Если уравнение (2.57), записанное в именованных величинах, разделить на базисный момент то уравнение движения ротора в относительных единицах будет иметь следующий вид:
|
В (2.58) называется инерционной постоянной и имеет простой физический смысл. Ротор отсоединенной от сети машины с моментом инерции J разгоняется из неподвижного состояния до номинальной скорости Ω1 за время TJ, если к нему приложить номинальный момент Мб = Мн.
Таким образом, уравнения (2.49), (2.51) и уравнение движения ротора (2.58) являются окончательными уравнениями СМ (без учета нулевых составляющих), описывающих поведение СМ в любых режимах ее работы. Постоянная инерции в полученных уравнениях выражается в секундах, а угол при интегрировании скольжения в радианах.
Обычно более удобным представлять угол в градусах и при частоте f, Гц пересчет в градусы выполняется по следующей формуле:
δ [град] = δ [рад] · К,
где пересчетный коэффициент при частоте 50 Гц:
2.7. Соотношения между базисными токами в синхронной машине с использованием тока холостого хода (система xad)
|
|
Как следует из раздела (2.6), одним из основных положений перехода к относительным единицам является отношение между базисными токами роторных и статорных обмоток.
Среди ряда различных методов установления соотношений между базисными токами наиболее широко применяется рассмотренная в подразделе 2.6.1 взаимная система относительных единиц – система xad, которая позволяет определить базисный ток возбуждения через его ток холостого хода [10].
В соответствии с системой xad за базисный ток обмотки возбуждения принимается такой ток, при котором поле обмотки возбуждения индуктирует в фазной обмотке статора эдс с амплитудой, равной
Рис. 2.15. Характеристика холостого хода СМ в относительных единицах
Эта же эдс может быть выражена в зависимости от тока возбуждения посредством характеристики холостого хода, построенной в относительных единицах (рис.2.15):
|
В (2.60) – ток возбуждения при холостом ходе; коэффициент «с» учитывает расхождение между действительной характеристикой холостого хода и спрямленной по ненасыщенной начальной части. Он определяется как отношение напряжения по спрямленной характеристике (отрезок AG1) к напряжению к действительной характеристике при возбуждении холостого хода (отрезок AG).
Приравняв выражения для эдс (2.59) и (2.60), получим связь между током возбуждения в относительной системе единиц и действительным током возбуждения:
|
Если учесть, что , где – базисный ток возбуждения в рассматриваемой системе относительных единиц, то приходим к выражению, из которого определяется базисный ток
|
|
|
По известному базисному току определяется базисное сопротивление обмотки возбуждения в соответствии с (2.25): где Рб = Sн и
|
Это же сопротивление может быть определено из постоянной времени обмотки возбуждения при всех разомкнутых других контурах генератора, если такая постоянная известна:
Для демпферных контуров надо также находить свой базисный ток, который будет отличаться от базисного тока возбуждения, поскольку они имеют другое число витков и другой обмоточный коэффициент. Поэтому для демпферных контуров относительное сопротивление удобно определять по постоянным времени, которые находятся экспериментально, или оцениваются по конструктивным размерам машины.
2.7.1. Пример расчета параметров ОВ в системе xad
Определим базисные величины обмотки возбуждения и ее активное сопротивление в относительных единицах для гидрогенератора со следующими параметрами:
S = 85 МВА; cosj = 0,85, U = 13,8 кВ; xd = 0,87; xla = 0,153; rf = 0,204 Ом; Tf0 = 5,9 c; с = 1,06.
Определим:
– сопротивление реакции якоря: = 0,717 Ом;
– базисный ток
– базисное напряжение:
– базисное сопротивление: Ом;
– активное сопротивление обмотки возбуждения в о.е.:
Эту же величину активного сопротивления можно получить из выражения для известной постоянной времени обмотки возбуждения Tf0 при разомкнутых всех других обмотках СМ.
Из соотношения определим сопротивление рассеяния обмотки возбуждения: xlf = 0,212 о.е.
Определим индуктивное сопротивление обмотки возбуждения: xf = xad + xlf = 0,93 о.е. Тогда активное сопротивление обмотки возбуждения в относительных единицах:
2.8. Система «ufd» относительных единиц для цепи возбуждения
Для задач, связанных с автоматическим регулированием возбуждения, система относительных единиц хаd, когда базисный ток возбуждения определяется через его ток холостого хода, становится неудобной.
Существующие автоматические регуляторы возбуждения СМ, как правило, характеризуются коэффициентами в несколько отличной системе единиц. Если величина, подаваемая на вход регулятора, выражается в обычных относительных единицах, то выходная величина измеряется по отношению к напряжению возбуждения, которое в режиме холостого хода машины соответствует номинальному напряжению статора. Таким образом, чтобы сравнить коэффициенты регулирования, полученные при использовании системы «хаd» с коэффициентами существующих регуляторов, нужно произвести некоторый пересчет.
В этой связи применяется система относительных единиц, в которой напряжение возбуждения подставляется в долях напряжения возбуждения холостого хода, т. е. так же в относительных единицах, но при базисном напряжении возбуждения, равном напряжению при холостом ходе СМ. Напряжение возбуждения при этом записывается с индексом (х. х.).
Установим связь между и .
При холостом ходе генератора ток во взаимной системе относительных единиц:
При любом другом напряжении возбуждения, например, при Uf (х.х.):
В установившемся режиме уравнение обмотки возбуждения
Отсюда
и тогда дифференциальное уравнение обмотки возбуждения запишется в следующем виде:
Систему относительных единиц, в которой напряжение обмотки возбуждения определяется в долях напряжения возбуждения холостого хода, называют системой «Ufd».