Екатерина Николаевна — менеджер структурного подразделения в российской компании, Коллектив, который она возглавляет, дружный и работоспособный, за исключением одной чрезмерно словоохотливой сотрудницы. По словам Екатерины Николаевны, она ходит жаловаться на нее и коллег в соседние отделы и службу персонала. Говорит, будто к ней придираются, потому что хотят от нее избавиться. Екатерина Николаевна считает, что лишь требует, чтобы она, как и другие сотрудники, серьезнее относилась к выполнению своих обязанностей. Поэтому когда сотрудники предложили менеджеру подумать о возможности ее увольнения, Екатерина Николаевна отказалась. Она считает, что это наиболее простой, но не лучший способ решения проблемы, решила, пусть конфликт погаснет сам собой.
Эксперт по работе с кадрами комментирует ситуацию следующим образом: приведенная выше ситуация создает моральный дискомфорт в коллективе. Не нужно строить иллюзий, что конфликт может самоликвидироваться.
Первый вариант решения проблемы — административный. Менеджеру необходимо обратиться к должностной инструкции этой сотрудницы и правилам внутреннего трудового распорядка.
По закону работник имеет право на обеденный перерыв и так называемые технологические перерывы, если постоянно работает, например, с персональным компьютером. Если работник тратит время отдыха для жалоб в службе персонала — оснований для административных мер нет. Если же он покидает свое место в рабочее время без уважительных причин, это можно трактовать как дисциплинарное нарушение. Если Екатерина Николаевна уверена, что сотрудница отдела необоснованно предъявляет претензии (распространяет сведения о взглядах, убеждениях, об отношениях с другими людьми, частной жизни менеджера или коллег по работе), нужно написать жалобу руководителю компании и настаивать на принятии мер административного характера.
Второй вариант — менеджер вправе ознакомиться с личным делом сотрудницы, ее персональными данными, что позволит сделать полезные выводы об уровне ее притязаний. Можно предложить сотруднице в письменной форме изложить свою позицию, подкрепив ее фактами и аргументами. После этого нужно обсудить ситуацию в коллективе, пригласив руководителя службы персонала. Обсуждение должно проходить без выпадов в чей- либо адрес. Если сотрудница убедится в неправомерности своих притязаний и жалоб, ее пыл умерится и конфликтная ситуация разрешится.
Третий вариант — увольнение в случае, если не действуют два первых варианта.
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
1, К какому типу аномальных работников можно отнести сотрудницу подразделения, которое возглавляет Екатерина Николаевна?
2. Какой из возможных вариантов (включая вариант менеджера) вы бы выбрали? Приведите необходимые аргументы.
Практическая ситуация № 4
Коллективный вопрос сотрудников: «Наш менеджер боится импровизации, не допускает ни малейшего отклонения от намеченного плана. А если что-то в нашей работе не так, сразу впадает в панику, кричит, нервирует всех работников. Он не только истерик, но и непрофессионал — пасует в трудных ситуациях, боится ответственности. Когда возникает та или иная конфликтная ситуация, он перекладывает решение проблемы на сотрудников. Если удается ее погасить, заслуги присваивает себе, если нет — обвиняет подчиненных. Что делать коллективу в этой ситуации?»
Вариант ответа 1. Паниковать и нервировать своих подчиненных менеджер не имеет права. Делегирование задачи или вопроса подчиненному не освобождает его от ответственности за результат работы. Если менеджер хочет, чтобы коллектив работал эффективно, каждый член команды должен знать, что руководитель подстрахует и поддержит его в сложную минуту. В приведенной ситуации этого нет. Коллектив должен активно противодействовать такому положению дел. Например, обратив внимание вышестоящего руководства и профсоюзной организации на нездоровую ситуацию в подразделении, потребовать замены менеджера.
Вариант ответа 2. Намеченный план должен быть выполнен любой ценой, поэтому менеджер прав. Выход из конфликтной ситуации — дело противоборствующих сторон, а не менеджера. На работе нужно заниматься делом, а не конфликтовать. Если же конфликт разрешился, то это заслуга менеджера, который несет ответственность за все, что происходит в коллективе. Если кто-то из сотрудников недоволен сложившимся положением, он может найти себе другое место работы.
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
1. Кто в данной конфликтной ситуации является объектом и субъектом конфликта?
2. Какой вариант ответа является верным? Оцените конфликтную ситуацию и обоснуйте свою позицию.
3. Вас не устраивает ни один из этих вариантов? Если да, то предложите свой путь выхода из конфликтной ситуации.
4. К какой группе (Индивидуально-групповой или организационной) можно отнести конфликтную ситуацию?