Потокосцепление каждого из контуров (обмотки фаз а, в, с статора, обмотки возбуждения, демпферных контуров) при принятых выше допущениях магнитного поля в СМ линейно зависят от тока, протекающего в данном контуре и токов магнитно связанных с ним других контуров. Коэффициентами пропорциональности при этом будут индуктивность L рассматриваемого контура и взаимная индуктивность М с другими контурами. В общем виде потокосцепление i – го контура записывается в виде выражения
где Li, ii – индуктивность и ток в i – ом контуре, ik – ток в магнитно связанном k – ом контуре, Mik – взаимная индуктивность i - го и k – го контуров.
При составлении уравнения для потокосцепления контура надо учитывать, что взаимная индуктивность обмоток, расположенных перпендикулярно, равна нулю. Запишем уравнения для потокосцеплений в общем виде, учитывая приведенную для уравнений (2.7) индексацию контуров синхронной машины:
Число различных значений М в уравнениях (2.8) в два раза меньше, так как в соответствии с принципом взаимности Mab = Mba, Mbc = Mcb, Maf = Mfa и т. д.
Особенностью выражений (2.8) является зависимость некоторых коэффициентов – индуктивностей и взаимных индуктивностей - от положения ротора в пространстве, т. е. они являются функциями времени.
Постоянными будут индуктивности и взаимные индуктивности неподвижных друг относительно друга контуров, по отношению к которым конфигурация магнитной системы не зависит от положения ротора относительно статора. В явнополюсных машинах это будут Lf, L 1 d , L 1 q , M 1 df .
Остальные индуктивности и взаимные индуктивности будут изменяться от положения ротора относительно статора [5].
Рис. 2.9. К определению пространственного положения
ротора