Тема урока: Внутреннее строение рыб

План-конспект урока

 

Дисциплина «Методика обучения естествознанию (Природоведение, Биология»

 

 

Тема: «Внутреннее строение рыб»

Группа З-С(Д)О-16

 

 

Выполнила Лыпкань Ольга Васильевна

 

 

Симферополь, 2020

Предмет: Биология

Класс: 8

Тема урока: Внутреннее строение рыб

Цель урока: изучить системы внутренних органов рыбы: опорно – двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная

Задачи урока:

образовательные – называть отделы, органы систем и их функции; углублять знания о строение рыб; выделять особенности внутреннего строения рыб, позволяющие им жить в воде;

коррекционно-развивающие – способствовать развитию логического и ассоциативного мышления; совершенствованию монологической речи учащихся; развитию внимания, сообразительности и коммуникативных способностей у учащихся.

воспитательные – способствовать развитию умения видеть гармонию и красоту окружающего мира; создавать условия для формирования любви к родной природе, бережного к ней отношения.

· Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:  плакаты и карточки со строением всех внутренних систем рыб, изображение окуня, презентация «Рыбы, внутреннее строение рыб», таблица «Внутреннее строение рыб», раздаточный материал «Скелет рыбы», комплекс вопросов для промежуточного контроля.

 


Этап урока Время Содержание урока Деятельность ученика
Организационный момент 1-2 мин Приветствие. Эмоциональный настрой учащихся. Отметка отсутствующих в журнале. - Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся, скажем «Привет». Пожелайте друг другу что-нибудь хорошее, что может «зарядить человека» на весь урок, а может быть, и целый день. Рапорт дежурного
Актуализация знаний, объявление новой темы 3-4 мин - Итак, ребята, что мы изучили на прошлом уроке (ответы учащихся: на прошлых уроках мы познакомились с внешним строением и особенностями передвижения рыб)? Вспомните, какие особенности внешнего строения рыб обеспечивают им возможность обитания в воде? Ответьте на вопросы: (вопросы на слайде) 1)На какие два класса делят надкласс Рыбы? 2)Какие части можно выделить в теле рыбы? 3)Какие плавники различают у рыб? 4)Какие функции выполняют плавники у рыб? Выберите верные утверждения: (слайд на экране) (выборочно вызывать учеников, которые с экрана зачитывают утверждения и определяют их правильность) 1.Рыбы имеют особый орган чувств – боковую линию. 2.Костные рыбы малочисленная и древняя группа животных. 3.Тело рыбы покрыто чешуёй, предохраняющей от механических повреждений. 4.К костным рыбам относятся акулы и скаты. 5.К непарным плавникам относится грудной плавник. 6.Слизь, которой покрыть тело рыб, выделяется железами, находящимися в коже. 7.Органом слуха у рыб является внутреннее ухо. Отвечают на вопросы    
Изучение нового материала 20-25 мин - Объектом изучения сегодня будет рыба, модель которой перед вами (демонстрация). Правильно, это окунь речной. Речной окунь, как и любая рыба, тяжелее воды, плотность его тела больше плотности воды. Но почему же тогда речной окунь не тонет? Мы с вами уже выяснили, какие особенности внешнего строения рыб позволяют им жить в воде. Но это не единственные особенности, позволяющие рыбам жить в воде. А что же мы с вами должны ещё изучить, чтобы понять все особенности рыб, позволяющие им жить в воде? (ответ учеников- внутреннее строение). Что относится к внутреннему строению рыб? - Итак, давайте вспомним, что у представителей типа Членистоногие имелся хитиновый покров, который выполнял определённую функцию. Какую? -Правильно, он выполнял функцию наружного скелета. У представителей надкласса Рыбы впервые появляется внутренний скелет, который вместе с мышцами формирует опорно-двигательную систему рыб. Давайте с вами рассмотрим скелет костной рыбы и составим схему скелета рыбы. А-скелет рыбы:1-челюсти;2-череп;3-жаберная крышка;4-плечевой пояс; 5-скелет грудного плавника;6-скелет брюшного плавника; 7-рёбра; 8-плавниковые лучи; 9-позвонки; Б-туловищный позвонок; В- хвостовой позвонок: 1-остистый отросток;2-верхняя дуга; 3-боковой отросток; 4-нижняя дуга. На экране проецируется скелет костной рыбы, рассматривая который учащиеся под руководством учителя (учитель составляет схему на доске, ученики - в тетрадях) составляют опорную схему: Объяснение материала «Опорно-двигательная система» учителем. Конспект. Скелет рыбы состоит из позвоночника, который образован позвонками (у окуня 38-42 позвонка). Каждый позвонок имеет утолщённую часть – тело позвонка, а также верхние и нижние дуги. Верхние дуги смыкаются и образуют канал, в котором лежит спинной мозг. Дуги защищают его от травм. Вверх от дуг торчат длинные остистые отростки. В туловищном отделе нижние дуги позвонков разомкнуты. К ним примыкают рёбра – они защищают внутренние органы и служат опорой для мускулатуры. В хвостовом отделе нижние дуги позвонков образуют канал, в котором проходят кровеносные сосуды. В скелете головы виден небольшой череп. Кости черепа защищают головной мозг. В скелете головы различают верхние и нижние челюсти, кости глазниц и жаберный аппарат. В жаберном аппарате заметны крупные жаберные крышки. Под жаберными крышками находятся жаберные дуги – они парные: левые и правые (у окуня их 4). На жаберных дугах находятся жабры. К костям прикрепляются мышцы. Самые сильные из них находятся на спинной стороне туловища и в хвостовом отделе. Сокращение и расслабление мышц вызывает изгибание тела рыбы, благодаря чему она передвигается в воде. В голове и у плавников находятся мышцы, приводящие в движение челюсти, жаберные крышки и плавники. (На экране проецируется изображение мускулатуры рыб.) Вывод: скелет рыбы служит опорой для мышц и защитой для внутренних органов. После рассмотрения материала по опорно-двигательной системе учащимся выдаётся раздаточный материал «Скелет рыбы» (необходимо рассмотреть и ознакомиться ещё раз со скелетом рыбы, не более 3-ёх минут). Промежуточный контроль. На экране проецируется скелет рыбы, где цифрами указаны части скелета. Учитель называет номера, а ученики по очереди называют части скелета. Изучение внутреннего строения рыбы. Изучение нового материала будет происходить в виде самостоятельной работы учащихся с текстом учебника. В результате этого вида деятельности учащиеся должны заполнить таблицу («Шапку» таблицы необходимо записать на доске). «Шапка» таблицы выглядит следующими образом: Внутреннее строение рыбы  
  Системы органов Пищеварительная Дыхательная Кровеносная Нервная Выделительная
Рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник (печень с желчным пузырём, поджелудочная железа), анальное отверстие.     Жабры: жаберные крышки и жаберные дуги (жаберные тычинки и жаберные лепестки). Кровеносная система замкнутая. Сердце состоит из двух камер (предсердие и желудочек). ЦНС: головной и спинной мозг. ПНС: нервы. Головной мозг: передний, средний, продолговатый, промежуточный, мозжечок. Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочевое отверстие.

Таблица заполняется учащимися совместно с учителем.

После изучения каждой системы органов, среди учащихся проводится контроль усвоения знаний.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: