double arrow

Ситуационный подход в управлении


Несмотря на множество продуктивных идей, оформившихся в рамках вышерассмотренных теорий управления, многие управленцы подвергали их критике за непрактичность и нереалистичность, невозможность использовать их в качестве инструмента в практической деятельности. Во многом это определяется тем, что конкретные ситуации и условия, в которых приходится действовать менеджеру, настолько разнообразны, что данные теории оказываются несостоятельными с точки зрения практиков. Именно необходимость приблизить теорию управления к практике управленческой деятельности привела к появлению ситуационного подхода.

Само понятие «ситуационная теория управления» вошло в обиход благодаря Р. Моклеру, хотя, по его собственному признанию, сущность этого подхода, начала формироваться задолго до этого в рамках самых разных направлений. В частности, некоторые из принципов ситуационного управления нашли свое отражение в работе П.Дракера «Практика управления», увидевшей свет в 1954 году.

Базисным положением ситуационной школы является утверждение о том, что результаты одних и тех же управленческих действий могут существенно розниться в зависимости от специфики конкретных ситуаций. Поэтому, при осуществлении управленческой практики, включающей планирование, мотивацию, контроль, менеджеру следует принимать в расчет ту ситуацию, те конкретные условия, в которых функционирует организация. Выбор необходимых форм и методов работы должен находиться в прямой зависимости от того набора реальных обстоятельств, которые в данный момент влияют на организацию.

Общая методология ситуационного подхода предполагает необходимость четырех обязательных компонентов, обеспечивающих эффективное управление: во-первых, необходимо уметь проводить доскональный анализ ситуации, выявляя характерные для нее особенности; во-вторых, надо выбирать такой подход к управлению, который в наибольшей мере соответствует ситуационным требованиям; в-третьих, необходимо вести планомерную работу по обеспечению необходимой гибкости, помогающей в случае необходимости перейти к иному управленческому стилю; в-четвертых, управление должно обеспечить такие изменения, которые позволяют подстроиться под ситуацию.

Поскольку любая конкретная ситуация является результатом взаимодействия внутренней и внешней среды организации, то рассматриваемый подход с неизбежностью акцентирует внимание менеджера на отношениях между ними. Управленцы должны хорошо представлять себе нюансы этих взаимоотношений, чтобы обеспечивать выбор максимально подходящих методов воздействия на складывающиеся обстоятельства. Необходимо хорошо представлять себе механизм воздействия ограничивающих или сдерживающих факторов, которые имеются в наличии внутри организации.

Поскольку это напрямую связано с организационной структурой, то очевидно, что ситуационный подход существенно влияет и на теорию организации. Наиболее последовательно это продемонстрировано в работе П. Лоуренса и Дж. Лорша «Организация и среда», хотя сами авторы предпочитают называть свой подход «случайностной» теорией организации. В книге утверждается, что речь не может идти о наличии единственного, наилучшего варианта организации, поскольку на разных стадиях развития необходимы различные оргструктуры. Анализируя многочисленные ситуации, в которых оказывается организация, разбирая потребности, появляющиеся на разных стадиях развития предприятия, авторы демонстрируют, что только с учетом этой специфики можно сделать выбор, действительно отвечающий нуждам фирмы. Подобная точка зрения предполагает, что формальные схемы традиционных иерархических структур не отвечают потребностям предприятий и им на смену должен прийти индивидуальный подход, ориентированный на разработку специфических организационных структур, учитывающих конкретные потребности отдельных предприятий.

Следует отметить, что сегодня ситуационный подход не ограничивается проблемами построения организационных структур, а затрагивает почти все направления теории организации и управления. Например, данный подход в приложении к проблеме руководства стал основанием для исследований Фреда Фидлера, автора «Теории эффективности руководства», одного из ведущих представителей организационной психологии 20-го века. Отталкиваясь от многочисленных экспериментальных данных, он сделал вывод о том, что не существует какого-то одного типа идеального лидера, и в разных ситуациях востребованными становятся различные лидерские типы, в зависимости от того, какие качества требуются в данных обстоятельствах. В 1967 году появилась так называемая «ситуационная модель Фидлера», демонстрирующая взаимозависимость между производительностью работника и его мотивацией.

На сегодняшний день ситуационный подход является одним из наиболее востребованных, что позволяет говорить об определенном отходе от традиционного стремления теории управления формировать универсальные принципы руководства людьми в организации.


Сейчас читают про: