Особенности патриотического сознания молодежи Республики Карелия

Выбранный современной Россией путь экономического развития предполагает совершенствование политики социального развития. Достижение должного уровня конкурентоспособности страны на мировых рынках обеспечивается не только внедрением современных технологий производства, но и рациональным отношением к человеческим ресурсам. В этом отношении характеристики молодежи могут рассматриваться в двух аспектах: во-первых, сквозь призму способности генерировать инновационные подходы к решению актуальных проблем, во- вторых – в связи с формированием такого социального капитала, как патриотизм и социальная солидарность, обеспечивающего активное участие молодых людей в жизни общества.

Патриотизм – одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

В переходные для страны 1990-е годы произошел резкий спад патриотических настроений, вызванный разочарованием в доминировавшей в советское время системе ценностей. В наибольшей мере эта тенденция затронула молодежь. Патриотизм воспринимался как отличительная черта того политического строя, который дискредитировал себя, и потому отвергался вместе с ним. Однако дальнейшее развитие страны показало, что патриотизм выступает необходимым условием достижения национального единства, формирования гражданского самосознания, и, следовательно, является универсальным фундаментом развития любого общества.

За прошедшие, в основном, три столетия сложилось несколько подходов к пониманию патриотизма.

Первый, получивший наибольшее распространение в научно-исследовательской литературе и публицистике, можно назвать возвышенно-деятельностным. В соответствии с ним патриотизм трактуется как возвышенное чувство любви к Родине, Отечеству, как сугубо позитивное эмоциональное отражение, проявление в абстрактной форме любви к составляющим понятие Родина. Сила патриотического чувства побуждает человека к активным действиям на благо Родины.

Второй подход трактует патриотизм как общественное явление. Содержание и характер данного явления в значительной степени обуславливаются особенностями исторического развития общества, государства и его правящей элиты.

Третий подход, сложившийся в 60-х – начале 80-х гг. XX в., рассматривает патриотизм как явление общественного сознания, причем с середины 80-х годов стала преобладать тенденция осмысления патриотизма как одного из явлений духовной жизни общества.

Четвертый подход – государственнический, или этатический – характеризуется рассмотрением государства как главного объекта патриотизма. Наиболее полно его разработал Г. Гегель, согласно которому понимание патриотизма означает стремление к общим целям и интересам государства, будь то интересы личности, группы людей или общества в целом. Государство же выступает главным объектом высших чувств и помыслов личности и выражается в чувстве гордости за державу.

Пятый подход – личностный. В нем первостепенная роль отводится личности, как высшей ценности. А проявления патриотизма, по выражению Г. Флоровского, выступают «как культурное творчество и национальное напряжение собственных сил».

Шестой подход – духовно-религиозный, самый древний, рассматривает данное качество религиозной личности как акт высокой духовности.

Важнейшим фактором формирования патриотизма является уровень и качество развития связи «личность-государство». Данный фактор следует рассматривать в двух срезах: 1) ощущение себя гражданином России и 2) личное признание новой России, ее государственности состоявшейся.

В настоящее время наметился перелом в отношении к ценности патриотизма, по данным исследователей-социологов, в России сегодня это «единственная ценность общественно-политического характера, разделяемая подавляющим большинством наших соотечественников». По данным Левада-центра, по сравнению с концом 2007-го года, в настоящее время "патриотов" в России стало меньше. Значительная часть (59%) россиян по-прежнему считают, что патриотизм заключается прежде всего в любви к своей стране.

Наиболее низки показатели патриотизма в старших возрастных группах молодежи (к патриотам не относит себя пятая часть респондентов данного возраста), чье вступление в самостоятельную жизнь пришлось на первую половину 90-х годов. Большая выраженность патриотических настроений характерна для молодых людей в возрасте 18-24 лет – граждан новой России. Однако общая доля молодежи, считающей патриотизм значимой ценностью пока низка (по данным опросов ФОМ за 2008 год она составила 4-6%).

Претерпело изменение и само содержание понятия «патриотизм». Так, респонденты не считают признаком отсутствия патриотизма переезд в другую страну, предпочтение западной культуры, уклонение от службы в армии. Исследования также показывают преобладание гражданской идентичности («гражданин России») над региональной («житель края/области/республики»).

Прежде чем приступить к анализу данных эмпирических, можно, следуя Г.Г. Дементьеву, начать с уточнения понятий. Поскольку часто возникает неразбериха в том, что и каким понятием обозначать. «Патриотизм», например, - что это? Теоретическое построение: теория, идеология? Те или иные проявления практических действий человека (теория, воплощённая в практику)? Или патриотизм – это чувство.

