Патриотическое воспитание и особенности гражданской самоидентификации молодежи

 

В рамках исследования изучения мнения молодежи Республики о развитости системы патриотического воспитания в регионе по 9-балльной шкале как среднее (значение «5» шкалы – 24,8%) и ниже среднего (значение «4» шкалы – 24,5%). В целом, полученные оценки оказались смещенными влево относительно центрального значения шкалы («ниже среднего»). Эти данные отражают тенденцию, выявленную в отношении представлений респондентов о российской молодежи в целом (см. вопрос анкеты «Оцените, насколько развито патриотическое чувство у современной молодежи») (рис. 5.21).

 

Рис. 5.21. Оценка развитости системы патриотического воспитания в Республике Карелия, вся выборка.

 

При этом выявлены различия в оценках городской и сельской молодежи региона (рис. 5.22). Оценки молодежи сел смешаются от среднего значения в более положительную сторону. Так, сельская молодежь присвоила системе патриотического воспитания 34,3% оценок «5» и 22,9% оценок «6».

Рис. 5.22. Оценка развитости системы патриотического воспитания в Республике Карелия городской и сельской молодежью.

 

В отношении мнений опрошенных в разрезе возрастных групп можно отметить смещение оценок старшей группы (от 25 до 29 лет) в отрицательную сторону (смещение к преобладанию оценок от трех до пяти баллов) и средней группы (от 20 до 24 лет) – сторону преобладания оценки ниже среднего в «4» балла (рис. 5.23).

Рис. 5.23. Оценка развитости системы патриотического воспитания в Республике Карелия молодежью разных возрастных групп.

 

Значима роль социума и различных социальных институтов воспитания в патриотическом и гражданском становлении детей и подростков. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Неоднократно исследователями фиксируется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы, общественность которых демонстрирует негативное отношение к сепаратизму и указывает на необходимость более активного участия центра в проводимых на местах мероприятиях патриотической направленности. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов. Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство. Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики.

На институциональном уровне основным институтом, осуществляющим организацию всей системы патриотического воспитания и образования, выступает государство. Оно через свои учреждения и организации определяет и обеспечивает стратегию воспитания всей молодежи, независимо от социальной, национальной, религиозной принадлежности. Именно государство ставит своей целью формирование такого типа гражданина, в котором видит необходимость. Однако в данном направлении одних лишь ресурсов государства недостаточно, требуется совместная работа учреждений образования (особенно – дополнительного), воспитания, институтов гражданского общества и семьи.

Анализ ответов на вопрос «С Вашей точки зрения, каковая роль институтов общества в патриотическом воспитании молодежи в Республике Карелия» позволяет выявить, какие социальные институты и структуры молодежь считает оказывающей наибольшее влияние на формирование патриотических установок.

Респондентам был предложен для оценивания следующий перечень институтов воспитания: семья, образовательные учреждения, военно-патриотические организации, движения, клубы, спортивные организации, комитеты, управления, отделы по делам молодежи, СМИ, общественные организации, движения, политические партии и объединения. Молодых людей просили оценить значимость общественных институтов в патриотическом воспитании в пятибалльной шкале от «очень значима» до «совсем незначима». При дальнейшем анализе положительные оценки «очень значима» и «значима» были суммированы, таким же образом получены суммированные отрицательные оценки (итог суммирования ответов на альтернативы «незначима» и «совсем незначима»). Рассмотрим наиболее значимые, по мнению молодежи, институты патриотического воспитания в регионе.

Рис. 5.24. Оценка значимости разных общественных институтов в патриотическом воспитании молодежи Карелии, вся выборка.

 

Максимальную долю суммарных положительных оценок карельской молодежи в рассматриваемом контексте получила семья (84,8%). На втором месте по значимости – образовательные учреждения (76,6%). Далее при практически равной доле положительных оценок следуют военно-патриотические организации (59,8%), средства массовой информации (56,7%), спортивные организации (55,6%), общественные организации и движения (55,1%), органы управления в сфере молодежной политики (48,6%). Суммарные отрицательные оценки роли отдельных институтов общества в деле патриотического воспитания указывают на максимально незначимую роль политических партий и объединений, на что указали почти половина опрошенных молодых людей (49%) а также, что модно расценить в качестве негативной тенденции – комитеты и управления по делам молодежи (40,4% суммарных отрицательных оценок) (рис. 5.24).

При этом различий в понимании главенствующей роли семьи и образовательных учреждений, а также в оценке соответствующей роли иных структур в формировании патриотизма в среде городской и сельской молодежи, разностатусной, а также разновозрастной молодежи не наблюдается (рис. 5.25).

В оценках роли прочих институтов общества выявляется незначимое отличие мнений сельской и неработающей молодежи Республики. Так, для молодежи сел Карелии более весомой представляется роль военно-патриотических организаций и клубов, комитетов по делам молодежи при органах власти, а также общественных организаций и движений. Неработающая же молодежь видит более перспективной роль спортивных организаций, средств массовой информации, а также общественных и политических объединений.

 

Рис. 5.25. Наиболее значимые общественные институты патриотического воспитания в оценках разных групп молодежи Карелии.

 

Таким образом, можно увидеть, что в качестве основных агентов патриотического воспитания в Республике Карелия молодежь указывает семью и учреждения образования, то есть те институты, функционирование которых затрагивает все группы молодежи и, следовательно, «видимо» для неё. Что касается других структур, то оценки респондентов здесь мало дифференцированы и сводятся к ответу «влияет всё в равной мере». Несколько ниже при этом оценивается значение деятельности политических партий. В сознании опрошенных жителей региона при выделении наиболее значимых субъектов патриотического воспитания населения сочетается два элемента – традиционный и инновационный. Традиционно семья как важнейший институт социализации и институт образования представляются наиболее подходящими «воспитателями» духа патриотизма и любви к Родине. Достаточно новым является признание роли института СМИ в деле воспитания патриотизма подрастающего поколения, что свидетельствует о необходимости более широкого использования ресурсов СМИ, особенно – Интернет как одного из основных источников информации для молодежи, в воспитании патриотических чувств. Печально, что ни отделения по работе с молодежью, ни образования гражданского общества так и не стали значимыми субъектами политики по патриотическому воспитанию, не смогли сыграть ту роль, которая отведена им разными программами, направленными на формирование патриотизма среди молодежи. Также для молодых респондентов республики далек от образа патриота и образ политических партий и их представителей.

В рамках данного исследования проведен анализ мнений молодых жителей Республики Карелия относительно основных препятствий развитию патриотического чувства у населения в Республике и в России в целом (рис. 5.26).

Итак, среди основных препятствий, как на уровне региона, так и страны в целом, молодыми людьми названы: социальная несправедливость, низкий уровень жизни и материального благосостояния, недоверие власти и неуверенность в завтрашнем дне.

Таким образом, респонденты видят основную проблему сферы формирования патриотических чувств среди населения глобально, полагая, что общесоциальные, макроуровневые проблемы определяют контекст выраженности патриотических чувств населения: чем острее экономические проблемы, проблемы справедливого распределения благ, дефекты управления страной, тем ниже уровень патриотизма в обществе. Все прочее вторично по сравнению с оценкой социального благополучия общества.

Проблемы социальной несправедливости наиболее остры в Карелии (57,5% выборов), чем в России в целом (34,6%). При этом молодежь Карелии в меньшей степени волнуют проблемы низкого уровня жизни (45,8%, 54,1% – по России), однако в большей – правовая незащищенность (27,8% выборов по Карелии, 19,4% – по России). Также для Карелии в целом больше препятствий для развития патриотических чувств – это имидж региона/страны (16,5% – Карелия, 9,2% – Россия), ориентация на западные ценности (20,9% – Карелия, 12,7% – Россия). Одинаково негативно на патриотическом воспитании сказываются неуверенность в завтрашнем дне и отсутствие перспектив развития. При этом, по мнению молодых людей, низкий уровень жизни в Карелии оказывает не столь значимое влияние на формирование патриотических чувств, нежели чем в России в целом.

Рис. 5.26. Основные препятствия развитию патриотического воспитания молодежи в России и Карелии, вся выборка.

 

Особенности социального положения опрошенных определяют их построение рейтинга препятствий патриотическому воспитанию в России и в Карелии, в частности. Так, по мнению сельской молодежи Карелии, охваченной исследованием, следующие факторы как положение России на мировой арене, ориентация на западные ценности, правовая незащищенность населения и социальная несправедливость в меньшей степени оказывают негативное влияние на формирование патриотизма, нежели в оценках других категорий молодежи. Однако сельчанами оценивается как более весомое препятствие низкий уровень жизни и плохая организация досуга молодежи.

Несколько отличаются и оценки препятствия к формированию патриотических чувств в России представителей самой младшей возрастной группы (от 14 до 19 лет). Так, они чаще отмечают среди препятствий отсутствие возможностей для улучшения жизни, ориентацию на западные ценности, а также положение страны на мировой арене. При этом для данной подвыборки наименее по сравнению с другими категориями существенен фактор низкого уровня жизни в стране.

Неработающая группы молодежи среди основных препятствий в рассматриваемой сфере для России чаще прочих рассматривает социальную несправедливость, правовую незащищенность, отсутствие возможностей для улучшения жизни (рис. 5.27).

Рис. 5.27. Основные препятствия развитию патриотического воспитания молодежи в России в оценках разных групп молодежи.

 

Что касается выделения перечня наиболее существенных препятствий к проведению мероприятий патриотического воспитания в Карелии, также выявлены некоторые особенности. Итак, сельская молодежь среди чаще видит среди препятствий в Карелии власти и социальную несправедливость. И реже – положение региона (как и молодые люди в возрасте от 25 до 29 лет), ориентация на западные ценности, правовая незащищенность.

Молодые люди самой младшей возрастной группы реже прочих рассматривают среди препятствий формирования патриотического чувства в Карелии социальную несправедливость, низкий уровень жизни, неуверенность в завтрашнем дне.

Неработающая молодежь чаще видит препятствия в положении региона в стране, ориентацию на западные ценности и недоверие власти, разочарование в ней (рис. 5.28).

Рис. 5.28. Основные препятствия развитию патриотического чувства молодежи в Республике Карелия в оценках разных групп молодежи.

 

Основной вывод по данному вопросу может быть сформулирован следующим образом: рассматриваемая проблема снижения патриотических настроений среди молодежи связана с системными кризисными явлениями как в российском обществе, так и в Республике Карелия. Причем осознают наличие этих кризисных явлений, прежде всего, старшие группы молодежи, самостоятельно адаптирующиеся к социальной реальности.

Таким образом, полученные выше распределения свидетельствуют о том, что среди молодежи в настоящее время актуализировалась потребность в общей идее, отражающей идеалы патриотизма, и сформировалась готовность приобщиться к мероприятиям идеологического и патриотического воспитания, причем, по мнению молодых людей, определяющая роль в этих процессах принадлежит семье и политическим институтам.

Далее молодых людей просили оценить наиболее эффективные меры по формированию патриотизма в молодежной среде Республики Карелия. Так, среди наиболее приоритетных со значительным отрывом было отмечено следующее мероприятие: «организация молодежного досуга» (46,4%), далее отмечены: улучшение имиджа страны в мире (30,2%), улучшение материальных условий жизни молодежи (28,7%), обеспечение правовой защиты молодых (24%), создание молодежных организаций, подобным существовавшим в СССР (22,4%) и духовно-нравственное воспитание (22,2%). Наименее перспективными молодые люди посчитали популяризацию национальной культуры в СМИ (16,5%), внедрение программа гражданско-правового воспитания в учебных заведениях (16,3%) и восстановление престижа армии и военной службы (15,7%) (рис. 5.29).

Рис. 5.29. Рейтинг мер по формированию патриотизма в молодежной среде Республики Карелия, множественные выборы.

 

Неработающие молодые люди сочли по сравнению с другими группами не столь существенной мерой организацию молодежного досуга (28,1%), а сельчане – наиболее существенной (54,1%).

Создание молодежных организаций представляется более необходимым для жителей городов (26,3%) и молодежи в возрасте от 14 до 19 лет (28,6), а наименее – для неработающей части респондентов (18,8%).

Внедрение программ гражданско-патриотического воспитания оказалось более значимым для молодежи в возрасте от 25 до 29 лет (22,6%), а наименее – для сельчан (8,1%) и неработающих (9,4%).

Популяризация национальной культуры и ценностей в СМИ отмечается наиболее важной неработающими (21,9%), а наименее – 25-29-летними (9,5%).

Улучшение имиджа страны в мире – значимая мера по мнению всех опрошенных, однако наиболее оптимистично в данном отношении настроены неработающие (40,6%), а наиболее пессимистично – сельчане 21,6%.

Не привлекают мероприятия по духовно-нравственному воспитанию молодежь сел Карелии (10,8%), а привлекают в большей степени неработающих (31,3%).

Реальное обеспечение правовой защиты молодежи отмечено перспективным только 13,3% выборов молодежи в возрасте от 25 до 29 лет, при этом 31,3% неработающих и 27% жителей села выбрали именно это направление среди наиболее существенных.

Также можно отметить, что неработающих меньше всего (9,4%) среди тех, кто полагает перспективной борьбу с пьянством и наркоманией среди молодежи в деле патриотического воспитания (рис. 5.30).

Рис. 5.30. Рейтинг мер по формированию патриотизма в молодежной среде Республики Карелия, множественные выборы разных групп молодежи.

 

Таким образом, основные различия между выделенными категориями молодежи в ответах на рассматриваемый вопрос заключаются в следующем. Сельская молодежь в большее значение придает информационному влиянию (пропаганде) и организационным формам работы с молодежью (молодежные организации советского типа), а городская – целостной системе факторов – имиджу страны, духовно-нравственному сознанию и уровню благосостояния молодежи. Сравнение ответов групп респондентов, выделенных на основе рода занятий, выявило некоторые противоречия. Так, более старшие группы молодежи (работающая и неработающая молодежь) придают наибольшее значение внедрению программ гражданско-патриотического воспитания и духовно-культурному воспитанию и наименьшее – информационному влиянию (популяризации национальной культуры и патриотизма). Однако все-таки из данных рисунка 5.30 мы видим, что оценки предложенных позиций по формированию патриотизма не имеют значительных вариаций в зависимости от возраста опрошенных.

При этом значительная доля опрошенных (42,6%) достаточно активно включена в систему патриотического воспитания и когда-либо принимали участие в мероприятиях патриотического или военно-патриотического характера, причем, судя по распределению множественных ответов, многие из опрошенных не ограничивались участием только в одном направлении деятельности по патриотическому воспитанию (рис. 5.31).

Сельская молодежь Карелии активнее включается в мероприятия по воспитанию патриотизма (48,6% сельчан и 44,2% горожан), также как и с возрастом уменьшается доля участвующих в подобных занятиях (47,4% в возрасте от 14 до 19 лет и только 34,5% – 25-29-летних). Рабочие и учащиеся категории молодежи ожидаемо больше охвачены мероприятиями по формированию патриотизма, чем незанятые (44,69%, 43,2% и 32,3% соответственно).

Рис. 5.31. Участие разных групп молодежи Республики Карелия в мероприятиях патриотического или военно-патриотического характера.

 

Вопрос «В каких из этих мероприятий Вы принимали участие?» позволил проанализировать существующую структуру проводимых в Республике Карелия мероприятий патриотического характера, выделить доминирующие и редкие формы их организации.

Наибольшее количество молодежи принимало участие в мероприятиях, посвященных памятным датам отечественной истории (64%) и военно-спортивных играх и соревнованиях (61,4%). Несколько реже молодые люди Карелии включаются в деятельность по популяризации малой родины (дни города, села и т.п.) (49,4%), встречам с ветеранами боевых действий (44,9%) и посещению историко-патриотических выставок, экскурсий (39,4%). Реже всего молодежь включается в мероприятия, посвященные национальной культуре (12,9%) и работу летних школ, лагерей военно-патриотической направленности (11,1%) (рис. 5.32).

Рис. 5.32. Основные направления участия молодежи Карелии в мероприятиях патриотического характера, множественные выборы.

 

Городская молодежь – наиболее частный участник военно-спортивных игр и соревнований (69,2%) и мероприятий, посвященных памятным датам отечественной истории (64,1%), а наименее – национально-культурных мероприятий (9%, для сравнения – 15,8% сельчан указали, что участвуют в мероприятиях подобного рода).

Для сельчан на первое место по частоте посещения выходят мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории (73,7%), далее следуют военные игры и соревнования (68,4%), а также мероприятия, посвященные малой родине и встречи со знаковыми людьми (по 59,8%).

Молодежь самой младшей возрастной группы в целом реже прочих включается в деятельность по патриотическому воспитанию в качестве участников, наиболее активны здесь молодые люди старшей группы – от 25 до 29 лет. Так, 84,4% из них отметили участие в мероприятиях, посвященных малой родине, 78,1% – посвященных памятным датам отечественной истории, 56,3% участвуют в военно-спортивных играх и соревнованиях, 46,9% – встречаются с ветеранами, другими почетными гражданами.

Реже всего молодежь всех категорий включается в мероприятия, посвященные национальным культурам, и участвует в работе школ и лагерей патриотической направленности.

Рейтинги наиболее «популярных» мероприятий, в которых участвует карельская молодежь, не имеют значительных вариаций по критерию занятости за одним исключением: ни один из незанятых молодых людей не указал на свое участие в помощи ветеранам, этнокультурных мероприятиях и работе летних патриотических лагерей (рис. 5.33).

Рис. 5.33. Основные направления участия разных групп молодежи Карелии в мероприятиях патриотического характера, множественные выборы.

 

Таким образом, молодежь практически не участвует в мероприятиях, посвященных национальной культуре, недостаточно развитой остается система летних лагерей. В наибольше мере поддерживается схема памятных мероприятий, приуроченных ко Дню Победы и памятным военным датам. Когнитивный компонент патриотического воспитания слабее всего, как ни странно, представлен в группах городской молодежи и 14-19-летних. Практические проявления патриотических установок наиболее характерны для сельчан и студентов, оказывающих помощь ветеранам и пенсионерам, участвующих в экологических акциях.

В сознании россиян настоятельно проявляется потребность и стремление обрести общенациональное согласие, определенную общность целей, выраженную в национальной идее. В свете антропологического подхода национальная идея связана с целями конкретного индивида, она создает и поддерживает у человека чувство сопричастности к судьбе страны, психологического комфорта и защищенности. Национальная идея утверждается как синоним патриотической идеи и закрепляется в культуре общества, выполняя тем самым консолидирующую функцию. Патриотическая составляющая – важнейший из элементов, обозначенных в тематическом континууме дискурса о национальной идее.

Для оценки распространенности типа идентичности «россиянин» молодым людям Карелии был задан вопрос: «Ассоциируете ли Вы себя с гражданином России, т.е. Россиянином?». В целом по выборке подавляющее большинство опрошенных (85,4%) предпочли утвердительный ответ. 4,7% молодых людей отметили отсутствие у себя таких ассоциаций и 9,9% – затруднились ответить (рис. 5.34).

Процент считающих себя россиянами практически идентичен во всех возрастных и поселенческих подвыборках. Исключение составляет подвыборка незанятой молодежи – только 78,9% таких молодых людей ассоциируют себя с гражданство Российской Федерации. Наибольшая доля не считающих себя россиянами – 5,1% – в группе работающей молодежи.

Рис. 5.34. Гражданская идентичность разных групп молодежи Республики Карелия: распределение ответов на вопрос: «Ассоциируете ли Вы себя с гражданином России, т.е. Россиянином?».

 

По мнению М.О. Мнацаканяна, самоидентификация проявляется на двух уровнях, отражая основные стороны национальной психологии и самосознания: а) как выражение обыденных массовых форм настроений, ощущений и представлений о самом себе; б) как выражение знаний и представлений более высокого, концептуального уровня в форме идейно-теоретических обобщений. Гражданская идентичность – это осознание своей принадлежности к политическому сообществу. Дружественное совместное проживание различных национальностей на одной территории предполагает необходимость условий, в которых этническая идентификация не формирует этноизолированные общности. Важно, чтобы, чувствуя себя этнически особенными, люди признавали себя политически и социально равноправными гражданами одного государства. Причем, в условиях многонационального государства предпочтительнее, чтобы гражданская идентификация в сознании отдельного человека превалировала над этнической.

Вопрос «Что лучше всего описывает Вас в настоящий момент?» направлен на выявление гражданской идентичности современной карельской молодежи. Анализ распределений ответов показал, что подавляющее большинство молодежи считают себя, прежде всего, жителями России (44,8%) и лишь затем – жителями Республики Карелия (26,5%), то есть преобладает общегражданский, не локальный, тип идентичности. Наименее популярными вариантами ответов были «советский человек» (0,8%) и «западный человек» (1,3%). Таким образом, молодежь не ассоциирует себя с советским прошлым и не причисляет к носителям западной культуры. Более десятой части опрошенных (10,7%) причисляют себя гражданам страны с великим прошлым: «гражданин страны, которая перестала быть великой державой», 5% – и сейчас видят величие государства: «гражданин великой державы» (рис. 5.35).

 

Рис. 5.35. Структура гражданской идентичности молодежи Республики Карелия, вся выборка.

 

Далее рассмотрим распространенность доминирующих типов идентичности в разрезе разных подвыборок опрошенных (рис. 5.36 – 5.37).

 

Чаще всего позиционируют себя в качестве граждан России жители сел Карелии (50%) и в меньше степени – неработающие (33,3%). Среди предпочитающих локальную идентификацию «житель республики» незначительно преобладают горожане, и в весьма значительной степени – неработающие (50%). Если среди считающих себя гражданами России практически равномерно представлены молодые люди все возрастных категорий (от 14 до 19 лет – 45,9%, от 24 до 25 лет – 46,2%, от 25 до 29 лет – 41%), то среди «локального» типа – значительно выше доля старшей возрастной группы – 37,3% (от 14 до 19 лет – 26,7%, от 24 до 25 лет – 23,3%).

В целом же, во всех подвыборках за исключением неработающих доминирующей является ассоциация с Россией. Для работающей молодежи более младших групп несколько более выражена идентификация через определение себя как жителя локального социума, более «глобальна» идентичность сельчан, а также учеников школ и студентов («жители страны»). Наименее адаптированная неработающая молодежь демонстрирует тенденцию символического отказа от гражданства, выбирая вариант самоидентификации «гражданин мира». В пределе это означает, что чем менее включен субъект в социальные связи и адаптирован, тем в меньшей степени он считает себя гражданином своей страны.

 

Рис. 5.36. Идентификация разных групп молодежи Республики Карелия с гражданством РФ.

 

Рис. 5.37. Идентификация разных групп молодежи Республики Карелия с принадлежностью к субъекту РФ.

 

Далее рассмотрим структуру наиболее значимых понятий-символов, составляющих основу идентичности современной молодежи Республики Карелия. Распределение множественных ответов опрошенных показывает устойчивый паттерн, состоящий из пяти базовых понятий. В их число входят «верность» (50,4%, выбор более чем половины опрошенных), «душа» (41,4%), «свобода» (40,9%), «благосостояние» (39,8%) и «ответственность» (39,2%) (рис. 5.38). Среди наименее «популярных» ответов «солидарность» (5,5%), «религиозность» (4,5%), «Восток» (2,4%), «Запад».

Полученные данные свидетельствуют о противоречивости установок молодежи. Полученный паттерн значимых понятий-символов отражает как традиционное для российского менталитета преобладание эмоционального начала («душа») и стремление к отсутствию ограничений («свобода»), так и западные типично ценности («благосостояние»). При этом выбираемый ответ «ответственность» вовсе не связан с «разумной» свободой: скорее, предполагается свобода респондента и ответственность кого-то другого, о чем свидетельствует немногочисленность выборов понятия «солидарность», предполагающего учет интересов других людей, согласование целей. Опрошенная молодежь также не мыслит себя в координатах противопоставления цивилизаций «Восток-Запад», что подтверждает уже указанное смешение характерных для двух этих культур установок. Более того, что смешение доминирующих установок «верность», «душа» и «благосостояние», «свобода» содержит как раз доминанты восточного (традиционного русского, российского) и западного типа мышления.

Интересно отметить, что понятие «душа» воспринимается молодежью не в религиозном контексте, а как противоположность рассудочности, рациональности, отражает импульсивный характер побуждений. Не менее важна и наблюдаемая низкая оценка понятий «национальная гордость» (6%) и «патриотизм» (11,7%), данная тенденция отражает позицию современной молодежи, не испытывающей гордость за страну и не стремящейся активно действовать в её интересах на бескорыстной основе. Следует подчеркнуть, что результаты по данному вопросу (косвенному) расходятся с ответами респондентов на вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом?».

 

Рис. 5.38. Структура значимых понятий-символов молодежи Республики Карелия, множественные выборы.

 

Анализ ответов разных категорий карельской молодежи позволил выявить следующее: установка на благосостояние наиболее значима для работающей молодежи (53,4%) и молодых людей в возрасте 25-29 лет (52,9%); верность максимально значима для сельчан (59,5%) и минимально – для незанятых молодых людей (37,5%); установка на категорию «национальная гордость» максимально выражена у неработающей части молодежи (12%) и старшей группы от 25 до 29 лет (8%); «ответственность» реже прочих выбирают незанятые молодые люди (28,1%), также как и «свободу» (25%); а «патриотизм» – сельчане (8,1%); однако городские жители реже прочих выбирают категорию «религиозность» (всего 2,4%). Таким образом, работающая молодежь демонстрирует наибольшую выраженность потребности в благосостоянии и порядке, в наименьшей мере её занимают этические категории («гуманизм»). Наименее лояльной по отношению к государственной идеологии является группа неработающей молодежи, в сознании которой минимально актуализированы понятия «Россия», «Родина», «патриотизм», «верность». При этом, что любопытно, именно неработающая молодёжь максимально ориентирована на западные ценности (9,4%, это показатель более чем в пять раз превышает выборы других групп молодежи).

Наиболее патриотично настроенной частью молодежи выступают работающие молодые люди, представители младшей и старшей возрастных когорт, а наименее – сельская молодежь.

Рис. 5.39. Структура значимых понятий-символов для разных групп молодежи Республики Карелия, множественные выборы.

 

Итак, патриотизм в мнениях современной карельской молодежи – это особое отношение к Родине, являющееся ценностным отражением в сознании и практическим проявлением в поступках связи субъекта. Отношение к Родине, оставаясь универсальной ценностью, сохраняет индивидуальность в своих конкретных проявлениях. Сущностью патриотизма является основывающееся на сознании и чувстве патриотического долга деятельное отношение субъекта к Родине как объекту патриотизма Деятельностная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в необходимые для Отечества дела и поступки.

Формирование патриотизма в условиях российской социокультурной реальности может осуществляться как мерами государственного воздействия, так и мерами, включающими активизацию всех элементов культурного комплекса. Процесс восстановления патриотического сознания включает в себя: проблемы улучшения качества жизни россиян, проблемы семейного воспитания, формирования исторического сознания, проблемы более широкого использования в идеологической и воспитательной работе символической и обрядовой стороны, преодоления недооценки их значимости, разумное сочетание местной, республиканской и общегосударственной символики, и, что особо следует подчеркнуть, утверждение патриотизма в качестве ведущей социокультурной ценности в среде политической и экономической элиты современного российского общества.

Одним из важнейших условий формирования патриотического сознания человека является осознание национальных интересов и последующая реализация их в деятельности. Рациональный уровень патриотизма невозможен без осознания национальных интересов. Национальный интерес выражает активное, творчески преобразующее отношение гражданина к событиям, происходящим в Отечестве, и выражается в деятельности. У каждого гражданина есть свои потребности, интересы, но их успешная реализация невозможна в отрыве от реализации национальных интересов. В условиях современной России в систему национальных интересов могут быть включены: защита цивилизационной идентичности, национальной самобытности, социокультурных ценностей, этносоциальных архетипов российского социума; сохранение культуры; развитие науки и образования.

В процессе социокультурной трансформации в России столкнулись две системы ценностей – либеральная, которая пришла на смену социалистической как ее антитеза; и традиционная, складывавшаяся на протяжении многих веков. В результате этого значительно увеличилось число людей, для которых стала характерной социокультурная амбивалентность, связанная с раздвоением ценностного сознания, проявляющаяся в одновременном стремлении к противоположным ценностям. Человек в современной России с одной стороны, стремится жить в обществе, исповедующем традиционные ценности, и в то же время пользоваться достижениями современной науки и техники. Ситуация ценностного раскола является главной антропологической проблемой реформирования российского общества. Существуя в ситуации разлома культур, человек формирует напряженный и конфликтный внутренний мир, и эта конфликтность пронизывает все уровни российского социума.

В современной России завершается этап глубинной социокультурной трансформации. В обществе стала превалировать синтезированная система социокультурных ценностей, включающая в себя различные ценностные элементы - от либеральных до националистических. Патриотизм в современной социокультурной ситуации представляет собой особую системообразующую ценность, духовную основу интеграции и формирования новой системы ценностей, гармонизации российского общества, обеспечивающую цивилизационную целостность и единение народа. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, духовные, нравственные, политические, исторические и культурные компоненты.

Понятие «россияне» в качестве идентификационного термина в целом получило общественное признание и перешло в разряд актуализированных социокультурных понятий. Уверенность индивида в позитивности и ценности реалий окружающей его жизни, его патриотические убеждения способствуют формированию его позитивной идентичности. Применительно к современной карельской молодежи можно говорить о наличии переходного типа социокультурной идентичности, с одной стороны, совмещающей черты современного типа и традиционалистские ценности и установки, а с другой - амбивалентную идентичность: «западный человек» и «россиянин».

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: