Индекс интолерантности в молодежной среде Республики Карелия

Геополитические катаклизмы современности, межнациональные и межконфессиональные конфликты, всплески ксенофобии, разворачивающиеся на фоне экономической депрессии, актуализируют изучение различных аспектов национализма.

Будучи сложной категорией, наполненной идеологическим, политическим, этнокультурным, эмоциональным содержанием, национализм может быть рассмотрен с различных ракурсов и позиций, прежде всего как политическая доктрина и идеология, но также как форма переживания, общественное движение, субкультура, общественное правонарушение, и т.д.[2]

Общим для различных трактовок и интерпретаций национализма является принятие оппозиции «свой - чужой», имеющей универсальный характер и являющейся неотъемлемой составляющей онтологических представлений человека о бинарной структуре мира[3]. Благодаря этой оппозиции в обществе происходит межгрупповая дифференциация и социальная идентификация, позволяющая индивиду локализовать себя в социальном пространстве. Существование этой оппозиции становится возможным благодаря категоризации информации о «другом» и создании на ее основе социальных стереотипов – предельно общих, абстрактных, эмоционально окрашенных представлений индивида о существующих социальных группах и самом себе, как члене этих групп.

Формирующийся на основе стереотипа образ «другого» является рамкой поведенческих актов, своеобразной программой поведения[4], эталоном, в соответствии с которым человек мотивирует свое собственное поведение и ожидание его от других людей[5]. Применительно к объекту нашего исследования это означает, что раскрыв составляющие образа этнического «другого», выявив особенности его конструирования в общественном сознании, мы сможем оценить привлекательность националистических идей и убеждений среди населения России.

Инструментарий и сбор данных

Для изучения националистических установок был разработан инструментарий, позволяющий вскрыть отношения молодежи к образу «другого».

Был разработан опросник, включающий десять объектов для оценивания по 5-ти балльной шкале (от 1 до 5: от значения «1» – «абсолютно не согласен» до значения «5» – «полностью согласен»).

Объектами оценивания послужили утверждения, характеризующие толерантное либо интолерантное отношение к другим национальностям, расам, религиям:

  1. Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные
  2. Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности
  3. Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше
  4. Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей
  5. Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители
  6. Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение
  7. К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться
  8. Любые религиозные течения имеют право на существование
  9. Я могу представить человека с темной кожей своим близким другом
  10. Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

 

Шкалы опросника были сбалансированы по индексу толерантности (значение «5») и индексу интолерантности (значение «1») (в одних шкалах значение толерантности было расположен слева, в других – справа), чтобы избежать пространственного эффекта – ситуации, когда оценка объекта в целом влияет на его оценивание по отдельным признакам. В дальнейшем полученные баллы по «перевернутым» шкалам были перекодированы в обратном порядке и, дополнительно, все баллы были трансформированы в шкалу с положительными значениями (от 1 до 5) для облегчения визуальной интерпретации, а также для выполнения требований ряда методов математического анализа к исходным данным.

«Прямые» утверждения, диагностирующие толерантность:

  • Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности
  • Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей
  • Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители
  • Любые религиозные течения имеют право на существование
  • Я могу представить человека с темной кожей своим близким другом
  • Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

 

«Обратные» утверждения, диагностирующие толерантность:

  • Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные
  • Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше
  • Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение
  • К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

 

 

В нашем исследовании для получения значения индекса интолерантности мы приводим первичные показатели распределения (выбор испытуемым тех или иных значений шкал от значения «1» – «абсолютно не согласен» до значения «5» – «полностью согласен»).

Далее проводим математические операции, связанные с получением средних значений индекса интолерантности (суммируем процентные значение показателей, выделенные желтым цветом и делим на общее количество показателей).

 

Таблица 1. Распределение показателей при оценки приведенных утверждений (насколько согласны или не согласны с утверждениями, %)

Утверждение Абсолютно не согласен Не согласен Скорее не согласен Согласен Полностью согласен
1. Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные 17,2 33,4 26,5 18,3 4,5
2. Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности 12,0 21,5 29,3 30,2 7,0
3. Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше 7,6 18,6 36,9 30,0 6,9
4. Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей 7,5 17,1 32,2 35,4 7,8
5. Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители 10,8 15,9 29,6 34,3 9,3
6. Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение 13,1 39,7 35,1 9,4 2,7
7. К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться 6,4 20,7 27,6 31,6 13,7
8. Любые религиозные течения имеют право на существование 5,9 10,9 22,1 44,4 16,8
9. Я могу представить человека с темной кожей своим близким другом 6,1 11,2 22,5 41,8 18,4
10. Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим 6,8 9,0 24,0 42,9 17,4

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: