Гостиничная технология — это процесс применения организационных, маркетинговых, финансовых, логистических, кадровых и
69
других инструментов, методов и способов ведения гостиничного бизнеса. Примерами простейших технологий могут служить методы уборки номеров, рецептуры приготовления различных блюд в ресторанах, стандарты их сервировки, манеры обращения с гостями, стандарты телефонного этикета, способы продвижения услуг на рынок и т.д. Использование таких технологий позволяет гостинице извлекать выгоду из своей позиции на рынке и развивать сервисные и сбытовые возможности для увеличения своего конкурентного преимущества.
Для выявления новых важных направлений необходимо собрать информацию об уже существующих, а также появляющихся технологиях, которые можно применить для ведения бизнеса. При этом необходим обзор не только гостиничных технологий, но и тех, которые используют партнеры, поставщики и сами клиенты. Поиск может также вестись в смежных и отдаленных от гостиничного бизнеса отраслях.
Из всего многообразия и обилия технологий необходимо выбрать такие, которые смогут максимально улучшить конкурентные позиции или, возможно, изменить даже структуру всей отрасли. Технологии можно подразделить на базовые, ключевые и ведущие.
Базовые гостиничные технологии обслуживания позволяют вести гостиничный бизнес. Они не являются источником конкурентных преимуществ и, как правило, широко известны, легко доступны и используются абсолютным большинством отелей. Постоянное их совершенствование, например процесса уборки номеров или процедур регистрации и других, способно обеспечить сохранение или даже рост конкурентного потенциала отеля. Однако на современном уровне развития мирового гостиничного бизнеса базовые технологии, даже непрерывно улучшаемые, не могут стать основой устойчивого конкурентного превосходства. Рано или поздно обязательно найдется отель, который сделает ставку йа разработку (покупку, копирование) и внедрение в свою работу ключевых и ведущих технологий.
Ключевые гостиничные технологии обслуживания обеспечивают достижение отелем конкурентного преимущества и обычно менее доступны для использования всеми участниками рынка. Как правило, такие технологии дают возможность отелю снижать себестоимость продукта, увеличивать доход, достигать и поддерживать высокие стандарты обслуживания, занимая значимую нишу и точно позиционируя себя на рынке гостиничных услуг.
Примером использования подобного типа технологий может служить внедрение несколько лет назад московскими отелями группы «Марриот» и отелем «Балчуг Кемпински Москва» автоматизированной системы управления доходами, обеспечивающей поддержку управленческих решений по оптимизации продаж объектов номерного фонда и максимизации доходов. Применяемая технология пред-
70
определила успех этих отелей на рынке на несколько лет вперед. При этом необходимо отметить, что для разных сегментов гостиничного рынка могут существовать свои базовые и ключевые технологии. Например, для гостиницы высокого класса с международными стандартами ведения бизнеса внедрение системы управления доходами может являться базовой технологией, тогда как для российского отеля средней категории — несомненно ключевой.
Ведущие гостиничные технологии могут изменить расстановку сил в отраслевой конкурентной борьбе. Такая технология на этапе ее внедрения является, как правило, собственностью, ноу-хау и способна произвести переворот на рынке и вывести в лидеры обладателя. Поэтому отелям-лидерам важно не пропустить появление новых ведущих технологий на рынке.
Первым московским отелем, внедрившим услугу высокоскоростного и беспроводного подключения к сети Интернет, стал «Парк Арарат Хайятт», что позволяет его постояльцам не тратить время на подключение с помощью телефонной линии, модема, провайдера и дополнительных приспособлений. Пользование Интернетом стало возможно не только в гостевых комнатах или бизнес-центре, но и практически в любом помещении отеля. Безусловно, новая технология привлекла дополнительное внимание к отелю со стороны бизнесменов, а также организаторов высокобюджетных конференций.
Для правильного ведения конкурентной борьбы любому отелю рекомендуется знать свои сильные и слабые технологические стороны, а также аналогичные показатели своих основных конкурентов. Основываясь на этих данных, следует расставить приоритеты в развитии и внедрении новых продуктов, оценивая их экономическую эффективность и выстраивая политику предприятия.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте гостиничный сервис в современных условиях.
2. Что можно считать критерием профессионализма в гостиничном биз
несе?
3. Перечислите особенности гостиничных услуг.
4. Какие факторы влияют на процесс восприятия потребителем качества
обслуживания?
5. Какие составляющие входят в модель восприятия потребителем каче
ства услуги?
6. В чем состоит принципиальная методологическая особенность
менеджмента качества в сфере обслуживания?
7. Какие элементы обслуживания предлагают выделять американские
специалисты Кедотт и Терджен, основываясь на концепции «нейтральной
зоны»?
8. Какие элементы обслуживания в большинстве случаев вызывают от
рицательную реакцию, если они не выполнены правильно или отсутству
ют?
.71
9. Что понимается под относительным качеством и какова методика его
выявления?
10. Перечислите характерные особенности работы в сфере гостинично
го сервиса.
11. Какие правила должен соблюдать сотрудник гостиницы при работе
с замечаниями и жалобами гостей?
12. Назовите примеры базовых, ключевых и ведущих технологий.
Глава 3
ТЕХНОЛОГИЯ БРОНИРОВАНИЯ МЕСТ
(НОМЕРОВ)
_________ # __________
Виды бронирования
Процесс обслуживания гостей в любой гостинице независимо от ее категории можно разделить на несколько этапов:
• бронирование — предварительный заказ мест в гостинице;
• прием, регистрация и размещение гостей;
• предоставление услуг проживания;
• предоставление дополнительных услуг;
• окончательный расчет и оформление выезда.
Функции бронирования осуществляют либо менеджеры отдела бронирования гостиницы, либо персонал службы приема и размещения гостей.
Менеджеры отдела бронирования не только занимаются сбором заявок, но и изучают спрос на гостиничные услуги в тот или иной момент. На уровень спроса кроме сезонности могут оказывать большое влияние, например, проходящие в регионе культурные или спортивные мероприятия, а также политическая обстановка. Учитывая эти факторы, менеджеры отдела бронирования совместно с отделом продаж планируют деятельность гостиницы. Деятельность службы бронирования и службы продаж осложняют отказы клиентов от предварительного резервирования (бронирования) номеров. Различают два вида отказов: аннуляция и неявка.
Аннуляция — это отказ от предварительного резервирования не менее чем за сутки до даты заезда, при этом клиент не несет никакой финансовой ответственности.
Неявка — это отказ от предварительного резервирования в день заезда или отсутствие клиента в гостинице в день заезда без всякого уведомления.
В международной практике различают два вида бронирования: гарантированное и негарантированное.
Гарантированное бронирование означает, что гостиница обеспечивает клиенту заказанное размещение в обмен на обязательство оплаты проживания. В случае неявки клиента гостиница удерживает с него плату в размере стоимости суточного проживания за все зарезервированные номера и плату за бронирование. Удобство гарантированного резервирования для гостиницы состоит в том, что гость
73
постарается аннулировать заказ, если видит, что не сможет им воспользоваться.
Как правило, гостиница гарантирует клиенту, что номер будет предоставлен в его распоряжение до наступления расчетного времени в следующий после прибытия день. Если опоздание произошло более чем на сутки, бронирование аннулируется. Со своей стороны клиент гарантирует оплату номера, даже если он им не воспользуется, если только бронирование не будет аннулировано в соответствии с установленной процедурой, существующей в гостинице. Гарантированное бронирование защищает доходы гостиницы даже в случае неявки. Встречается и такое бронирование, когда гостиница никому не сдает забронированный номер в период от установленной клиентом даты заезда до установленной им даты выезда. В случае если клиент не заселится в номер в течение этих суток, он обязан оплатить номер за все сутки бронирования либо отменить бронирование до определенного дня и часа, установленных гостиницей.
Перечислим существующие варианты гарантированного резервирования.
1. Предоплата услуг. Уведомление о переводе предоплаты долж-
но поступить в гостиницу до дня заезда гостя. Обычно это банков-
ский перевод. Срок подтверждения предоплаты устанавливается гос-
тиницей и колеблется от нескольких недель до одного дня. С точки
зрения администрации гостиницы эта форма бронирования наибо-
лее желательна.
2. Гарантия под кредитную карту. Если бронирование не было
аннулировано до установленного времени, гостиница выставляет
счет на кредитную карту клиента. Банк переводит данную сумму на
счет гостиницы и уведомляет об этом держателя карты. Это наибо-
лее распространенный способ гарантированного бронирования за
рубежом.
3. Внесение депозита. Депозит, как правило, вносится в случае
невозможности банковского перевода или гарантии кредитной кар
той. Гость или его представитель вносит определенное количество
денег в кассу гостиницы до заезда. Это количество денег обычно
превышает стоимость ночи проживания в гостинице и зачастую
включает в себя депозит на пользование телефоном, прачечной и др.
При отмене бронирования депозит возвращается. В случае измене-
ния даты заезда он переносится. В дальнейшем депозит использует-
ся гостем для оплаты проживания и услуг, которые предоставляет
гостинца.
4. Гарантия под обязательства организации, имеющей с гости-
ницей долгосрочный договор, например с турагентством (корпора-
тивное бронирование). Организация может подписать контракт с
гостиницей, по которому соглашается взять на себя финансовую
ответственность за неявку клиентов, спонсором которых она явля-
ется. Желательно принимать гарантию только от тех организаций
74
(компаний), которые положительно зарекомендовали себя в процессе сотрудничества и финансовое положение которых стабильно и не вызывает никаких опасений.
5. Использование платежного документа — ваучера. Гарантированное бронирование с помощью ваучера характерно для турфирм. Ваучер представляет собой платежный документ, который подтверждает оплату всего срока проживания и некоторых дополнительных услуг. Ваучер выпускается в том случае, если гость оплачивает проживание на турфирме. Свою прибыль за поселение гостя туроператор закладывает в ваучер. Разница между реальной ценой номера и ценой, которую туроператор предлагает гостю заплатить за номер, зачастую превышает стандартную цену гостиницы.
В случаях негарантированного бронирования гостиница предоставляет номер проживающему до наступления установленного времени его аннуляции (обычно 18.00 дня прибытия), при этом клиент не вносит оплату. Если клиент в номер не поселился, то бронирование аннулируется, при этом клиент не уплачивает неустойку. Если клиент прибывает после наступления времени аннуляции, а номер не занят, гостиница предоставляет его клиенту.
При негарантированном бронировании гостиница не имеет возможности застраховать свои возможные финансовые потери. Поэтому многие гостиницы вообще отказались от негарантированного резервирования либо берут деньги за услугу бронирования, что неправомерно.
Сегодня российские гостиницы борются за признание на международном рынке, а растущая конкуренция постоянно вынуждает их администрацию пересматривать и улучшать стандарты обслуживания, в том числе и бронирования. В международной практике принято поощрять клиентов, приобретающих услуги размещения заранее. Клиент, забронировавший номер, обычно получает скидку. В России все не так: за бронирование он доплачивает гостинице 25...50 % стоимости ночевки. При этом даже практикуются такие отношения, когда гостиница отказывается от взимания этих платежей, рассматривая это как «скидку» для приоритетных клиентов.
Наценка за бронирование — типичный пережиток советских времен, когда средства размещения были практически недоступны без предварительной заявки. Тогда, действительно, отель «шел» навстречу клиенту, придерживая для него дефицитные комнаты, при этом прибывающий в гостиницу клиент помимо платы за собственный номер должен был заплатить еще и плату за бронирование. В СССР подобная плата составляла 50 % суточной цены за номер. Если человек приезжал на месяц, то необходимость заплатить еще 50 % суточной цены номера, наверное, не была заметна, а вот в случае приезда на сутки номер с платой за бронирование фактически обходился клиенту в 150 % его цены.
75
В 2000 г. в Правила предоставления гостиничных услуг в РФ (далее — Правила) были внесены изменения. В них исчезло определение «платы за бронирование» и упоминание о взимании ее при заезде гостя. В Правилах (п. 6) узаконено лишь то обстоятельство, что человек, который опоздал с заселением (не заехал), должен оплатить стоимость фактического простоя номера, но не более, чем за сутки, и, кроме того, еще внести плату за бронирование. На практике же гостиницы продолжают взимать плату за бронирование и в случае заезда. Даже с точки зрения элементарной логики подобное выглядит очень странно. Гость, воспользовавшись услугами того или иного отеля, приносит ему прибыль, и гостиница заинтересована в том, чтобы он стал постоянным клиентом, при взимании же платы за бронирование номера можно сказать, что клиента наказывают. Предварительное резервирование надо рассматривать не как дополнительную платную гостиничную услугу, а как услугу со стороны клиента, который, заранее сообщая о своем прибытии, позволяет тем самым гостинице эффективно планировать свою деятельность.
Евгений Липец, управляющий директор гостиничной сети Best Western Hotels, сделал запрос в департамент туризма Минэкономразвития России (сегодня — Федеральное агентство по туризму — Рос-туризм Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ) по поводу правомерности взимания платы за бронирование с гостей, которые заехали. В своем ответе на запрос департамент признал, что в Правилах это право гостиницам не предоставлено, поэтому подобного рода практика неправомерна. Плату можно устанавливать за что-то, что можно купить, а купить услугу бронирования без покупки другой — услуги размещения — трудно себе представить.
Кроме того, технологически непонятно, как отели могут взять с потребителя плату за бронирование в случае неявки. Во многих гостиницах мира люди гарантируют свое бронирование кредитными картами. Согласие заплатить плату за бронирование потребитель обязан сопроводить письменным документом за своей подписью, по которому потребитель разрешает гостинице снять с его кредитной карты соответствующую сумму в его отсутствие, т.е. при его неявке в отель.
В противном случае, даже если у гостиницы есть реквизиты кредитной карты несостоявшегося гостя, она ничего не сможет с ними сделать — платежные системы (VISA, Mastercard и др.) потребуют у гостиницы подобный документ и в случае его отсутствия, либо без подписи владельца карты, либо в случае различия в подписях владельца на документе и на оборотной стороне кредитной карты, наложат вето на эту операцию. В нашей стране операции по карте недостаточно развиты, и номера в отелях чаще всего бронируются по телефону, факсу в отсутствии каких-либо сопроводительных документов.
76
Двойное бронирование
Номер, не проданный сегодня, уже не может стать источником дохода, а его содержание принесет отелю убытки. Гостиницы ищут выход из такой ситуации, повышая ценовую привлекательность предложения, при этом достижение полной загрузки имеющегося номерного фонда остается пока одним из основных показателей успешной работы отеля. Аналогичные процессы протекают в любой другой деловой среде, но гостиничный бизнес в этом уникален. Однако отели имеют ряд особенностей, отличающих гостиничный бизнес от прочих. Так, для него характерен большой удельный вес предварительных заказов, процентное соотношение которых к продаже номеров «от стойки» колеблется в значительных пределах в зависимости от сегмента потребительского рынка. Как показывает мировая практика, в сегменте поездок с целью отдыха количество предварительных бронирований особенно велико. Это упрощает планирование загрузки, но не снимает с гостиницы всех проблем в отношении продаж. Клиент, заказавший номер, может позднее ликвидировать бронирование, но осложнения, возникающие у объекта размещения в этой связи, не идут ни в какое сравнение с проблемой так называемых «непоявившихся» гостей, которые не потрудились заранее проинформировать гостиницу об изменении своих планов. Потери от непроданных в таких случаях номеров могут составлять внушительную сумму.
Чтобы подстраховаться от неизбежных финансовых потерь, каждая гостиница, использующая предварительное бронирование в качестве основного способа продаж, резервирует некоторое количество дополнительных номеров сверх максимально возможного количества бронирований. Эти дополнительные номера оказываются фактически забронированными дважды (а иногда и трижды) в расчете на то, что некоторое количество клиентов отменит по каким-либо причинам бронирование или не приедет в гостиницу в намеченный ранее день. Таким образом, двойное бронирование (overbooking) — это подтверждение о будущем предоставлении мест в гостинице одновременно двум клиентам на одну и ту же дату. Возможно, что кто-то из них аннулирует заявку за некоторое время до заезда или просто не приедет в назначенный день. Но если оба клиента приехали в гостиницу, то место получает тот, кто приехал раньше.
Для применения двойного бронирования необходима достоверная информация об отказах за прошлый период времени. Обычно на долю таких заказов приходится 3... 5 % всего объема бронирований. Процент неявок по месяцам может меняться. Среднестатистическую величину можно рассчитать по следующей формуле:
OB = (NS + LC)//RB • 100%,
где OB (overbooking) — среднестатистический размер допустимых перебронирований, %; NS (no-show — неявка) — среднестатисти-
77
ческое количество номеров, забронированных, но простаивающих из-за неявки гостей; LC (late cancellations — поздние отмены) — среднестатистическое количество номеров, отменяемых в последний момент; RB (rooms booked) — количество забронированных номеров.
Конечно, стреднестатистический подход в расчете допустимой величины перебронирований должен корректироваться в зависимости от конкретной ситуации. Например, в случае крупного группового бронирования логично предположить, что отмены внутри самой группы вряд ли возможны с той же вероятностью, что и отмены отдельных индивидуальных бронирований, следовательно, прогноз должен быть уточнен.
Отношение к факту двойного бронирования далеко не однозначно в деловых кругах, связанных с туристским бизнесом. С одной стороны, профессионалы признают его целесообразность, принимая во внимание финансовые проблемы недозагрузки. С другой стороны, ситуация, когда стойку портье осаждают два разгневанных клиента, имеющих на руках подтверждение о бронировании номеров, не может восприниматься как нормальная.
В ряде зарубежных стран двойное бронирование рассматривается в контексте прав клиента и однозначно трактуется как их грубое нарушение со всеми вытекающими последствиями — штрафными санкциями или компенсационными выплатами. Гостиница, не имеющая возможности поселить клиента с подтверждением о бронировании, обязана предоставить иное размещение, компенсируя гостю расходы на такси и разницу между стоимостью номера со скидкой (она представляется при заблаговременном заказе) и полной ценой аналогичного номера, которую клиент вынужден будет оплатить в другой гостинице (поскольку права на скидку он уже лишается). Кроме того, за клиентом остается право требовать возмещения морального ущерба. Добавив к этим финансовым потерям ущерб, который наносит двойное бронирование имиджу гостиницы в глазах клиента, ставшего его жертвой, станет понятным осторожное отношение специалистов к практике повторных бронирований.
В законодательствах ряда стран повторное бронирование рассматривается как ущемляющее права потребителя. Некоторые страны, например ФРГ, полностью запретили подобную практику. Там, где прямые законодательные ограничения отсутствуют, повторное бронирование относят к факторам риска.
Как видим, двойное бронирование — это планируемая деятельность гостиниц по максимизации прибыли и достижения стопроцентной загрузки. Но бывает и незапланированное двойное бронирование, например, из-за ошибки в каком-то звене туристической цепи: ошибиться может служащий отеля (неправильно оформить бронирование); туроператор (просчитаться в своей заявке); турагент (забы-
78
вает предупредить клиента, что выбранный им отель отказал в подтверждении и ему забронирован альтернативный вариант).
Процесс бронирования
Процесс бронирования можно разделить на следующие этапы: получение заявки; определение наличия номеров; регистрация предварительного заказа; подтверждение бронирования; выполнение заказа; составление отчетов о бронировании.
В гостинице процесс обслуживания гостей начинается с бронирования, т. е. с получения службой бронирования или службой приема и размещения «заявки на бронирование мест» (форма первичного учета № 10-Г, утвержденная приказом Министерства финансов РФ от 13.12.1993 г. № 121 (приложение 5)). Бронирование может быть произведено для индивидуальных лиц и прибывающих в гостиницу в составе группы.
Все заявки сравниваются с ранее принятыми предварительными заказами в целях определения наличия оставшихся номеров. Необходима тщательная проверка во избежание приема предварительных заказов на такое количество номеров, которое превышает имеющееся в наличии. Для того чтобы избежать «перебора при бронировании», гостиницы должны контролировать наличие вакантных мест с помощью книги контроля бронирования, настенного графика, автоматизированной системы управления или какого-либо другого устройства.
Книга контроля бронирования представляет собой стандартный кольцевой скоросшиватель с вынимающимися листами. На каждой странице гостиничные номера подразделяются на типы и каждому присвоен цифровой индекс. При получении предварительного заказа ставится крестик на наибольшем цифровом индексе, присвоенном номеру нужного типа, в день ожидаемого прибытия. Если номер бронируется на несколько дней, на следующих страницах соответствующие цифровые индексы обводятся кружочком. Данные в книгах контроля бронирования должны обновляться, поскольку гостиница получает аннуляции заказов или изменения в них.
Другим документом контроля является специально составленный настенный график бронирования, на котором номера гостиницы расположены вертикально, а дни и месяцы — горизонтально. Не компьютеризированные гостиницы строят настенные графики, вводя соответствующие числа номеров, расценки и коды. Для различных типов номеров используются разные цвета. При поступлении заказа наличие вакантных мест проверяется по графику на основе даты прибытия клиента, продолжительности пребывания и типа номера. При наличии вакантного места агент по бронированию может выделить клиенту определенный номер, закрепив ленту над линией, пред-
79
ставляющей этот номер. Лента тянется от дня прибытия до дня убытия. Можно также на ленте указать имя гостя.
После внесения в график всех предварительных заказов по незаполненным местам можно с одного взгляда судить о наличии определенных номеров. При необходимости внесения изменений агент по бронированию просто сдвигает ленту в другое место. В случае аннуляции заказа лента снимается. Эти графики также называются графиками плотности бронирования.
Наиболее цивилизованным способом контроля бронирования является модуль бронирования, или модуль ведения номерного фонда, автоматизированной системы управления. Например, модуль ведения номерного фонда, как правило, позволяет сотрудникам гостиницы самостоятельно формировать описание номерного фонда и оперативно отслеживать его изменение. При этом в базу данных вводится информация о категории, количестве мест, имеющих дополнительное оборудование, и другие параметры, характеризующие каждый конкретный номер. Оператор может перевести свободный номер в состояние ремонта, указать, что он сдан в аренду, выделен под служебное помещение и т.д. Система автоматически установит соответствующее состояние номера при наступлении даты начала или окончания ремонта, срока аренды или периода бронирования (если соответствующая информация была заблаговременно введена в компьютер).
В системе по каждой заявке фиксируются организация-потребитель, даты заезда и выезда гостей, количество суток брони и способ оплаты (наличный или безналичный), тариф, заявленное количество мест. Помимо перечисленных характеристик заявки в системе можно зафиксировать список фамилий ожидаемых гостей.
Процедура бронирования позволяет закрепить за введенной заявкой конкретные места на конкретный период времени. В системе могут быть реализованы операции снятия номеров с брони и перебронирования. Поскольку в отечественных гостиницах распространена практика поселения гостей на одно место (в отличие от зарубежных гостиниц, где занимается номер целиком), в системе ведется отслеживание занятых и забронированных мужских и женских мест.
Если бронирование невозможно по каким-либо причинам, отдел бронирования обязан выслать официальный отказ в размещении, содержащий извинения, причину отказа, прогнозируемый период улучшения ситуации со свободными номерами и выражение надежды на сотрудничество в будущем.
Если временной промежуток со дня бронирования до фактической даты приезда потенциального клиента достаточно велик, клиент может быть поставлен на очередь, т. е. занесен в список очередности. При этом ему сообщают, что на данный момент отель полностью загружен и бронирование на заказанный срок не представля-
80
ется возможным; предлагают оставить свои данные (адрес, номер телефона), чтобы в случае отмены какого-либо заказа предоставить номер; помогают выбрать альтернативный срок для бронирования номера, если есть такая возможность.
Агент по бронированию регистрирует бронирование после взаимодействия с клиентом, присваивает бронированию номер и таким образом начинается цикл работы с клиентом. Регистрационные записи содержат данные о клиентах и их пожелания по условиям размещения.
Заблаговременное бронирование позволяет реализовать технологию ускоренного поселения больших групп гостей, учитывать индивидуальные пожелания клиентов. Все заявки регистрируются в обязательном порядке. На их основании формируется перспективный график загрузки. Агент по бронированию вносит регистрационную запись только после определения наличия в гостинице в данный момент номеров, соответствующих указанным в заявке условиям.
Заявки предприятий (организаций) регистрируются в специальном журнале «П» по форме:
Заявки на бронирование мест по телеграммам, телефонным звонкам, письмам, поступающие от индивидуальных лиц, регистрируются в журнале «И» по форме:
При гарантированном бронировании необходимо получить от клиентов дополнительную информацию: по кредитной карте — ее тип, номер, дату истечения срока действия и имя владельца (необходимо проверить по бюллетеню аннуляции или по компьютерной службе проверки действительность кредитной карты); по предоплате или по предварительному взносу — сроки получения гарантии (необходимо заключить соглашение с клиентом о том, что соответ-
81
ствующий взнос гостиница получит до наступления определенной даты; гарантия внесения оговоренного авансового взноса или предварительной оплаты должна быть тщательно проверена; если нужная сумма не внесена к назначенной дате, возможно бронирование придется отменить или рассматривать как негарантированное); по корпоративному бронированию или туристическому агентству — название и адрес компании-заказчика, имя лица, делающего предварительный заказ, а также номер счета организации, выступающей в качестве спонсора, или туристического агентства.
Агенты по бронированию должны согласовать с клиентом важные аспекты гарантии бронирования. Клиенты должны знать, что номера будут удерживаться для них до наступления расчетного времени в день, следующий за прибытием по графику, и, если они не аннулируют бронирование до установленного времени, это может привести к потере предоплаты или к выставлению счета на поручителя. Назначенные и подтвержденные в ходе бронирования расценки должны оставаться неизменными.
Агенты по бронированию при назначении расценок учитывают следующие аспекты:
• минимальный срок проживания, установленный в отеле;
• специальные льготные условия, действующие на заявленную
дату;
• курсы обмена иностранной валюты при выставлении счета ино-
странным туристам;
• за дополнительные услуги должна вноситься дополнительная
плата.
В том случае если гостиница может предоставить свои услуги по проживанию, то лицу, приславшему заявку на бронирование, должно быть направлено подтверждение исполнения заявки.
В письме-подтверждении, которому присваивается номер зарегистрированной заявки на размещение, четко огбваривается дата и время прибытия, стоимость и тип номера; период проживания в отеле; количество гостей в группе; тип бронирования — с гарантией или без нее; номер подтверждения.
Информация, содержащаяся в письме-подтверждении, во многом зависит от вида бронирования. При гарантированном бронировании указывается период ожидания гостя, после которого вступают в силу штрафные санкции, применяемые в случае поздней аннуляции заказа на размещение или неприбытия в отель. При негарантированном бронировании указывается время, до которого гость может рассчитывать на получение забронированного им номера. Кроме того, письма-подтверждения могут содержать информацию, касающуюся дополнительного подтверждения, возможного изменения дат, отмены бронирования и др.
Письмо-подтверждение посылается сотрудником отдела бронирования по номеру факса, указанному в письме-заявке. Сотрудник
82
должен убедиться, что подтверждение получено адресатом в полном объеме, без искажений.
Если бронирование подтверждено в ответ на запрос со стороны потенциального клиента, последний в этом случае становится стороной контракта, имеющей определенные обязательства.
Зарегистрированные письма-заявки, письма-подтверждения и подтверждения приема факса адресатом сортируются по датам заезда и хранятся в отделе бронирования до прибытия гостей. После их отъезда эти документы хранятся в архиве гостиницы.
В некоторых случаях, даже при соблюдении порядка процедуры бронирования, внесение изменений в регистрационные журналы является необходимым.
В большинстве случаев предпочтение отдается негарантированному бронированию: как правило, приезжающие в гостиницу успевают воспользоваться бронью до наступления часа отмены бронирования.
Однако если потенциальный клиент гостиницы, забронировавший номер без гарантии, осознает, что прибытие в отель ранее часа отмены бронирования не представляется возможным (например, по причине задержки авиарейса), он может изменить статус бронирования на гарантированный. Агенты по бронированию, обрабатывающие подобные заявки, должны:
• получить данные по кредитной карте клиента, ее номеру и дате
истечения срока, проверить эту информацию;
• предоставить клиенту новый номер подтверждения бронирова-
ния;
• заполнить формы по изменению статуса бронирования с соблю-
дением всех необходимых в этом случае имущественных норм, если
таковые имеются.
По просьбе лица, приславшего заявку на бронирование, сотрудники службы бронирования производят аннуляцию заказов на бронирование.
Лицо, обращающееся в гостиницу с просьбой отменить бронирование, заказанное предприятием или туристическим агентством, чаще всего является представителем туристического агентства. Имя лица, отменяющего бронирование, в этом случае отмечается в регистрационном журнале.
Отмена бронирования должна быть зафиксирована в бланке аннуляции и регистрационном журнале по следующей форме:
После того как факт отмены бронирования внесен в регистрационный журнал, агент называет гостю номер аннуляции заказа и выясняет: не желает ли тот забронировать номер на какую-либо другую, более удобную для него, дату.
Действия агентов по бронированию в случае отмены гарантированного бронирования следующие:
• получить соответствующие данные по клиенту (его имя и адрес),
количеству заказанных им номеров, датах предполагаемого прибы-
тия и отъезда;
• заполнить бланк «Аннуляция бронирования»;
• найти в регистрационном журнале запись о бронировании, по
метить его как отмененное и указать номер отмены бронирования и
дату аннуляции;
• занести в журнал учета отмен бронирования номер отмены бро-
нирования.
В случае отмены бронирования с внесением залога залог должен быть возвращен клиенту.
Эффективная система ведения отчетности по бронированию помогает рассчитать количество свободных номеров и спрогнозировать доход от их бронирования. Отчет по бронированию включает в себя:
• информацию о сделке, в том числе по ежедневному бронирова-
нию (количество бронируемых номеров, изменения в сроках, отме-
ны бронирования);
84
• информацию по отказам, в том числе о количестве отказов кли-
ентам в предоставлении номеров по причине того, что заказанные
номера заняты;
• расчет возможного дохода от бронирования (стоимость заброни-
рованных номеров, умноженная на их количество).
По заявкам отдел бронирования может составить перспективный план загрузки гостиницы на определенный период (год, месяц, неделю) и план загрузки на текущий день. Отдел бронирования должен постоянно взаимодействовать со службой приема и размещения, которая дает информацию о загрузке номеров в текущее время.
Чтобы избежать ошибок в записях, агент по бронированию должен сверять полученную информацию, быть особо внимательным, выясняя, что именно желает заказать потенциальный клиент, а также при необходимости объяснить значение профессиональных терминов и разницу между ними. После того как заказ на бронирование поступил, агенту по бронированию следует повторить всю полученную информацию клиенту во избежание возникновения возможных недоразумений. Агент по бронированию должен предоставить клиенту всю информацию об отеле (его правильное название и адрес), в котором для него забронирован номер.
Случаются сбои при обмене информацией и работе с центральной (внешней) системой по бронированию:
• отелю не удается своевременно проинформировать ее о количе-
стве свободных номеров и текущих изменениях в их стоимости;
• центральная (внешняя) система бронирования недостаточно бы-
стро информирует отель о количестве принятых заказов на брони
рование, нарушается работа средств связи;
• отель прекращает связь с центральной системой слишком рано
или слишком поздно.
Способы бронирования
Гостиницы сейчас редко используют только один вид связи для продажи своих услуг. Выбор средства связи зависит от категории гостиницы, размера номерного фонда, принадлежности к международной цепи или центру взаимного информирования. Так, например, гостиницы категорий «одна-две звезды» используют, как правило, телефон и факс, категорий «три — пять звезд» — телефон, факс, компьютерные системы бронирования, электронную почту (рис. 3.1).
Средства коммуникации играют важную роль не только для обеспечения эффективного управления гостиницей, но и для достижения максимального объема продаж. Любая задержка информации может повлечь за собой негативные последствия. Однако достичь максимального объема продаж гостиница может не только с помо-
85
щью компьютерных систем бронирования, но и традиционными способами, используя письма, телефон, факс.
Первые бронирования осуществлялись с помощью писем в адрес гостиницы. Традиционная система контроля за номерным фондом в гостинице подразумевала, что служба портье должна иметь картотеку, содержавшую информацию о занятости номеров. В карточки заносились имя гостя и вся информация о сроках размещения, форме оплаты.
Запросы на бронирование, сделанные по телефону, в основном исходят от частных лиц. В таких случаях бронирование осуществляется по обычной схеме.
Большая часть бронирования проводится по заявкам, приходящим по факсу.
Они обычно поступают от компаний или турфирм, которые сотрудничают с гостиницей. В запросах на фирменных бланках компании с ее реквизитами кроме просьбы забронировать номер на указанные даты сообщается информация о методе оплаты.
С появлением глобальной сети Интернет, связавшей воедино все компьютеры мира и обеспечившей мгновенную и надежную передачу информации в едином мировом информационном поле, стало возможным осуществлять бронирование гостиничных номеров через нее.
Бронирование гостиничных номеров через Интернет практикуется четырьмя способами:
• через собственную интернет-страницу гостиницы;
• по электронной почте;
• через глобальную интернет-систему бронирования;
• через корпоративную интернет-систему бронирования.
Различают офф-лайновое (off-line) и он-лайновое (on-line) бро-
нирование.
Бронирование в режиме off-line — это бронирование по запросу, когда посетитель отправляет продавцу заявку на бронируемую ус-
86
лугу по электронной почте. В гостиницу приходит заявка на требуемую услугу, и при наличии свободных мест клиента просят подтвердить бронирование (предоставить гарантию). После получения гарантии клиенту по телефону или по электронной почте сообщают, что его заявка на бронирование принята.
Суть технологии on-line заключается в моментальном отображении реальной информации о наличии мест в гостинице по текущим тарифам с возможностью немедленного подтверждения бронирования. При использовании системы on-line весь процесс осуществляется автоматически. После заполнения заявки она обрабатывается компьютером, который проверяет наличие свободных номеров (мест) и производит бронирование. Уведомление о совершении бронирования выдается компьютером клиенту через несколько секунд.
Одним из перспективнейших способов является бронирование на сайте гостиницы. В существующих сегодня конкурентных условиях сайт предприятия в Интернете — необходимое условие для успешного функционирования любой организации, в том числе и гостиницы. Собственно, это новая услуга для потенциальных клиентов, демонстрация возможностей гостиницы.
Достоинство бронирования номеров (мест) в гостинице через сайт заключается в том, что клиент сам заполняет заявку на бронирование на сайте, исключая эффект «испорченного телефона» — недопонимание между сотрудником гостиницы и клиентом.
Успешное функционирование сайта зависит от четкости и полноты информации о классе и достоинствах гостиницы, размещенной на нем. Уместны фотографии здания, номеров всех имеющихся в гостинице типов, местности вокруг. Целесообразно поместить на сайт схему проезда от аэропорта или вокзала, маршрут следования на общественном транспорте. Необходимо зарегистрировать сайт в каталогах поисковых систем, чтобы его можно было найти в системах адресов, на тематических сайтах (туристских, объединения гостиниц, предложениях услуг и т.д.). В рубрике «бронирование» нужно, как минимум, указать, каким образом потенциальный гость может забронировать номер в гостинице. В идеале, сайт должен поддерживать функцию интернет-бронирования, желательно в режиме online. Брони, которые поступают через сайт, не требуют никаких затрат со стороны гостиницы.
Бронирование на сайте гостиницы может производиться как бронирование-запрос или он-лайновое с мгновенным подтверждением.
Бронирование-запрос. Клиент на сайте заполняет и отправляет форму-заявку, указывая имя, предполагаемое время прибытия, длительность пребывания, цель приезда, форму оплаты и другую информацию. Такая заявка приходит в отдел бронирования по электронной почте. Клиент должен подождать, когда служба бронирования откроет электронную почту, внесет информацию по бронированию в АСУ гостиницы и вышлет подтверждение стандартным способом.
87
Он-лайновое бронирование с мгновенным подтверждением. Это технология, которая позволяет проверять базу данных АСУ гостиницы (если есть свободные номера на запрошенные даты) и сразу предлагать гостю варианты с ценами, соответствующие заданным условиям, а затем передавать ему подтверждение в реальном режиме времени.
Эффективность любого способа бронирования тем выше, чем меньше времени затрачивается на подтверждение запроса бронирования, т. е. от степени автоматизации процесса обработки заявок и от четкости взаимодействия гостиницы и системы бронирования. Для более эффективной работы необходимо автоматизировать процесс обработки заявок клиентов, сделанных на сайте гостиницы. Это позволит подтверждать бронирование в режиме реального времени, формировать эффективную ценовую политику, предлагать специальные программы для гостей. Но у такой системы должна быть защита от мошенников. Прежде всего должна быть установлена квота номеров для продажи через сайт. В некоторых системах реализована возможность автоматической приостановки продаж номеров через Интернет при достижении определенного минимального порога свободных номеров на указанную дату.
Когда гостиница имеет свою страницу в Интернете, интегрированную с АСУ гостиницы, процедура бронирования выглядит следующим образом:
• клиент заходит на сайт гостиницы и знакомится с правилами
бронирования;
• указав параметры выбираемого номера, он находит свободный
и, заполнив необходимые информационные поля в предлагаемой за-
явке, делает заказ;
• АСУ гостиницы автоматически обрабатывает заказ и отправля-
ет клиенту предварительное подтверждение с условиями внесения
предоплаты, а клиент заносится в лист ожидания;
• после получения соответствующих гарантий от клиента он по-
лучает от гостиницы окончательное подтверждение брони;
• информация по бронированию заносится в график загрузки с
последующим автоматическим изменением статуса номерного фонда
на сайте.
Бронирование номеров с помощью систем интернет-бронирования (глобальных и корпоративных) происходит по той же схеме (рис. 3.2), что на сайте гостиницы с тем лишь отличием, что клиент работает на сайте системы интернет-бронирования и информацию обрабатывает не АСУ гостиницы, а система интернет-бронирования.
Пользователи всемирной сети могут ознакомиться с услугами отеля и послать заявку на бронирование через интернет, перейдя по ссылке с интернет-страницы или веб-сайта гостиницы (1, 2). Зная адрес, по которому располагается сервис интернет-бронирования, опытные пользователи могут выходить напрямую — именно так по-
Об
ступают туристические агенты и работники удаленных офисов (4). Наличие свободных номеров и стоимость проживания определяются на основании данных о квотах (лимитах) и установленных тарифах, которые могут отличаться для различных категорий заказчиков. После оформления заявки пользователи получают по электронной почте подтверждение от системы бронирования (3). В подтверждение может быть включена информация о необходимости предоплаты и ссылки для распечатки соответствующих счетов. В этом случае система отправляет предварительное подтверждение с условиями внесения предоплаты, клиент заносится в лист ожидания. После получения соответствующих гарантий от клиента последнему посылается окончательное подтверждение брони. Вся информация о заявках поступает в гостиницу по электронной почте, а в случае интеграции с АСУ обмен данными происходит полностью автоматически (5). В гостинице бронь заносится в график загрузки, при этом автоматически изменяется статус номерного фонда, представленного на сайте гостиницы.
Контрольные вопросы
1. Из каких этапов состоит процесс обслуживания в гостинице?
2. Что может служить гарантией оплаты за гостиничные услуги при га-
рантированном бронировании?
89
3. В каком случае сотрудники гостиницы имеют право взимать плату за
бронирование?
4. Что такое двойное бронирование?
5. Как рассчитать, какое количество номеров гостиницы может быть за
бронировано дважды с минимальным риском для гостиницы?
6. Перечислите этапы бронирования.
7. Какую информацию должна содержать заявка на бронирование?
8. Каковы действия агента по бронированию в случае отмены гаранти-
рованного бронирования?
9. Назовите способы бронирования номеров с помощью Интернета?
10. В чем заключается суть технологии он-лайнового бронирования?
11. Из каких этапов состоит процесс бронирования на сайте гостиницы,
интегрированной с АСУ гостиницы?
Глава 4
РЕГИСТРАЦИЯ ГОСТЕЙ
•