Чаще всего говорится о том, что патриотизм есть чувство. В словарях, изданных в советское время, в качестве определяющей приводится цитата В.И. Ленина о том, что патриотизм – «… одно из наиболее главных чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств». Патриотизм противопоставляется буржуазному национализму, космополитизму, шовинизму и расизму. Главными же чертами подлинного советского патриотизма называются беззаветная преданность социализму и уважение к другим народам. Последнее ещё характеризуется как интернационализм. Уже в этих положениях начинает просматриваться противоречивость и диалектическая взаимосвязь таких понятий как: «патриотизм» и «национализм», «патриотизм» и «интернационализм». Ведь патриотизм – это связь с Родиной, имеющей границы, в том числе и национальные. А интернационализм есть нечто выходящее за пределы этих границ. Национализм, кстати, тоже может распространяться за пределы географической Родины.

Другим аспектом, высвечивающим внутреннюю диалектическую противоречивость патриотизма, являются социально-классовые границы. С одной стороны, патриотизм формировался в период образования наций и национальных государств. Поэтому он был присущ представителям разных классов и выражался соответственно характерным для того или иного класса особенностям. С другой же стороны, патриотизм – это то, что связано с категориями «добро» и «зло», «прогресс» и «регресс». Иными словами, патриотизм – это то, что способствует развитию, а не деградации общества. Но по мере развития общества, как известно, значимость, с этой точки зрения, различных социальных групп и общностей меняется.

Следовательно, необходимо отвлекаться от сведения патриотизма к одной из крайностей: либо к узко-этническому пониманию, либо к его пониманию как некоего надэтнического феномена. В первом случае патриотизм часто превращается в этносамомнение, шовинизм и расизм, а в другом, – в космополитизм.

В настоящее время общепризнанным является тот факт, что стратегия поведения субъекта определяется теми ментальными репрезентациями объектов, явлений, ситуаций, носителем которых он является. Категории, в которых воспринимает мир и мыслит субъект, отражают субъективную значимость для него тех или иных аспектов социальной реальности, предопределяют направление интерпретации воспринимаемых социальных фактов. Таким образом, исследование поведенческих стратегий населения, квалифицируемых как проявление патриотизма и национализма, требует, прежде всего, уточнения смысла данных понятий для участников опроса. Очевидно, что содержательное наполнение понятий «патриотизм» и «национализм» не является однажды заданным, стабильным, а неизбежно трансформируется в зависимости от изменений, происходящих в различных сферах жизни общества, и, соответственно, в ценностных ориентациях граждан.

Ответы респондентов на вопрос анкеты «Как бы Вы объяснили, что такое патриотизм?» позволяют выявить, какие аспекты данного явления представляются для населения наиболее значимыми и актуальными, а какие – наименее.

 

Рис. 5.1. Содержание понятия «патриотизм» в оценках молодежи Республики Карелия.

 

Как видно из представленного на рисунке 5.1. частотного распределения полученных ответов, наиболее существенным признаком патриотизма для опрошенных является отношение к своей стране – любовь к Родине (66,9%) и уважение к ней, гордость за неё (так считают 61,7% респондентов). Согласно данной позиции патриотом является, прежде всего, тот, кто испытывает данные чувства. Таким образом, по мнению абсолютного большинства жителей рассматриваемого региона, для того, чтобы быть патриотом, достаточно лишь быть носителем определенного эмоционального переживания, предметом которого выступает родная страна. Характерно, что респонденты четко разделяют любовь к стране, любовь к ее культуре и народу (29,1%), отношение к государству. Эту особенность также подчеркивает тот факт, что только чуть меньше трети опрошенных считают отличительной чертой патриотизма знание истории и культуры стран (29,1%), а возрождение национальных традиций культуры и искусства вообще лишь 8,8%. На основании этого можно отметить, что патриотизм как любовь к стране носит в определенной степени иррациональный характер, выступает в виде убежденности, не требующей какого-либо основания и аргументации, поскольку на неё не оказывает решающего влияния ни знание субъектом каких-либо исторических фактов, ни оценка культурных достижений нации, ни отношение к тем или иным характеристикам населения, ни уважение к российской государственности.

Существенно значимо восприятие патриотизма через категории «долженствования» – почти четверть опрошенных (24,4%) отметили восприятие патриотизма через осознание долга перед своей страной и, почти столько же, – готовности защищать отечество, служить в армии (21,2%).

А для 18,1% молодых людей Карелии патриотизм сопряжен с активной деятельной борьбой за права и интересы граждан, для 12,3% – с готовностью трудиться на благо Родины.

Итак, приведенные выше данные позволяют заключить, что для подавляющего большинства опрошенных патриотизм является, прежде всего, положительным чувством (любовь, гордость, уважение), испытываемым именно по отношению к своей стране и находящимся в слабой связи со знанием отечественной истории, национальной культуры, отношением к народу, государственности, культуры. Наиболее актуальным признаком патриотизма, выражающимся в поведении, респонденты считают защиту страны в случае чрезвычайной или экстремальной ситуации. Значительно реже в качестве отличительных черт патриотизма участники опроса отмечали привязанность к месту своего рождения, бескорыстный труд на благо страны, службу в армии, общественно значимые поступки. Таким образом, патриотизм на уровне выбираемых поведенческих стратегий реализуется преимущественно в своем пассивно-реактивном (в ответ на «вызов» неблагоприятной ситуации – угроза безопасности страны, законным интересам и правам граждан), а не активном (добровольная созидательная деятельность, основанная на осознании своей личной ответственности за благополучие страны) варианте.

 

Рис. 5.2. Содержание понятия «патриотизм» в оценках городской и сельской молодежи Республики Карелия.

При этом сельская молодежь чаще понимает патриотизм через его «чувственную составляющую» – Любовь. Так, среди отметивших свое понимание этого чувства через любовь, более чем на 10% преобладают сельские жители (рисунок 5.2). Такое восприятие патриотизма, скорее всего обуславливает большую готовность сельских молодых людей бескорыстно трудиться на благо Родины (18,9% молодых людей в селах и 12,6% – в городах Карелии) и активно бороться за интересы страны (21,6% молодых людей в селах и 15,5% – в городах Карелии).

Для городской же молодежи существеннее прежде всего осознать свой долг и ответственность перед страной (25,3% молодежи городов и 13,5% – сел) и познакомиться и историей, культурой и ценностями своей страны (33,3% молодежи городов и 18,9% – сел).

Рис. 5.3. Содержание понятия «патриотизм» в оценках молодежи разных возрастных категорий Республики Карелия.

 

С возрастом усложняется понимание патриотизма, становится все более структурированным (рисунок 5.3). Так, если в возрасте до 19 лет существенно преобладает восприятие этого чувства через призму любви, чувство готовности отстаивать интересы Родины, осознания долга и ответственности перед страной, то к 25-29 годам патриотизм становится все более «сложным», ощущать патриотизм для молодежи старшей возрастной группы – это уже не только любить Родину, но и быть готовым ее защищать, активно бороться за защиту интересов граждан, а также хорошо знать историю и культуру своей страны и предпочитать ее.

Рис. 5.4. Содержание понятия «патриотизм» в оценках разных групп молодежи Республики Карелия, дифференцированных по статусу.

 

Рассмотрение понимания патриотизма в дифференцированных по статусу группах карельской молодежи позволяет отметить некоторые незначимые вариации (p≥0/05). Так понимают это чувство через категорию «любовь» чаще всего студенты, а реже – безработная молодежь; чаще всего считают патриотизмом осознание долга и ответственности перед страной безработные (34,4%) и студенты (25,4%); а готовность защищать отечество – работающие (23,7%), для этой же категории молодежи существенно знание истории, культуры и традиций своей страны, уважение к ним (37,1%). А вот категория неработающей молодежи меньше всех готова активно бороться за интересы страны и ее граждан (6,3%) и предпочитать национальные ценности (6,3%) (рисунок 5.4).

Среди мнений молодых людей, которые отметили, что патриотизм значит для них иное, нежели чем отмечено в альтернативах анкеты, имеют место полярные ответы: от «патриотизм ничего не значит» и «это средство манипулирования сознанием» до «любовь к ближнему», «воспитанная любовь» и «отдать жизнь за Родину».

Итак, можно отметить, что понятие патриотизма, рассматриваемое представителями разных возрастных групп, включает в себя как комплекс общезначимых для всех опрошенных аспектов, так и специфические черты, актуальные для респондентов того или иного возраста. К числу наиболее значимых для всех опрошенных проявлений патриотизма следует отнести уважение и любовь к Родине и готовность защищать ее. Наименее важными признаками патриотизма с точки зрения всех опрошенных является уважение к стране и гордость за нее. В данном случае мнения всех респондентов совпадают. Также важно отметить, что менее 16% опрошенных в каждой возрастной подгруппе воспринимают патриотизм как готовность бескорыстно трудиться на благо Родины.

К числу специфических черт понимания патриотизма респондентами разных возрастов можно отнести следующее. Представители младшего поколения реже связывают патриотизм со знанием истории и культуры своей страны. Их понимание патриотизма носит «локальный характер», поскольку сопряжено преимущественно с привязанностью к месту рождения и любовью к Родине в целом. Они также большее значение придают такому компоненту патриотизма как стремление к защите Родины и бескорыстной работе во ее благо. Для молодежи и респондентов более старших возрастных группах, напротив, патриотизм выступает в большей мере как знание истории и культуры.

Таким образом, молодежь не связывает патриотизм с определенным отношением к государству и локальному социуму, ее патриотизм носит в большей степени «теоретико-культурный» характер. Вместе с тем следует отметить и активный деятельностный характер понимания патриотизма, что обусловлено высокой значимостью службы в армии, общественной активности и др.

 

Рис. 5.5. Основные признаки патриотизма в оценках молодежи Республики Карелия.

 

При ответе на вопрос «С каким из двух утверждений Вы согласны: «Патриот должен и любить Родину, и гордиться ею» или «Патриот может только любить Родину, а гордиться ею не обязан» респонденты чаще выбирали первый вариант. Ответ «патриот должен и любить Родину, и гордиться ею» выбрали 83,5% всех участников исследования, вариант ««патриот может только любить Родину, а гордиться ею не обязан» – 16,5%. Вместе с тем, первый вариант ответа был мало востребован в отношении предыдущего вопроса об основных признаках: непопулярны были связанные с ним ответы о проявлении патриотизма в конкретных поступках (например, предпочтении отечественной культуры). Поэтому данное противоречие, вероятнее всего, является проявлением фактора социальной желательности: при прямом вопросе молодежь утверждает, что патриот не только любит, но и гордится страной, однако когда гордость за страну выступает в качестве одной из многих альтернативных проявлений патриотизма, она не кажется респондентам настолько значимой (рисунок 5.5).

 

Рис. 5.6. Основные признаки патриотизма в оценках городской и сельской молодежи Республики Карелия.

 

Указанное соотношение ответов характерно для всех исследуемых категорий молодежи (рис. 5.6 – рис. 5.8). Можно отметить, что городская (85,2%) и неработающая (87%) молодежь чаще членов других подвыборок указывала вариант ответа «патриот должен и любить Родину, и гордиться ею». Однако распространенность данного ответа и среди других групп молодежи составила от 76,7% (сельская молодежь) до 87,7% (молодежь в возрасте от 14 до 19 лет). В наибольшей мере принимают вариант патриотизма «без гордости за страну» жители села (23,3%), молодежь в возрасте от 20 до 24 лет (23,1%), работающая молодежь (18,6%), то есть молодежь, не испытывающая трудностей социальной адаптации и молодежь, наиболее активно вовлеченная в современные информационные потоки.

Рис. 5.7. Основные признаки патриотизма в оценках разных возрастных групп молодежи Республики Карелия.

 

Рис. 5.8. Основные признаки патриотизма в оценках разных групп молодежи Республики Карелия, дифференцированных по статусу.

 

Можно говорить о том, что фактически в данном случае имеет место имплицитное требование некритического, заведомо пристрастного отношения к стране, предполагающего обязательное наличие повода для гордости за нее. Критика страны, таким образом, выступает для опрошенных маркером «непатриотизма». Другими словами, патриотизм предполагает определенную идеализацию своего объекта, его абсолютное, безусловное принятие. Как представляется, данная трактовка патриотизма в определенной мере препятствует изменению жизни страны к лучшему, ведь патриот должен любить Родину и гордиться ею такой, какая она есть – и эта установка не содержит стимула к каким-либо преобразованиям окружающей реальности, не требует приложения усилий по оптимизации ситуации, решению актуальных проблем и т.п.

Во всех подвыборках опрошенных, выделенных по критерию возраста, регистрируется аналогичная ситуация. Не менее 76% респондентов в каждой возрастной подгруппе полагают, что патриотизм предполагает обязательное совмещение любви к Родине и гордости за неё. Противоположной позиции придерживаются не более 24% опрошенных, причем наиболее часто – сельская и работающая молодежь. Достоверных различий в ответах представителей разных возрастов выявлено не было (по данным критерия хи-квадрат).

 

Рис. 5.9. Оценка развитости патриотического чувства у современной молодежи.

 

Оценивая уровень развитости патриотического чувства, карельская молодежь чаще стремилась дать средние оценки. Так, большинство (61,3%) оценок распределилось между тремя и пятью баллами. Около 10% молодых людей оценили уровень развитости патриотических чувств современной молодежи в 1-2 балла и только 2,4% – «поставили» наивысшие оценки – 8 и 9 баллов (рисунок 5.9).

 

Рис. 5.10. Оценка развитости патриотического чувства у современной молодежи.

Наиболее оптимистична – сельская молодежь. Практически все оценки этой группы карельской молодежи распределились между «3» и «7» баллов. Среди этой же группы – максимальная доля выбравших «4», «5», а также «7» баллов на шкале оценок. Например, доля оценок в четыре балла почти в два раза превышает долю оценок городской молодежи Республики Карелия (44,4% и 24,6% соответственные). Оценки городской молодежи Республики распределились по шкале более дисперсно и в целом более низки (рисунок 5.10).

Сравнение оценок развитости патриотического чувств разными возрастными группами молодежи Карелии, свидетельствует об отсутствии значительных вариаций (см. рисунок 5.11) – мнения молодых людей распределились по оценочной шкале почти идентично.

Рис. 5.11. Оценка развитости патриотического чувства у современной молодежи, оценки разных возрастных групп.

 

Рис. 5.12. Оценка развитости патриотического чувства у современной молодежи в зависимости от статуса респондентов.

 

Любопытную картину представляет распределение оценок развитости патриотических чувств молодежи разными статусными группами (рисунок 5.12). При схожих распределениях оценок работающей и студенческой / учащейся подвыборок молодежи, мнения подвыборки работающей молодежи весьма специфичны и в целом более позитивны. Оценки группы неработающей молодежи свидетельствуют о полярности мнений: минимальная доля «средней» на шкале оценки – «5» баллов и распределение всех оценок по разным полюсам (более трети 31,3% дали оценки ниже пяти баллов и более половины (56,2%) – выше пяти с преобладанием оценки «6 баллов»).

 

Мнения респондентов относительно того, в какую сторону за последние три года изменилось состояние патриотического сознания в молодежной среде, разделились.

При этом преобладает оценка отрицательной динамики патриотических чувств современной молодежи. Так, более половины (62% опрошенных отмечают ухудшение патриотического сознания молодежи), около пятой части (19,6%) отмечают изменения в лучшую сторону, и примерно столько же (18,4%) не видят динамики в патриотических чувствах (рисунок 5.13).

Рис. 5.13. Оценка динамики состояния патриотического сознания молодежи за последние три года.

 

При этом рассмотрение оценок динамики патриотических чувств разыми возрастными и поселенческими группами показывает единодушие во мнениях. Тенденции, зафиксированные в общей выборке опрошенных, сохраняются в подвыборках молодёжи республики разных возрастов, а также в разрезе подвыборок «город / село» (рис. 5.14 – 5.15).

 

Рис. 5.14. Оценка динамики состояния патриотического сознания молодежи за последние три года (дифференциация по типу поселения).

 

Рис. 5.15. Оценка динамики состояния патриотического сознания молодежи за последние три года (дифференциация по возрастным группам молодежи).

 

Однако ответы на рассматриваемый вопрос практически в категории неработающих респондентов были несогласованными, то есть в данной группе респондентов в значительной мере были представлены все три мнения относительно динамики молодежного патриотизма (рис. 5.16). При этом мнения работающей и учащейся молодежи не имели значительных отличий друг от друга и повторяли распределение в общей выборке. Мнения же неработающей части опрошенных распределились следующим образом: 30,4% отметили динамику патриотического сознания молодежи в лучшую сторону, 34,8% – в худшую, а 34,8% считают, что за последние три года ситуация в рассматриваемой сфере не изменилась.

 

Рис. 5.16. Оценка динамики состояния патриотического сознания молодежи за последние три года (дифференциация по статусу опрошенных).

 

На вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом» утвердительно ответили 71,8% респондентов, ответ «нет» дали 28,2% (рис. 5.17).

Рис. 5.17. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?», вся выборка.

 

Чаще (p≥0/05) называли себя патриотами молодые люди из сел Карелии (77,4%, 64,7% – городов Карелии) и молодежь старшей возрастной группы от 25 до 29 лет (84,5%, средней группы – 71,8%, младшей – 68,5%), а также неработающая (85%) и работающая (79,8%) молодежь, охваченная исследованием. Однако отмеченные тенденции являются не значимыми (p≥0/05) (рис. 5.18 – 5.20).

Рис. 5.18. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?», дифференциация по типу поселения.

 

Рис. 5.19. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?», оценки разных возрастных групп молодежи.

 

 

Рис. 5.20. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?», оценки разных статусных групп молодежи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: