Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда

Основные обязанности работодателя по обеспечению охраны труда изложены в статье 17 Закона «Об охране труда».

Работодатель обязан:

· обеспечивать безопасность при эксплуатации территории, зданий (помещений), сооружений, оборудования.

· предоставлять при необходимости места для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности по гражданско-правовому договору, соответствующие требованиям по охране труда;

· принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работающих при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения;

· осуществлять обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда;

· информировать работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда;

· обеспечивать в порядке, установленном законодательством, расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, техническое расследование причин аварий, инцидентов на опасных производственных объектах, разработку и реализацию мер по их профилактике и предупреждению;

· осуществлять обязательное страхование работающих от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством;

· обеспечивать допуск должностных лиц контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных на проведение проверок соблюдения законодательства об охране труда (далее – проверяющие), к проверке и представлять необходимые для проверки документы, а также допускать проверяющих для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности;

· не допускать к работе, отстранять от работы в соответствующий день (смену), не допускать к выполнению работ (оказанию услуг), отстранять от выполнения работ (оказания услуг) работающего, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работ (оказанию услуг); · возмещать вред, причиненный жизни и здоровью работающих, в соответствии с законодательством;

· не препятствовать работающим в реализации их права на охрану труда;

· исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда.

  1. Процесс старения. Оценка потребностей клиентов в форме социального обслуживания. Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ

1.Обслуживаемые категории граждан:

Нетрудоспособные граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию

2. Условия предоставления социального обслуживания:

а) обслуживаются бесплатно:

малообеспеченные одинокие нетрудоспособные граждане (семьи);

б) обслуживаются на условиях частичной оплаты (60% или 50% тарифа на социальные услуги):

одинокие нетрудоспособные граждане (семьи), среднедушевой доход которых не превышает 200 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения;

3.Перечень социальных услуг, предоставляемых отделением социальной помощи на дому:

а) консультационно-информационные услуги;

б) социально-бытовые услуги*

в)социально-педагогические услуги

г)социально-посреднические услуги

д) социально-реабилитационные услуги.

  1. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.

В действующей в Республике Беларусь системе социального обслуживания эффективно функционирует и развивается подсис­тема социального обслуживания граждан пожилого возраста и ин­валидов.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов — обособленный комплекс организации и осуществления на основе правовых норм порядка предоставления услуг, льгот и нату­ральных материальных благ по содержанию и социальному обслу­живанию граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждениях социальной защиты населения. Эти услуги, льготы и натуральные материальные блага предоставляются пожилым гражданам и инва­лидам для удовлетворения их специфических потребностей, обус­ловленных старостью и инвалидностью.

Это обслуживание может осуществляться в форме:

- стационарного обслуживания в учреждениях социального об­служивания;

- полустационарного социального обслуживания;

- социального обслуживания на дому;

- срочного социального обслуживания;

- предоставления реабилитационных услуг.

Стационарное социальное обслуживание осуществляется в до­мах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа, интерна­тах ветеранов войны и труда, психоневрологических интернатах, специальных домах-интернатах для престарелых и инвалидов. Цент­ры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инва­лидов осуществляют социальную помощь на дому, срочное соци­альное обслуживание, полустационарное социальное обслуживание.

Все они являются учреждениями стационарного медико-соци­ального обслуживания системы Министерства труда и социальной защиты и создаются, реорганизуются и ликвидируются, как прави­ло, по решению облисполкомов, Минского горисполкома, согласо­ванному с Министерством труда и социальной защиты. Контроль за качеством медицинского обслуживания престарелых и инвалидов, проживающих в учреждениях социальной защиты населения, соблю­дением в них санитарно-противоэпидемического режима и оказа­ние специализированной медицинской помощи осуществляют орга­ны здравоохранения.

проведение санитарно-гигиенических и противо­эпидемических мероприятий, лечение, организация консультативной медицинской помощи специалистов, госпитализация больных с учас­тием лечебно-профилактических учреждений, а также реабилитаци­онные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудово­го характера. Нуждающиеся инвалиды и престарелые обеспечивают­ся слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изде­лиями, а также немоторными средствами передвижения. Создаются такие учреждения для материально-бытового обслу­живания граждан пожилого возраста и инвалидов, обеспечения для них нормальных условий жизни, организации ухода, оказания им ме­дицинской помощи, проведения систематической и целенаправлен­ной воспитательной работы, а также осуществления мероприятий, направленных на социально-трудовую реабилитацию граждан.

Бытовое обслуживание ветеранов, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях включает наряду с предоставлением им, согласно утвержденным нормам, благоустроенного жилья с мебе­лью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви, организацию рационального и диетического питания с учетом возра­ста и состояния здоровья престарелых и инвалидов, создание благо­приятного микроклимата и показанных режимов обслуживания (со­держания), приближенных к домашним условиям, проведение культурно-массовой работы с учетом состояния здоровья и возраста. В стационарных учреждениях осуществляются диспансеризация преста­релых и инвалидов,

Для осуществления лечебно-трудовой и активизирующей тера­пии создаются лечебно-производственные (трудовые) мастерские в интернатах, расположенных в сельской местности, кроме того, под­собное сельское хозяйство с необходимыми инвентарем, оборудо­ванием и транспортом. Престарелые граждане, ветераны труда и инвалиды, проживающие в интернате, в соответствии с трудовой рекомендацией МРЭК или по заключению врача по результатам углубленного медицинского осмотра принимают участие в работе лечебно-производственных (трудовых) мастерских, подсобного сель­ского хозяйства, по самообслуживанию, а также могут принимать­ся на временные работы в этом учреждении в соответствии с дей­ствующим законодательством на должности младшего медицинс­кого, младшего обслуживающего персонала и рабочих, если рабо­та им не противопоказана по состоянию здоровья, с неполным рабочим днем и оплатой пропорционально отработанному времени.

1. Дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа яв­ляется медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного и временного проживания на полном государственном обеспечении либо за плату одиноких престарелых и инвалидов, нуж­дающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В зави­симости от контингента проживающих дома-интернаты общего типа могут подразделяться на:

- дома-интернаты для престарелых и инвалидов;

- дома-интернаты для инвалидов в возрасте от 18 до 40 лет.

В дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа на полное государственное обеспечение принимаются одинокие граж­дане, достигшие — женщины 55 лет, мужчины — 60 лет и инвалиды I и II группы старше 18 лет, а в дом-интернат для инвалидов — только инвалиды I и II групп в возрасте от 18 до 40 лет, не имеющие трудо­способных родственников, обязанных по закону их содержать, либо чьи родственники проживают за пределами Республики Беларусь.

Престарелые и инвалиды, имеющие в Республике Беларусь тру­доспособных родственников, обязанных их содержать, но по каким-либо причинам не могущие проживать в семье, могут быть приняты в дом-интернат в порядке исключения по ходатайству местных испол­нительных и распорядительных органов и решению отделов, управле­ний социальной защиты областей и г. Минска на основании договора между гражданином либо его родственниками на полное платное содержание или неполное государственное обеспечение. Неполное государственное обслуживание включает обеспечение бесплатно всеми видами обслуживания, за исключением одежды и обуви.

Прием в дом-интернат производится по путевке областных от­делов, управлений, Минского городского управления социальной защиты, выдаваемой в соответствии с Инструкцией о медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты, и на основании заявления о приеме в дом-интернат, медицинской карты, оформляемых районным (городским) отделом социальной защиты и лечебно-профилактическим учреждением, справки МРЭК (для мужчин моложе 60 и женщин 55 лет).

Инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны и члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов Великой Отечественной войны и участни­ков Великой Отечественной войны, лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, жерт­вы политических репрессий 20—80-х гг. XX в. и члены их семей при­нимаются в дом-интернат в первоочередном порядке.

При наличии свободных мест в доме-интернате престарелые и инвалиды могут приниматься на временное проживание сроком от 2 до 6 месяцев на общих основаниях. В доме-интернате могут от­крываться отделения дневного, недельного содержания престаре­лых и инвалидов, платные отделения.

Временное выбытие престарелых и инвалидов из дома-интерна­та по личным мотивам разрешается с согласия директора на срок не более 3 месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Разрешение о временном выбытии может быть дано с учетом заключения врача о возможности выезда и при наличии письменно­го обязательства принимающих родственников или других лиц об обеспечении ухода за престарелым и инвалидом.

Престарелые и инвалиды, получившие разрешение на 3-месяч­ное выбытие из дома-интерната и не вернувшиеся без уважитель­ных причин в течение двух недель после установленного срока воз­вращения, подлежат снятию с государственного обеспечения и мо­гут быть восстановлены только на общих основаниях.

Выписка престарелого или инвалида из дома-интерната произ­водится с разрешения областных отделов, управлений, Минского городского управления социальной защиты при наличии жилплоща­ди, средств к существованию и возможности самообслуживания или при наличии родственников, которые могут его содержать и обес­печить необходимый уход за ним, в следующих случаях:

- по личному заявлению престарелого или инвалида;

- если при очередном переосвидетельствовании инвалиду I или II группы устанавливается III группа инвалидности;

- за систематическое нарушение правил внутреннего распо­рядка, грубое нарушение общественного порядка, привлечение к административной ответственности проживающие отчисляются из дома-интерната независимо от наличия жилой площади и средств к существованию.

2. Стационарное социальное обслуживание ветеранов войны и труда, нуждающихся по состоянию здоровья в уходе, бытовом об­служивании и медицинской помощи, осуществляется Республиканс­ким интернатом ветеранов войны и труда, который создается, ре­организуется и ликвидируется Советом Министров Республики Бе­ларусь. В интернат ветеранов войны и труда принимаются:

- Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда;

- инвалиды и участники Великой Отечественной войны; члены семей погибших военнослужащих и партизан; инвалиды Советской Армии I и II группы;

- воины-интернационалисты;

- инвалиды I и II группы, инвалидность которых связана с катас­трофой на Чернобыльской АЭС;

- участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыль­ской АЭС;

- лица, удостоенные почетных званий (народный, заслужен­ный), лауреаты Государственной премии Республики Беларусь и бывшего СССР;

- выдающиеся спортсмены — победители и призеры олимпийс­ких игр, чемпионы мира и Европы;

- лица, необоснованно репрессированные в 20—80-е годы XX в. по политическим мотивам и впоследствии реабилитированные.

В интернат на полное государственное обеспечение принима­ются граждане пенсионного возраста, инвалиды I и II групп, кото­рым пребывание в интернате не противопоказано в соответствии с Инструкцией «Медицинские показания и противопоказания к при­ему в дом-интернат» и не имеющие трудоспособных родственни­ков, обязанных по закону их содержать.

Граждане, имеющие трудоспособных родственников, обязанных по закону их содержать, принимаются в интернат на полное платное содержание или неполное государственное обеспечение. При непол­ном государственном обеспечении граждане обеспечиваются бесплатно всеми видами обслуживания, за исключением одежды и обуви.

В интернат могут приниматься граждане на временное прожи­вание сроком до 6 месяцев при наличии заключения врача об отсут­ствии противопоказаний для определения в дом-интернат общего типа.

Сроком на 24 дня на отдых принимаются ветераны войны и труда в счет санаторно-курортного лечения на основании личного заявления и медицинской справки о рекомендуемом лечении.

Отдельные граждане, имеющие трудоспособных родственни­ков, но по каким-либо причинам не могущие проживать в семье, могут быть приняты в интернат на полное государственное обеспе­чение в порядке исключения по решению коллегии Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Прием в интернат ветеранов войны и труда производится по путевкам Министерства социального обеспечения, которые выда­ются на основании следующих документов:

- заявления о приеме в интернат;

- медицинской карты;

- акта обследования материально-бытового положения;

- ходатайства отдела социального обеспечения райисполкома;

- справки о размере получаемой пенсии.

Временное выбытие граждан из интернатов по личным моти­вам разрешается с согласия директора на срок до 3 месяцев с сохранением за ними места в интернате и выплатой назначенной им пенсии за время отсутствия в полном размере.

Выписка граждан из интерната производится с разрешения ад­министрации интерната в следующих случаях:

- по личному заявлению гражданина;

- если при очередном переосвидетельствовании инвалиду I или II группы устанавливается III группа инвалидности при условии его трудоустройства и предоставления жилья;

- за систематическое нарушение правил внутреннего распорядка.

При выписке из интерната гражданину (кроме принятых на вре­менное проживание и платное обслуживание) выдаются закреплен­ные за ним одежда, белье и обувь по сезону, личные вещи и ценно­сти, хранящиеся в учреждении, а также справка с указанием вре­мени пребывания в интернате.

3. Психоневрологический интернат является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного, временного (сро­ком от 2 до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания пре­старелых граждан и инвалидов, страдающих хроническими психи­ческими заболеваниями, признанных в установленном порядке не­дееспособными и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.

В психоневрологический интернат принимаются лица (женщины с 55 лет, мужчины — с 60 лет и инвалиды I и II групп старше 16 лет), страдающие хроническими психическими заболеваниями, нуждающи­еся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании и меди­цинской помощи в соответствии с Инструкцией о медицинских пока­заниях и противопоказаниях к приему в дом-интернат, утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь, независимо от наличия родственников, обязанных по закону их содержать.

Инвалиды Великой Отечественной войны и из числа воинов-интер­националистов, участники Великой Отечественной войны, одинокие вынужденные переселенцы, уроженцы или имеющие родственников на территории республики, жертвы политических репрессий 20—80-х гг. XX в., родители и дети военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, а также умерших инвали­дов и участников Великой Отечественной войны, лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и члены их семей, принимаются в интернат в первоочередном поряд­ке.

Прием в психоневрологический интернат производится по пу­тевкам областных отделов и управлений социальной защиты и уп­равления социальной защиты г. Минска, выдаваемых на основании заявления самого гражданина либо его родственников или решения органа опеки и попечительства.

К заявлению в обязательном порядке прилагаются:

- решение суда о признании гражданина недееспособным вслед­ствие психического заболевания;

- решение органа опеки и попечительства об освобождении ра­нее назначенного опекуна от исполнения опекунских обязанностей;

- медицинская карта с заключением врачебной комиссии и вра­ча-психиатра лечебно-профилактического учреждения;

- личное дело, оформленное районным (городским) отделом социальной защиты;

- заключение МРЭК, которое должно содержать сведения о наличии психического расстройства, являющегося противопоказани­ем для помещения в дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа.

Администрация психоневрологического интерната обязана не реже одного раза в год проводить комиссионное освидетельствова­ние лиц, проживающих в них, с целью решения вопроса о дальней­шем содержании в этом учреждении, а также о возможности пере­смотра решения об их недееспособности.

Лица, проживающие в психоневрологическом интернате, име­ют право:

- обращаться непосредственно к директору, заведующему медицинской частью или заведующему отделением по вопросам лечения, обследования и охраны своих прав;

- подавать без цензуры жалобы и заявления в органы предста­вительной и исполнительной власти, прокуратуру, суд и адвокату, а также обращаться в общественные организации инвалидов, встре­чаться с адвокатом и священнослужителем наедине;

- отправлять религиозные обряды, соблюдать религиозные ка­ноны, в том числе пост, по согласованию с администрацией иметь религиозную атрибутику и литературу;

- выписывать газеты и журналы;

- получать наравне с другими гражданами вознаграждение за участие в производительном труде в соответствии с его количе­ством и качеством.

Проживающие в психоневрологическом интернате имеют так­же следующие права, которые по рекомендации лечащего врача, заведующего отделением или медицинской частью могут быть ог­раничены в интересах здоровья или безопасности самого прожива­ющего и окружающих лиц:

- вести переписку без цензуры;

- получать и отправлять посылки, бандероли и денежные пе­реводы;

- пользоваться телефоном;

- принимать посетителей;

- иметь и приобретать предметы первой необходимости, пользо­ваться с разрешения администрации собственной одеждой, принад­лежащими им радиобытовыми приборами, телевизором, музыкаль­ными инструментами, книгами, настольными играми.

Временное выбытие из психоневрологического интерната пре­старелых, инвалидов может быть разрешено с учетом заключения врача о возможности выезда при наличии письменного обязатель­ства родственников или других лиц об обеспечении ухода за боль­ными и с согласия директора на срок не более 3 месяцев в году в общей сложности. При этом расходы, связанные с поездкой к род­ственникам или другим лицам, за счет бюджета не возмещаются.

Выписка из психоневрологического интерната производится:

- по личному заявлению лица при наличии заключения врачеб­ной комиссии с участием врача-психиатра о том, что по состоянию здоровья указанное лицо способно проживать самостоятельно;

- по заявлению членов семьи, других родственников или закон­ного представителя, обязующихся осуществлять уход за лицом, признанным в установленном порядке недееспособным, при нали­чии у них соответствующих нормативов жилой площади.

4. Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания потерявших социальные связи инвалидов I и II группы, престарелых граждан из числа освобождаемых из мест лишения свободы (особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством уста­новлен административный надзор), а также направляемых из при­емников-распределителей лиц из числа указанных инвалидов и престарелых, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к ад­министративной ответственности за нарушение общественного по­рядка, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслужи­вании, систематическом и целенаправленном воспитательном воз­действии.

Направление этих инвалидов и престарелых в специальный дом-интернат производится с их согласия на основании заключения ме­дицинской комиссии о том, что они нуждаются в постороннем ухо­де, и при отсутствии трудоспособных родственников, обязанных их содержать.

Местные исполнительные и распорядительные органы с уче­том личности освобожденного вправе ходатайствовать перед обла­стными, Минским городским управлениями социальной защиты о помещении его в специальный дом-интернат при наличии у него тру­доспособных родственников, обязанных его содержать.

В специальный дом-интернат могут направляться лица, прожива­ющие в домах-интернатах для престарелых инвалидов общего типа, допускающие нарушения общественного порядка, а также система­тически и грубо нарушающие правила внутреннего распорядка, к ко­торым неоднократно применялись меры административного и обще­ственного воздействия, с учетом мнения трудовых коллективов домов-интернатов и проживающих в них престарелых граждан и инвалидов.

Прием в специальный дом-интернат производится по путевке, выдаваемой управлением социальной защиты облисполкомов и Мин­ского горисполкома, в ведении которых находится этот дом-интер­нат, на основании представления местных исполнительных и распо­рядительных органов.

Выписка престарелого или инвалида из специального дома-ин­терната производится по его заявлению с разрешения управления социальной защиты, в ведении которого находится дом-интернат, при наличии жилой площади, средств к существованию и возможно­сти самообслуживания или при наличии родственников, которые могут и согласны его содержать, обеспечить необходимый уход за ним, а также в случае установления инвалиду I или II группы при очередном освидетельствовании III группы инвалидности. Местные исполнительные и распорядительные органы принимают меры по трудоустрой­ству и обеспечению жильем инвалидов, которым установлена III груп­па инвалидности.

В случае невозможности трудоустройства инвалида III группы или обеспечения его жильем областные, Минское городское управ­ления социальной защиты вправе принять решение о его дальней­шем проживании в специальном доме-интернате на полном или не­полном государственном обеспечении.

При выписке из специального дома-интерната престарелому или инвалиду выдаются закрепленные за ним одежда, белье и обувь по сезону, личные вещи и ценности, хранившиеся в учреждении, а также справка с указанием времени пребывания в доме-интернате.

О выписке ранее судимого, находящегося под административ­ным надзором, сообщается в органы внутренних дел, где он состо­ит на учете.

Временное выбытие престарелых и инвалидов из специального дома-интерната по личным мотивам разрешается с согласия дирек­тора дома-интерната на срок не более одного месяца с учетом заключения врача о возможности выезда (выбытие в другой насе­ленный пункт лиц, над которыми установлен административный над­зор, допускается с разрешения органа внутренних дел).

Расходы, связанные с поездкой к родственникам или другим лицам, не возмещаются.

Престарелые и инвалиды, проживающие в специальном доме-интернате, не нарушающие общественный порядок и правила внут­реннего распорядка специального дома-интерната, по их желанию могут быть переведены в дом-интернат для престарелых и инвали­дов общего типа. Решение о переводе принимается управлением социальной защиты облисполкома и Минского горисполкома.

5. Порядок предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам, полустационарного и срочного социального обслужива­ния, а также социальной помощи на дому регулируется Пример­ным положением о Центре социального обслуживания граждан по­жилого возраста и инвалидов, утвержденным приказом Министер­ства социальной защиты от 24 августа 1999 г. № 73.

Правом внеочередного принятия на обслуживание Центром пользуются Герои Республики Беларусь, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы, инвалиды и участники Великой Отечественной вой­ны, а также инвалиды боевых действий на территории других госу­дарств. Правом первоочередного принятия на обслуживание Цент­ром пользуются супруги погибших (умерших) инвалидов и участни­ков Великой Отечественной войны, не вступившие в повторный брак; одинокие нетрудоспособные граждане и инвалиды.

Зачисление на обслуживание Центром осуществляется на ос­новании:

- личного заявления граждан или их законных представителей о предоставлении им социальных услуг;

- документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорт, справка об освобождении — для лиц, освободившихся из мест ли­шения свободы; иные выдаваемые в установленном порядке доку­менты, удостоверяющие личность гражданина);

- заключения лечебно-профилактического учреждения об отсутствии медицинских противопоказаний к принятию на обслу­живание;

- акта материально-бытового положения граждан;

- удостоверения, справки, свидетельства или другого докумен­та установленного образца о праве на льготы в соответствии с дей­ствующим законодательством;

- справки с места жительства о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений;

- справки о размере пенсии, в том числе с учетом надбавок. Документы могут быть представлены в подлинниках или копи­ях, заверенных в установленном порядке.

Противопоказанием к зачислению на обслуживание является наличие у этих граждан психических заболеваний, хронического ал­коголизма, венерических, карантинных инфекционных заболеваний, бактерионосительства, активных форм туберкулеза, а также иных тяжелых заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

Отказ в предоставлении социальных услуг Центром по меди­цинским показаниям оформляется совместным заключением его руководства и врачебно-консультативной комиссии учреждения здра­воохранения.

Снятие граждан с обслуживания производится приказом ди­ректора Центра по личному заявлению обслуживаемого лица при истечении сроков обслуживания или по иным причинам, препятству­ющим дальнейшему обслуживанию гражданина.

Снятие граждан с обслуживания без заявления производится в случаях:

- нарушения договорных условий оплаты за обслуживание;

- выявления медицинских противопоказаний;

- нарушения гражданами установленных норм и правил при предоставлении им социальных услуг;

- смерти граждан (на следующий день после похорон).

При отказе граждан от обслуживания при условии, что такой отказ может повлечь ухудшение их состояния, гражданам или их законным представителям должны быть разъяснены последствия принятого решения и получено письменное подтверждение о полу­чении ими такой информации.

Решение об отказе от принятия на обслуживание или снятия с обслуживания граждан может быть обжаловано ими или их закон­ными представителями в управления социальной защиты облиспол­комов, Минского горисполкома, в соответствующий исполком, а также в суд.

Социальное обслуживание граждан в Центре может осуще­ствляться на разовой, временной (на срок до 6 месяцев) или посто­янной основе.

Социальные услуги оказываются гражданам Центром бесплат­но либо на условиях частичной или полной оплаты. Перечень соци­альных услуг, порядок предоставления их на платной основе уста­навливаются местными исполнительными и распорядительными орга­нами в соответствии с действующим законодательством. Задачами Центра являются:

- разработка комплексных мероприятий по организации соци­ального обслуживания граждан, предупреждению снижения уровня их социальной защиты на основе анализа социальной и демографи­ческой ситуации, уровня социально-экономического обеспечения населения на территории, обслуживаемой Центром;

- выявление граждан, нуждающихся в социальном обслужива­нии, совместно с органами здравоохранения, жилищно-эксплуата-ционными службами, сельскими Советами, общественными и рели­гиозными организациями;

- дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании;

- определение конкретных форм помощи, периодичности ее предоставления гражданам, нуждающимся в социальном обслужи­вании, исходя из состояния здоровья и возможности к самообслу­живанию;

- оказание социальных, бытовых, торговых, медицинских, кон­сультативных и иных видов услуг постоянного, временного или ра­зового характера гражданам в соответствии с перечнем услуг при условии соблюдения принципов гуманности, адресности, преемствен­ности, доступности и конфиденциальности предоставления помощи;

- внедрение в практику новых форм социального обслужива­ния в зависимости от характера нуждаемости в социальной поддер­жке и местных социально-экономических условий;

- привлечение различных государственных и негосударствен­ных структур к решению вопросов оказания социальной поддержки гражданам и координация их деятельности в этом направлении.

Структурными подразделениями Центра являются отделения социальной помощи на дому, дневного пребывания, срочного соци­ального обслуживания.

Отделения социальной помощи на дому создаются для осуще­ствления постоянного или временного (до шести месяцев) социаль­но-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях гражданам, нуждающимся в посто­ронней помощи вследствие частичной или полной утраты способности к самообслуживанию. Они выполняют следующие задачи:

- оказание гражданам социально-бытовой и доврачебной меди­цинской помощи, квалифицированного ухода в надомных условиях;

- организацию социально-бытового обслуживания граждан пред­приятиями торговли, общественного питания, бытового и комму­нального хозяйства, учреждениями здравоохранения, нотариальны­ми учреждениями, шефствующими предприятиями, другими учреж­дениями и общественными организациями;

- установление и поддержание связи с трудовыми коллектива­ми, где ранее работали обслуживаемые граждане, а также с дру­гими государственными и негосударственными структурами по ока­занию социальной поддержки гражданам;

- оказание морально-психологической поддержки обслужива­емым гражданам и членам их семей;

- обучение родственников обслуживаемых граждан практичес­ким навыкам общего ухода за больными;

- выявление и принятие в члены Белорусского товарищества инвалидов по зрению (БелТИЗ) инвалидов по зрению, вовлечение их в активную общественно-трудовую деятельность.

В соответствии с Примерным положением о Центре социаль­ного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов отде­ление социальной помощи на дому осуществляет непосредствен­ное выполнение следующих услуг:

- доставка на дом продуктов питания, обедов, промышленных товаров первой необходимости, медикаментов, благотворительной и других видов натуральной помощи;

- содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

- поддержание условий проживания в соответствии с гигиени­ческими требованиями, оплата за жилую площадь, коммунальные и другие услуги;

- содействие в организации юридической помощи и иных пра­вовых услуг, в том числе оформлении документов для установления опеки и попечительства, по обмену и приватизации жилья, на полу­чение именных приватизационных чеков «Имущество», для поме­щения в стационарные учреждения системы социальной защиты;

- заготовка овощей на зиму;

- оформление заказов на доставку топлива, растопка печей, доставка воды, содействие в заготовке кормов и обработке приуса­дебных участков;

- кормление больного и при необходимости организация горя­чего питания на дому;

- уборка жилых помещений;

- измерение температуры тела, артериального давления, нало­жение компрессов, осуществление перевязок, обработка пролеж­ней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм;

- приобретение лекарственных препаратов в соответствии с назначением лечащего врача;

- проведение гигиенической обработки обслуживаемых лиц (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, при­чесывание, смена белья);

- забор материалов для проведения лабораторных исследований;

- проведение санитарно-просветительной работы среди обслу­живаемых лиц;

- оказание экстренной доврачебной помощи;

- содействие в организации ритуальных услуг. Социально-бытовые услуги на дому бесплатно предоставляются:

- одиноким престарелым гражданам, достигшим возраста: женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет;

- инвалидам I и II группы;

- престарелым гражданам и инвалидам, не имеющим трудо­способных родственников, обязанных содержать их по закону, в населенном пункте проживания.

В размере 25 % минимального размера пенсии надомные ус­луги оплачивают престарелые граждане и инвалиды, имеющие род­ственников, обязанных по закону их содержать и проживающих с ними в одном населенном пункте.

Периодичность посещения социальными работниками обслу­живаемых на дому, территория обслуживания и график работы со­циальных работников и медицинских сестер устанавливаются заве­дующим отделением социального обслуживания на дому с учетом тяжести состояния обслуживаемых граждан, характера оказываемых услуг, компактности проживания, транспортных связей, нали­чия предприятий торговли, общественного питания, бытового об­служивания, а также учреждений органов здравоохранения.

Для граждан, нуждающихся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию, периодичность посещения социальными работниками устанавливается не менее 2 раз в неделю. Для граждан, утративших способность к самообслу­живанию, периодичность посещения социальными работниками ус­танавливается не реже 3-4 раз в неделю.

Периодичность посещения обслуживаемых лиц медицинскими сестрами устанавливается заведующим отделением социального обслуживания на дому по согласованию с лечащим (участковым) врачом, но не реже 3 раз в неделю.

Одним из видов социального обслуживания является полуста­ционарное социальное обслуживание, которое обеспечивается от­делениями дневного пребывания Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В отделениях дневного пребывания осуществляется социально-бытовое, культурное, медицинское обслуживание граждан, сохранивших способность к са­мообслуживанию и активному передвижению, организация их пита­ния и отдыха, привлечение к посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

Отделение дневного пребывания создается для обслуживания от 25 до 35 граждан пожилого возраста и инвалидов. В дневном отделении выделяются помещения для кабинетов доврачебной (вра­чебной) медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, лечебно-трудовых мастерских и т.д.

Для организации отдыха граждан в дневном отделении при на­личии необходимых площадей оборудуется спальное помещение с предоставлением обслуживаемым индивидуальных постельных при­надлежностей.

Обслуживаемые граждане могут при их добровольном согла­сии и в соответствии с медицинскими рекомендациями участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных ле­чебно-трудовых мастерских или подсобных хозяйствах. Трудовая деятельность осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии и под наблюдением медицинского работника.

Новым видом социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является срочное социальное обслуживание, конкретное содержание которого заключается в оказании неотлож­ной помощи разового характера гражданам пожилого возраста или инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

Срочное социальное обслуживание включает оказание следу­ющих социальных услуг:

- разовое обеспечение остро нуждающихся граждан бесплат­ным горячим питанием, в том числе путем предоставления им тало­нов на бесплатное питание, или продуктовыми наборами;

- обеспечение одеждой, обувью и другими предметами пер­вой необходимости;

- разовая материальная помощь;

- экстренная доврачебная медицинская помощь;

- содействие в организации ночлега или получении временного жилого помещения;

- юридическая помощь в целях защиты прав и законных инте­ресов граждан;

- экстренная медико-психологическая помощь, в том числе по «телефону доверия»;

- предоставление необходимой информации и проведение кон­сультаций по вопросам социальной помощи;

- оказание других форм срочной социальной помощи, обус­ловленных региональными особенностями.

Отделение срочного социального обслуживания имеет поме­щения для сбора и хранения одежды, обуви и других предметов первой необходимости, должно располагать минимальным набором лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной доврачебной помощи.

Деятельность отделения срочного социального обслуживания строится на сотрудничестве с различными государственными учреж­дениями, общественными, благотворительными, религиозными орга­низациями и объединениями, фондами, а также отдельными граж­данами.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инва­лидов — это комплексная система социальных услуг, адресованных гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в силу до­стижения определенного возраста и (или) состояния здоровья. Эти услуги дают им возможность восстановить социальные связи и положение в обществе.

 

  1. Социальная реабилитация: понятие, содержание, принципы, виды.

Социальная реабилитация определяется как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социального статуса (по жилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и некоторые др.), девиантным поведением личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест заключения и др.).

Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной не зависимости.

Основными принципами социальной реабилитации являются: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, индивидуальный подход.

Суверенитет потребителя. Человек, имеющий инвалидность, — основной потребитель социальных служб и является главным защитником своих интересов. Он должен быть допущен к прямому участию в решении социальных проблем, связанных с инвалидностью.

Самоопределение. Люди, имеющие инвалидность, должны в первую очередь опираться на свои способности и умения, для того чтобы добиться прав и привилегий, на которые они претендуют.

Политические и экономические права. Люди, имеющие инвалидность, должны получить право участвовать в политической и экономической жизни общества.

К числу важнейших относится также принцип неразрывной связи индивида с ограниченными возможностями и социальной среды. Одним из основополагающих является принцип изучения и сохранения семейных и социальных связей инвалида, ибо для каждого индивида его семья должна являться наиболее совершенной и функциональной социализирующей и реабилитирующей средой.

Чрезвычайно важен принцип комплексности и последовательности реабилитационных мероприятий, поскольку отдельные несистематизированные меры могут не принести полноценного положительного результата или даже в редких случаях сказаться негативно.

Ведущим в наших условиях должен оставаться принцип государственных социальных гарантий для инвалидов. Начальным звеном системы общей реабилитации инвалидов является медицинская реабилитация, которая представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболеваний. Медицинская реабилитация неразрывна с лечебным процессом. Кроме того, психологическая реабилитация является самостоятельным направлением реабилитационной деятельности, направленным на преодоление страха перед действительностью, изживание социально-психологического комплекса «калеки», укрепление активной, деятельной личностной позиции.

Педагогическая реабилитация включает в себя, в первую очередь, мероприятия воспитательного и обучающего характера в отношении несовершеннолетних инвалидов, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками самоконтроля и осознанного поведения, самообслуживания, получил необходимый уровень общего или дополнительное школьное образование. Социальная реабилитация инвалидов, что подразумевает деятельность по социально-бытовой адаптации и социально-средовой реабилитации. Необходимость социалъно-средовой реабилитации лиц с утраченными функциями обусловлена тем, что инвалидность приводит к значительному числу ограничений в возрасте.

Социально-трудовая адаптация инвалидов включает в себя также направленный к единой цели комплекс мероприятий: приспособление производственной среды к нуждам и потребностям инвалида, адаптацию инвалида к требованиям производства.

Одним из перспективных направлений реабилитации является обучение и переобучение инвалидов, предоставление им в процессе переподготовки новой профессии или специальности, обучение навыкам работы по прежней специальности в условиях утраты ряда возможностей или функций.

Профориентация и профессиональное обучение инвалидов строится на основе углубленной профессиональной диагностики их в процессе взросления (для детей-инвалидов) или после завершения медицинской реабилитации (для взрослых инвалидов). Разрабатываются показания к тем профессиями, которыми могут заниматься инвалиды. Развитие информационно-компьютерных технологий раскрывает новые возможности обеспечения трудовой занятости инвалидов — с использованием возможностей высококвалифицированного надомного труда, удаленного доступа и т. д.

Еще одним ресурсом расширения возможностей социально-трудовой реабилитации инвалидов является сфера творческих занятий. Несмотря на двигательные или даже интеллектуальные ограничения, творческий реабилитационный потенциал как юных, так и взрослых инвалидов может быть довольно значительным (не говоря уже о лицах с психическими проблемами, которые иногда несут в себе настоящую талантливость).

Образовательная реабилитация инвалидов — сложный комплекс, который включает в себя процессы получения инвалидами необходимого общего образования, при необходимости — различных уровней и видов специального или дополнительного образования, профессиональной переподготовки для получения новой профессии. Образовательная реабилитация частично перекрывается педагогической, однако социальный смысл этого явления шире.

Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения.

В качестве элемента социокультурной реабилитации можно рассматривать спортивную реабилитацию инвалидов, в которой особенно сильны механизмы соперничества, действующие также зачастую в сфере творческой реабилитации. Помимо общего оздоравливающего воздействия, занятия спортом и участие в специальных соревнованиях для инвалидов повышают степень координации движений, развивают общение, воспитывают командные навыки.

Коммуникативная реабилитация направление деятельности, которое нацелено на восстановление непосредственных социальных взаимодействий инвалида, укрепление его социальной сети. В рамках этой деятельности происходит обучение инвалида навыкам общения в новых для него условиях нарушения ряда функций. На основе складывания адекватной, но благоприятной самооценки инвалид должен сформировать новый образ «Я» и положительно окрашенную картину мира, что воспрепятствует негативным эмоциональным реакциям в общении с другими людьми.

Социальная реабилитация как восстановление способности к социальному функционированию по общему правилу возможна лишь в том случае и в той степени, в которой индивид обладал такой способностью до инвалидности. Социальная реабилитация — процесс, который имеет начало, но не имеет конца. Завершение выполнения индивидуальной реабилитационной программы вовсе не означает, что структуры социальной помощи могут ограничиться только материальной поддержкой инвалида, выплатой пенсий и пособий. Социальный патронаж лица с ограниченными возможностями, известный уровень социального надзора и контроля за ним необходимы и на последующих этапах его существования с целью своевременного оказания помощи при необходимости и предотвращения негативной динамики процессов.

Вся деятельность по социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, будучи системной и комплексной, может осуществляться со всей совокупностью органов и учреждений социальной сферы, прежде всего на региональном уровне, вне зависимости от их принадлежности к системе социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости, культуры и спорта и т. д. Межведомственная координация в этом направлении социальной деятельности является особенно необходимой; обеспечение этой координации входит в функции органов государственного управления на уровне территории.

 

  1. Социальная геронтология. Причины ухудшения положения пожилых людей в современном обществе.

Социальная геронтология — это область геронтологии, изучающая демографические, социально-экономические,социально-гигиенические,социально-психологические и социально-этические проблемы пожилых людей: образ жизни пожилых людей, способы их социальной адаптации к новым условиям в связи с выходом на пенсию, перемены в их социальном статусе и престиже, материальном и семейном положении, социальной роли и т. д.

Большую роль в нарушении здоровья и последующей беспомощности в старости играют болезни, приобретенные в среднем и даже

молодом возрасте, недостаточно активно леченные, принявшие хронический характер. Первостепенное значение в формировании здоровья имеют факторы риска.

Данные о заболеваемости населения показывают, что первое место среди факторов риска занимает образ жизни, более того, от него здоровье непосредственно зависит. Доля факторов образа жизни превышает половину всех воздействий (70 %). Примерно по 20 % занимают наследственные факторы и загрязнение окружающей среды и примерно 10 % приходится на работу органов и учреждений здравоохранения. Так, например, на первом месте среди основных причин заболеваемости раком, по данным английских исследователей, стоит неправильное питание.

Наиболее значимыми факторами риска преждевременного старения человека являются:

ü повышенное содержание жира и избыточный вес;

✓✓ табакокурение;

✓✓ злоупотребление спиртными напитками;

✓✓ гиподинамия (недостаток двигательной активности);

✓✓ социально-психологическая неадекватность;

✓✓ стресс;

✓✓ дезинтеграция личности;

✓✓ социальное и экономическое ограничения;

✓✓ сужение круга общения.

 

  1. Функции социальной геронтологии. Понятия «старость» и «старение». Различия понятий. Роль и место старости в онтогенезе человека

Функции социальной геронтологии — это основные социальныероли, которые она выполняет при решении своих основных задач:

-изучение закономерностей демографических сдвигов в стране;

-выявление и анализ социальных и экономических последствий старения населения, причин относительно низкой продолжительности жизни и высокой смертности людей предпенсионного и пенсионного возраста;

-решение проблем повышения качества жизни старых людей, распределения части национального дохода в их пользу, развития для них служб здоровья, изменения пенсионного законодательства, предоставления пенсионерам возможности трудиться;

-создание оптимального уклада семейной и общественной жизни, чтобы в нем нашлось достойное место для старых людей.

Старость — естественный и закономерный период индивидуального возрастного биопсихосоциального развития, характеризующий последнюю (завершающую) фазу человеческой жизни. Старость, являясь заключительным этапом старения, обусловлена преимущественно нарастающей функциональной недостаточностью вследствие внутренних и внешних воздействий, которым человек подвергался в процессе своего развития и последующей жизни.

Старение — многозвеньевой постоянно развивающийся (беспрерывный), нарастающий во времени, поступательный (необратимый) разрушительный процесс, который приводит к сокращению приспособительных возможностей организма и увеличению вероятности смерти.

Возраст — это многокомпонентная характеристика жизни организма, в которой выделяют хронологический, биологический, психологический и социальный аспекты.

Возраст хронологический (паспортный, или календарный) — это возраст, в котором отражается период времени от момента рождения организма до настоящего или любого другого момента его исчисления. Хронологический возраст имеет четкие градации во времени — день, месяц, год. Хотя это понятие и связано с представлением об «усредненных» признаках биологического состояния организма, биологические особенности конкретного организма при этом не учитываются.

Возраст биологический (анатомо-физиологический) характеризует биологическое состояние организма в процессе его биологической эволюции (рост, развитие, созревание и старение). Категория биологического возраста принята для оценки темпов старения. Биологический (функциональный) возраст — это совокупность индивидуальных морфофункциональных признаков конкретного человека по сравнению с соответствующими признаками большинства практически здоровых людей того же возраста.

Психологический возраст, под которым понимают основные закономерности психического развития человека, его эмоциональное самоощущение своего места в возрастной структуре. Так, будучи молодым, человек может ощущать себя либо соответственно своему хронологическому возрасту, либо моложе («ребенком») или старше («пожилым»). Иными словами, психологический возраст — это возраст, который в себе чувствует сам человек.

Социальный возраст — это индивидуальные границы социального становления личности, например, социальная зрелость, социальная старость. Социальный возраст начинается со времени становления человека личностью, когда он становится ответственным и сознательным субъектом социальной жизни. Социальная старость начинается в тот момент, когда указанные качества начинают угасать либо утрачиваются. Так, например, социальная старость у многих людей начинается с момента, когда они перестают работать (уходят на пенсию или в отставку), переходят с руководящих должностей на рядовую работу; перестают быть детьми (хоронят своих родителей); теряют здоровье и трудоспособность (им зачастую трудно выполнять даже простую работу по дому); перестают путешествовать (нет сил и желания); смиряются с неизбежностью и близостью смерти и т. п.

Различают следующие возрастные периоды взрослого человека:

I. Юношеский возраст: от 17 до 21 года у мужчин; от 16 до 20 лет у женщин.

II. Зрелый возраст: от 21 до 60 лет у мужчин; от 20 до 55 у женщин.

III. Пожилой возраст: от 55–60 до 75 лет у мужчин и женщин.

65-летний рубеж нередко выделяется особо, так как во многих странах это возраст выхода на пенсию.

IV. Старческий возраст: после 75 лет у мужчин и женщин (люди в возрасте старше 90 лет относятся к долгожителям).

Продолжительность жизни зависит от социального и биологического факторов.

К социальным факторам относятся:

-характер труда;

-уровень обеспеченности материальными благами и медицинским обслуживанием;

-жилищные условия;

-взаимоотношения личности и общества;

-реалистичность оценки своих возможностей;

-адекватность выбора социальных ролей и собственного места в обществе.

Отмечено, что с ростом цивилизованных форм жизни ее средняя продолжительность постепенно возрастает. Удельный вес пожилых людей более высок, как правило, в развитых странах, а также в крупных и крупнейших городах.

К биологическим факторам относятся:

-пол (во всех странах мира продолжительность жизни женщин больше, чем у мужчин);

-характер наследственности (генетический код);

-благоприятные (или неблагоприятные) задатки;

-природно-климатические условия среды обитания;

-экологическое благополучие, влияние солнечной радиации и т. п.

  1. Новые формы социальной работы с пожилыми и старыми людьми в Беларуси.

Основными направлениями социальной работы с пожилыми людьми в условиях современного общества являются:

- социальная поддержка;

- социальная помощь;

Социальная поддержка, при этом, направлена на создание условий и

возможностей, необходимых для самореализации пожилого человека в новом социально-демографическом качестве.

Основными формами социальной поддержки пожилых людей являются:

- совершенствование и развитие системы пенсионного обеспечения и пенсионного обслуживания, в том числе, негосударственных пенсионных фондов;

- совершенствование системы пенсионного законодательства и системы социальной поддержки и помощи пожилым людям в масштабах всего общества;

- обеспечение и развитие трудовой занятости пожилых людей, с учётом их возможностей и способностей и при условии контроля за соблюдением их прав со стороны работодателей;

- создание и развитие системы учреждений для самореализации пожилых людей и их самоутверждения в новом социальном качестве (клубы, кооперативы, общественные организации и союзы);

- адресная социальная поддержка одиноких пожилых людей и пожилых супружеских пар;

- формирование в обществе должного отношения к пожилым людям на всех уровнях его организации.

Социальная помощь - это деятельность по полному или частичному решению ряда социальных проблем пожилого человека соответствующими организациями, учреждениями и специалистами. Для её реализации применяются следующие основные формы социальной помощи пожилым людям.

1. Социальное обслуживание, то есть, обеспечение пожилого человека всем необходимым в денежной или натуральной форме, в виде конкретных услуг. Оно может осуществляться на дому, в домах и Центрах дневного пребывания или в условиях стационара и быть срочным, единовременным, решающим какую-либо насущную проблему, или систематическим, осуществляющимся на длительной или постоянной основе.

2. Социальные услуги, представляющие собой конкретизацию системы социального обслуживания на индивидуальном, личностном уровне. Чаще всего, пожилые люди нуждаются в таких социальных услугах как социально-медицинские, социально-бытовые, социально-правовые или социально-психологические.

Виды и формы социальной помощи, направленные на сохранение семьи, решение ее проблем, можно подразделить на экстренные, направленные на выживание семьи. Социальная работа, направленная на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

  1. Социальное консультирование и посредничество как технологии социальной работы

Большое место в деятельности специалиста социальной работы занимает консультирование.

Консультирование — это вид социальной работы, в ходе которого специалист социальной работы помогает клиенту изучить и понять суть существующей проблемы и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения. Консультирование как технологический способ решения социальных задач — это процедура, часто используемая в социальной работе с целью ориентации граждан, отдельных лиц, семей, групп, общин путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией.

Виды консультативной помощи:

- Контактное консультирование проводится в ходе непосредственного общения специалиста с клиентом.

- Конкретное консультирование осуществляется в тех случаях, когда речь идет о какой-либо проблеме человека, группы, семьи и т.д.

- Программное консультирование — это двусторонний процесс решения проблем, в ходе которого консультант помогает учреждению или организации объективно проанализировать их деятельность, повысить качество оказываемых социальных услуг.

- Дистантное (заочное) консультирование предполагает общение с клиентом по телефону или посредством переписки.

Социальное консультирование может проводиться в индивидуальной и групповой формах.

Организационно в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:

1. определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения;

2. оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;

3.помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.

Для повышения эффективности посреднической деятельности социальный работник использует ряд приёмов – 1. выписка для клиентов самых необходимых данных об организации или учреждении: их адрес и номер телефона, фамилию, имя, отчество специалиста (если это возможно), разъяснения пути следования и подходящего транспорта. Важно четко и ясно объяснить, что именно клиент может ожидать в этом учреждении. Инициатива установления контакта с учреждением (дом-интернат, лечебное учреждение и т.д.), договоренность о встрече и проведение самой встречи остаются за клиентом. 2. оформление сопроводительного письма в организацию. В этом случае клиент имеет на руках ясное описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение — четкое представление о том, что ожидает от него клиент.

Технология консультирования очень близка технологии посреднической деятельности социального работника. Посредничество — одна из функций социальной работы. Существуют определенные организационные, методические, психологические и нравственные условия, при которых возможно посредничество и обеспечение результативности совместных действий.

Социальный работник в силу характера своей деятельности объективно выступает в роли посредника между государством или общественными организациями, представителем которых он чаще всего является и клиентом, которому необходима социальная помощь в решении той или иной проблемы.

Посреднические услуги могут быть сгруппированы по таким направлениям, как:

- посредничество между государством, организацией, учреждением и клиентом;

- между организациями и учреждениями;

- между специалистами разной ведомственной подчиненности;

- между клиентами социальных групп и институтов

- межличностное посредничество.

Организационно в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:

1. определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения;

2. оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;

3.помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: