, что они растут в природе, а не созданы руками человека, тем, что они круглые, красные. Чем отличаются яблоко и помидор? – Тем, что яблоко–это фрукт, а помидор-это овощ.

                                                Слова для сравнения:

Слива и вишня; смородина и черешня; огурец и кабачок; лимон и апельсин; яблоко и груша; лук и чеснок; свекла и огурец; капуста и морковь.

 

«Угадай, что это?»

Ход игры: предложите детям угадать, что бывает таким. Иногда вариантов может быть несколько. Обращайте внимание детей на окончания слов: например, красн ОЕ, а не красн ЫЙ, не красн АЯ.

Красное, круглое, сладкое - …

Зеленый, хрустящий, овальный - …

Кислый, желтый, гладкий - …

Красная, душистая, сладкая - …

Красный, круглый, сочный - …

Оранжевая, длинная, хрустящая - …

Зеленый, полосатый, круглый - …

Логические задачи

1. На столе лежали 3 огурца и 1 помидор. Чего на столе было больше: огурцов или овощей?

2. Зайчики, убегая от волка, залезли на деревья. 2 зайчика залезли на елку и 2 зайчика залезли на березу. Сколько зайчиков на деревьях?

3. Летели 2 крокодила: один красный, другой – зеленый. Кто из них быстрее долетел?

4. Бывает ли табурет со спинкой? Почему?

5. Кукушка подкладывает свои яйца в гнезда других лесных птиц. А могут ли другие птицы подложить свои яйца в гнездо кукушки? Почему? (ответ: кукушка не имеет своего гнезда)

Аналогии

Ход: предложите ребенку подобрать слова по аналогии. Если ребенок затрудняется выполнить задание, то учим его соединять 2 слова в предложение. Например: белка-орехи, а кролик - …? Рассуждаем: белка любит есть орехи, а кролик любит есть… морковь.

Яблоня-яблоко, а ель - …

Морковь – грядка, а яблоко - …

Суп – картофель, а варенье - …

Слива – компот, а огурец - …

Суп - кастрюля, а яичница- …

Чай – чашка, а суп - …

Компот – варить, а котлеты - …

Чай - чайник, а кофе- …

Стакан – стекло, а кастрюля - …

Шуба-мех, варежки - …

Платье-ткань, шуба-…

Шуба-зима, сарафан - …

Рука-варежки, голова-…

Мальчик-брюки, девочка-…

Шерсть-свитер, ткань -

Пальто-пуговицы, кеды-…

Нога-носки, рука-…

Самолет – пилот, а автомобиль - …

Колесо – машина, а крылья - …

Вертолет – воздух, а пароход - …

Дорога – автобус, а река - …

Вагоны – поезд, телега - …

Лодка - плыть, а самолет - …

Поезд – вагоны, а лошадь - …

Автоподъемник – поднимать, а экскаватор - …

Самосвал – груз, а автобус - …

Грузовик – дорога, поезд - …

Холодильник – продукты, а шкаф-…

Кровать – лежать, а стул - …

Буфет – кухня, а кровать - …

Портной – одежда, а плотник - …

Одежда – ткань, а мебель - …

Фарфор – посуда, а дерево - …

Ткань – ножницы, а доска - …

Кухонный стол – чашка, а письменный стол - …

 

«Подбери эпитет»

Ход: предложите детям подобрать как можно больше эпитетов к словам.

Яблоко какое? - красное, круглое, сочное, сладкое, вкусное, витаминное, ароматное, душистое, большое, спелое, мытое, гладкое, блестящее, гнилое, червивое, аппетитное, хрустящее, полезное.

Огурец какой? – зеленый, овальный, хрустящий, зрелый, вялый, мытый, вкусный, свежий, полезный, витаминный, маленький.

Груша какая? – желтая, сочная, спелая, мягкая, вкусная, сладкая, витаминная, ароматная, душистая, большая, мытая, красивая, яркая.

Кружка какая? – красивая, большая, яркая, удобная, небьющаяся, прочная

Тарелка какая? – глубокая, расписная, прочная, декоративная, фарфоровая

Кастрюля какая? – металлическая, вместительная, блестящая, чистая, вымытая

«Магазин посуды»

    Ход игры: предложить ребенку поиграть с вами в «магазин посуды». Разложите на столе (витрине) несколько предметов посуды. Правила такие: продавец продает товар только в том случае, если покупатель правильно опишет товар. Описать товар можно по схеме:

1 что это?  какая это посуда? (это столовая посуда…или кухонная, чайная); 2 цвет, размер, как украшена; 3 из чего сделана?; 4 из каких частей состоит; 5 для чего необходима, как ее использовать.

Например: сахарница – это чайная посуда, сделана из фарфора,  она белого цвета в синий горошек, у нее могут быть ручки по бокам и крышечка, она нужна для хранения сахара.

«Чем похожи и чем отличаются?»

Ход игры: детям предлагается сравнить, чем похожи и чем отличаются предметы посуды между собой.

Сравните с ребенком предметы посуды между собой, найдите сходство и отличие. Например: чем похожи кастрюля и сковородка? – Тем, что это посуда, кухонная посуда, в ней готовят еду, она сделана из металла. Чем отличаются кастрюля и сковородка? – Тем, что в кастрюле варят, а в сковородке жарят.

                                 Слова для сравнения:

Чайник и кофейник; Чашка и блюдце; Сахарница и масленка; Супница и кастрюля; Кувшин и бокал; Тарелка и салатник

 

Задание   «Превращение»

   Ход: предложите ребенку подумать, как «превратить» футболку в майку, платье в юбку, пиджак в жилетку. Что надо изменить?

Предложите ребенку превратить пословицу в правильную: «семь раз отрежь – один раз примерь». Попросите объяснить смысл пословицы.

Задание «Пуговицы»

    Ход: предложите детям разложить пуговицы в пересекающиеся круги, нарисованные на альбомном листе, в соответствии с инструкцией: в первый круг – только черные пуговицы, во второй круг – только пуговицы с двумя дырочками. Какие пуговицы будут располагаться в месте пересечения кругов?

«Чем похожи и чем отличаются?»

Ход игры: детям предлагается сравнить, чем похожи и чем отличаются животные.

Сравните, чем похожи и чем отличаются:

Медведь и волк; Кролик и заяц; Коза и корова; Лось и лошадь; Волк и заяц; Собака и свинья; Еж и белка; Кошка и белка

Например, осел и лошадь похожи тем, что они домашние животные, они возят людей и грузы, у них есть копыта и грива, а отличаются тем, что ослик меньше лошади, у ослика длинные уши, у ослика хвост кисточкой, а у лошадки - метелкой.

«Дом животного»

Ход игры: предложите ребенку ответить на вопросы:

Где живет лиса? (в норе)     

Где живет медведь? (в берлоге)

Где живет волк? (в логове)

Где живет белка? (в дупле)

Где живет собака? (в конуре)

Где живет корова? (в хлеву, в коровнике)

Где живет лошадь? (в конюшне)

Где живет курица? (в курятнике)

Где живет свинья? (в хлеву)

Где живет овца? (в овчарне)

«Кем был, кем будет…»

Ход:  предложите ребенку ответить на вопросы:               

Кем был волк? (волчонком) Кем был медведь? (медвежонком)              Кем был заяц? (зайчонком) Кем была лиса? (лисенком)           Кем был еж? (ежонком) Кем была белка? (бельчонком)         Кем был лось? (лосенком) Кем была птица? (птенцом) Кем был осел? (осленком) Кем была корова? (теленком)         Кем был баран? (ягненком) Кем была коза? (козленком)     Кем была свинья? (поросенком) Кем был конь? (жеребенком) Кем был кролик? (крольчонком) Кем была собака? (щенком)

Вариант игры: можно поиграть и наоборот: кем будет жеребенок? – лошадью, и т.д.

«Цвет и форма»

Ход: попробуйте с ребенком среди деталей конструктора (по типу Лего) найти:

- 2 детали, одинаковые по форме, но разные по цвету;

- одинаковые по цвету, но разные по форме;

- разные по цвету и по форме;

- одинаковые по цвету и по форме.

 

«Забавный человечек»

Ход: предложите ребенку нарисовать веселого человечка из геометрических фигур. Если ему это трудно, то для начала попробуйте выполнить аппликацию «человечек из геометрических фигур». Нарежьте разноцветные геометрические фигуры разного размера из цветной бумаги и вместе с ребенком попробуйте сложить из них фигурку человечка. Затем наклейте фигурку на лист бумаги.

«Скажи наоборот»

Ход: предложите ребенку сказать наоборот:       

длинное – короткое, большое - маленькое, высокое – низкое, узкое – широкое, мягкое - жесткое, толстое – тонкое, белое-черное, гладкое – шершавое, ровное – кривое, тяжелое-легкое, яркое – бледное, темное – светлое, крупное – мелкое, далекое – близкое, сладкое - горькое

«Подскажи словечко»

Ход: спросите ребенка, что  может быть:

- большое… (яблоко, дерево)

- низкий … (дом, забор)

- длинная… (дорога, коса)

- толстая… (ветка, веревка)

- тонкая… (книга, игла)

- широкий … (ремень, пояс)

- узкая… (тропинка, тесьма)

- высокая… (башня, девочка)

- короткая… (нитка, лента)

«Сложи целое»

Нарисуйте на плотной бумаге, картоне квадрат 10 на 10 см и круг 10 см в диаметре. Затем разрежьте, предварительно вырезанные из картона фигуры, на 5-6 частей. Предложите ребенку сложить из частей целое.

«Четвертый лишний»

Ход: предложите ребенку исключить лишний предмет в ряду перечисленных (что не подходит, что сильно отличается).

Ряды для нахождения лишнего:

- синица, воробей, грач, снегирь;

- медведь, волк, заяц, лошадь;

- молоко, творог, сметана, колбаса;

- сапоги, сандалии, туфли, босоножки

Главное здесь — обращать внимание на построение речевых конструкций и на принцип исключения лишнего предмета. Например, что лишнее в ряду: самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар? Велосипед лишний, потому что все остальное— это воздушный транспорт, а велосипед - наземный транспорт ( варианты ответов: на всем летают, а на велосипеде ездят; или: на велосипеде передвигаются по земле, а на остальном транспорте – по воздуху).

«Продолжи ряд»

Нарисуйте на листе бумаги следующие цветные фигуры и предложите ребенку продолжить ряд (дорисовать цветными карандашами):

«Заполни таблицу»

Ход: помогите ребенку заполнить таблицу, используя цветные карандаши.

Цвет/ форма    
       
       
       

«Закончи предложение»

Ход: предложите ребенку закончить предложение.

Если самолет летит быстрее птицы, то птица летит … (медленнее самолета)

Если мотоцикл едет быстрее автобуса, то автобус едет …

Если грузовик больше автомобиля, то автомобиль…

Если самолет летит выше вертолета, то вертолет летит…

Если автобус длиннее автомобиля, то автомобиль…

Если грузовик шире газели, то газель …


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: