Геополитические катаклизмы современности, межнациональные и межконфессиональные конфликты, всплески ксенофобии, разворачивающиеся на фоне экономической депрессии, актуализируют изучение различных аспектов национализма.
Будучи сложной категорией, наполненной идеологическим, политическим, этнокультурным, эмоциональным содержанием, национализм может быть рассмотрен с различных ракурсов и позиций, прежде всего как политическая доктрина и идеология, но также как форма переживания, общественное движение, субкультура, общественное правонарушение, и т.д.[2]
Общим для различных трактовок и интерпретаций национализма является принятие оппозиции «свой - чужой», имеющей универсальный характер и являющейся неотъемлемой составляющей онтологических представлений человека о бинарной структуре мира[3]. Благодаря этой оппозиции в обществе происходит межгрупповая дифференциация и социальная идентификация, позволяющая индивиду локализовать себя в социальном пространстве. Существование этой оппозиции становится возможным благодаря категоризации информации о «другом» и создании на ее основе социальных стереотипов – предельно общих, абстрактных, эмоционально окрашенных представлений индивида о существующих социальных группах и самом себе, как члене этих групп.
|
|
Формирующийся на основе стереотипа образ «другого» является рамкой поведенческих актов, своеобразной программой поведения[4], эталоном, в соответствии с которым человек мотивирует свое собственное поведение и ожидание его от других людей[5]. Применительно к объекту нашего исследования это означает, что раскрыв составляющие образа этнического «другого», выявив особенности его конструирования в общественном сознании, мы сможем оценить привлекательность националистических идей и убеждений среди населения России.
Инструментарий и сбор данных
Для изучения националистических установок был разработан инструментарий, позволяющий вскрыть отношения молодежи к образу «другого».
Был разработан опросник, включающий десять объектов для оценивания по 5-ти балльной шкале (от 1 до 5: от значения «1» – «абсолютно не согласен» до значения «5» – «полностью согласен»).
Объектами оценивания послужили утверждения, характеризующие толерантное либо интолерантное отношение к другим национальностям, расам, религиям:
- Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные
- Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности
- Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше
- Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей
- Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители
- Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение
- К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться
- Любые религиозные течения имеют право на существование
- Я могу представить человека с темной кожей своим близким другом
- Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим
|
|
Шкалы опросника были сбалансированы по индексу толерантности (значение «5») и индексу интолерантности (значение «1») (в одних шкалах значение толерантности было расположен слева, в других – справа), чтобы избежать пространственного эффекта – ситуации, когда оценка объекта в целом влияет на его оценивание по отдельным признакам. В дальнейшем полученные баллы по «перевернутым» шкалам были перекодированы в обратном порядке и, дополнительно, все баллы были трансформированы в шкалу с положительными значениями (от 1 до 5) для облегчения визуальной интерпретации, а также для выполнения требований ряда методов математического анализа к исходным данным.
«Прямые» утверждения, диагностирующие толерантность:
- Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности
- Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей
- Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители
- Любые религиозные течения имеют право на существование
- Я могу представить человека с темной кожей своим близким другом
- Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим
«Обратные» утверждения, диагностирующие толерантность:
- Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные
- Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше
- Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение
- К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться
В нашем исследовании для получения значения индекса интолерантности мы приводим первичные показатели распределения (выбор испытуемым тех или иных значений шкал от значения «1» – «абсолютно не согласен» до значения «5» – «полностью согласен»).
Далее проводим математические операции, связанные с получением средних значений индекса интолерантности (суммируем процентные значение показателей, выделенные желтым цветом и делим на общее количество показателей).
Таблица 1. Распределение показателей при оценки приведенных утверждений (насколько согласны или не согласны с утверждениями, %)
№ | Утверждение | Абсолютно не согласен | Не согласен | Скорее не согласен | Согласен | Полностью согласен |
1. | Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные | 17,2 | 33,4 | 26,5 | 18,3 | 4,5 |
2. | Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности | 12,0 | 21,5 | 29,3 | 30,2 | 7,0 |
3. | Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше | 7,6 | 18,6 | 36,9 | 30,0 | 6,9 |
4. | Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | 7,5 | 17,1 | 32,2 | 35,4 | 7,8 |
5. | Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | 10,8 | 15,9 | 29,6 | 34,3 | 9,3 |
6. | Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | 13,1 | 39,7 | 35,1 | 9,4 | 2,7 |
7. | К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться | 6,4 | 20,7 | 27,6 | 31,6 | 13,7 |
8. | Любые религиозные течения имеют право на существование | 5,9 | 10,9 | 22,1 | 44,4 | 16,8 |
9. | Я могу представить человека с темной кожей своим близким другом | 6,1 | 11,2 | 22,5 | 41,8 | 18,4 |
10. | Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим | 6,8 | 9,0 | 24,0 | 42,9 | 17,4 |