Особенности организации учебно-воспитательного процесса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно Положению об учреждении дополнительного образования - школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школы (школы искусств по видам искусств), утвержденному приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики № 76-ОД от 13.04.2016 (с изменениями), зарегистрированному в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 28.04.2016 под регистрационным № 1224 (далее - Положение), учреждения дополнительного образования сферы культуры, в своей деятельности руководствуются Конституцией Донецкой Народной Республики, другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и предоставляют государственные гарантии эстетического воспитания через доступность к достижениям отечественной и мировой культуры, готовят базу для занятий художественным творчеством, а для наиболее одаренных учеников - к выбору профессии в области культуры и искусств.

В соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № 55-IНС (с изменениями) в учреждениях дополнительного образования - школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школа (школы искусств по видам искусств) реализуются дополнительные образовательные предпрофессиональные программы в области искусств.

Реализация образовательных программ в области культуры и искусств основана на принципах непрерывности и преемственности, возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также на последовательном прохождении взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.

Программа «Дополнительный музыкальный инструмент кларнет» составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» и сроку обучения по этой программе, утвержденными Приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики от 03.12.2018 № 423-ОД и рассчитана на учащихся коммунальных учреждений дополнительного образования - музыкальных школ и школ искусств.

Предлагаемая учебная программа имеет следующую структуру:

· основные задачи и цель учебного предмета «Дополнительный музыкальный инструмент кларнет»;

· особенности организации учебно-воспитательного процесса;

· рекомендации по организации и проведению контрольных мероприятий;

· организация учёта успеваемости.

Программа составлена в соответствии с действующими учебными планами и включает требования для учащихся с 6-летним и 8-летним сроком обучения.

По каждому классу предлагается ориентировочный годовой план, перечень контрольных мероприятий, технических требований. Имея ориентировочный характер, программы итогового академического концерта не должны ограничивать творческую инициативу преподавателей в использовании и поиске оригинальных сочинений отечественных, зарубежных и современных композиторов.

 

Основные задачи и цель учебного предмета

«Дополнительный музыкальный инструмент кларнет»

Главным направлением современной педагогики является воспитание гармонично развитой личности ребенка. Раннее образование способствует формированию эстетических взглядов, предпочтений, развивает творческие способности, общую культуру. Преподавание учебного предмета «Дополнительный музыкальный инструмент кларнет» в музыкальной школе (музыкальном отделении учреждения дополнительного образования в сфере искусств) является составной частью музыкально-эстетического воспитания учащихся и перед преподавателем по специальности стоят следующие задачи:

• привитие любви к культуре и музыке родного края;

• воспитание уважения к культурным ценностям других наций и народов;

• введение учащихся в мир искусства путем привития любви к музыке и ее пониманию;

• осуществление эстетического воспитания учащихся средствами инструментального искусства;

• формирование чувства прекрасного;

• развитие музыкального слуха, творческих и исполнительских способностей учащихся; создание условий для развития творческих способностей, интеллектуального и духовного развития учащихся.

Благодаря выполнению этих задач достигается основная цель предмета, а именно:

• воспитание и развитие творческих способностей ребенка средствами инструментального искусства;

• овладение определенными знаниями, умениями, навыками в процессе обучения игре на кларнете;

• повышение общего культурного уровня ребенка;

• ориентирование наиболее одаренных учеников на поступление в художественные учебные заведения среднего профессионального образования.

На протяжении обучения в школе ученик должен научиться:

• чувствовать и воспринимать художественно-музыкальный образ;

• воплощать замыслы композиторов на инструменте (основы техники инструментального интонирования)

• усвоить основные приемы звукоизвлечения и техники штрихов;

• самостоятельно разбирать музыкальное произведение;

       работать над преодолением технических сложностей;

• свободно читать нотный текст соответствующей сложности;

• свободно держаться на сцене;

• выполнять несложные сугубо сольные произведения; произведения в сопровождении фортепиано или других инструментов, а также произведения в составе ансамбля (оркестра).

Более подробные требования изложены в ориентировочных годовых планах по каждому классу.

Дополнительные сведения по совершенствованию форм и методов работы с учащимися преподаватели могут найти в специальной методической литературе, список которой предоставляется в разделе «Библиография».

 

Особенности организации учебно-воспитательного процесса

На изучение предмета «Дополнительный музыкальный инструмент кларнет» отводится 1 академический час в неделю, концертмейстер предусмотрен. Сроки обучения - 6 или 8 лет. Различные сроки обучения обусловлены разным возрастом детей, поступающих в учреждения. Несмотря на это, становится возможным осуществление дифференцированного подхода к обучению учащихся не только разных по возрасту, характеру и темпераменту, но и с разным уровнем музыкальной одаренности и общей подготовки.

Основной формой учебно-воспитательной работы в классе кларнета является урок, который проводится как индивидуальное занятие педагога с учеником. Следует максимально использовать возможности индивидуального обучения, которое создает преподавателю необходимые условия для всестороннего изучения способностей и личных качеств ребенка, позволяет на этой основе дифференцировать объем и сложность задач, темпы роста и методы работы.

Ежегодно, вначале I-го и II-го семестров (до 1 сентября и до 10 января), составляется индивидуальный рабочий план на каждого ученика, который пишется преподавателем по предмету по выбору (музыкальный инструмент) в журнале индивидуальных уроков и групповых уроков (раздел «Рабочие планы»). План утверждается заведующим отделом (отделением). При появлении этого предмета у учащегося на протяжении семестра план пишется и утверждается в течение месяца от начала занятий. 

Рабочий план ученика должен базироваться на глубоком знании преподавателем музыкально-исполнительских способностей ребенка, уровня его общего развития, черт характера. В рабочий план желательно вносить пьесы различные по содержанию, жанрам, формами, стилями. Наряду с произведениями отечественной и зарубежной классики, существенное внимание необходимо уделять пьесам, созданным на основе народных песен и танцев, и эстрадно-джазовой музыки. Стоит также учитывать стремление учеников к современным ритмам, звукообразованию, к новым приемам звукоизвлечения. Необходимо помнить, что главным условием при составлении рабочих планов индивидуальных занятий ученика по каждому классу в течение всего обучения в школе является постепенное целенаправленное и обоснованное усложнение программы не только произведениями с расширенным использованием технических приемов, но и произведениями с растущим интеллектуально-художественным наполнением.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных к изучению по каждому классу в течение учебного года, предоставляется в ориентировочных годовых планах. В работе над репертуаром ученик должен достигать разных степеней законченности исполнения музыкальных произведений, учитывая, что одни из них будут исполнены публично, другие изучаются для исполнения в классе, третьи - в порядке ознакомления.

Важной составляющей успешных результатов ученика является четко продуманная система его домашних занятий, которая ориентирована на рациональное использование времени и умение организовывать самостоятельную работу таким образом, чтобы предотвратить перегрузки.

Большое значение имеет постоянное сотрудничество преподавателя с родителями ученика. Необходимо разъяснять, что нужно для успешного обучения ребенка, как создать благоприятный климат для его творческого, в частности, музыкального развития и лучше организовать занятия дома.

Одним из основных элементов в учебном процессе является умение читать ноты с листа. Чтение нот с листа дает возможность развивать внутренний слух ученика, способность «мыслить», легко ориентироваться в нотном тексте. Умение ученика грамотно и быстро разбирать нотный текст активизирует учебный процесс, способствует более эффективному изучению ансамблевых и оркестровых партий. Процесс этот достаточно сложный и требует от ученика в этом направлении длительной, систематической работы.

Программа не регламентирует каждый шаг преподавателя, поскольку трудно предугадать все аспекты и нюансы учебного процесса, вследствие того, что разные по уровню одаренности и психофизиологическими особенностями ученики требуют индивидуального подхода. Программа ориентирует и направляет творческую деятельность преподавателя, который, опираясь на собственный опыт и используя определенные педагогические методы, должен организовать и обеспечить успешный ход учебного процесса.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: