Наиболее распространенной системой подачи еды и напитков в номера гостиницы является обслуживание через вспомогательные поэтажные буфеты-бары. К такому буфету прикрепляется несколько официантов, которые работают посменно, через день, и обслуживают определенное количество номеров. Целесообразно поручать работу по обслуживанию номеров двум официантам:
• один занимается подготовкой заказов, следит за своевременной
подачей каждого из них, подбирает посуду, приборы и белье, специи,
хлеб и укладывает их на тележки или подносы, готовит закуски и
напитки, подает их в номер, принимает новые заказы;
• второй в основном доставляет продукты из ресторана в подсоб
ный буфет, а в свободное время помогает первому официанту.
Оборудование вспомогательного буфета включает в себя электро-или газовые плиты, холодильники, весы, мерную посуду, серванты для хранения белья, посуды, приборов, столы для подсортировки продуктов и доготовки некоторых закусок и блюд, напитков, оборудование для доставки их из ресторана в номера.
|
|
Помещение буфета-бара должно быть связано с кухней ресторана служебным лифтом, лестницей и телефоном. Оборудуется световая или иная сигнализация из номеров гостиницы в коридор и буфет этажа для вызова официанта в номер. В зависимости от числа номеров, контингента проживающих в гостинице и других факторов вспомогательные поэтажные буфеты могут быть на каждом жилом этаже или обеспечивать несколько этажей. При отсутствии поэтажных буфетов питание в номерах организуется непосредственно из ресторана. При этом желательно, чтобы посуда, приборы, которые используются для обслуживания номеров, имели отличительные признаки (форму, окраску).
Официантам необходимо знать некоторые особенности приема и доставки заказов проживающим в гостиницах. Так, явившись по вызову в номер, официант предлагает гостю меню и принимает заказ, записывая его на бланке. Для экономии времени он сразу же по теле-
158
фону может передать заказ на производство и, пока готовятся горячие блюда, подобрать посуду, приборы, сервировать стол, поставив на него холодные закуски и напитки, которые есть в буфете.
Затем он получает на кухне горячие блюда и подает их в номер, пользуясь лифтом.
Иногда в гостинице организуется диспетчерский пункт, где диспетчер по телефону принимает заказы от проживающих в номерах. Прием заказов и их выполнение производятся в следующем порядке. Проживающий в гостинице по телефону связывается с дежурным диспетчером и заказывает в номер завтрак, обед, ужин или какие-нибудь напитки.
Диспетчер, принимая заказ, записывает (желательно на специальном бланке): номер комнаты, в которую следует подать заказ, число гостей, подробное наименование и количество порций заказанного, время приема заказа и подачи его в номер.
|
|
Приняв заказ, диспетчер передает его по телефону для исполнения официантам.
Блюда и напитки подают в номера обязательно в закрытой посуде; хлеб, закуски накрывают салфеткой. Для облегчения работы официантов могут использоваться специальные тележки с двумя полками: верхней — для готовых блюд и чистой посуды и приборов и нижней — для использованных посуды и приборов.
При одновременной доставке заказов в несколько номеров на одном подносе или тележке официант доставляет продукты, посуду, приборы и все необходимое последовательно из номера в номер, оставляя в каждом то, что заказано.
При подаче одного заказа тележку закатывают в номер, где ее оставляют как подсобный столик.
При отсутствии тележки официант несет заказ на подносе, который держит на левой руке, а правой снимает принесенные блюда и напитки и ставит их на стол.
По желанию заказчика официант должен разложить принесенное блюдо по тарелкам, откупорить бутылки, налить минеральную или фруктовую воду, вино и другие напитки. В этом случае, войдя в номер с заказом на подносе, официант ставит его на тумбочку, затем стелет на стол небольшую скатерть или по одной салфетке на человека. На салфетки перекладывает предметы сервировки и принесенные по заказу продукты, соблюдая при этом основные правила сервировки стола и расстановки на нем закусок, блюд и напитков.
Использованную и освободившуюся посуду убирают из номера спустя некоторое время после подачи заказа. При уборке посуды в присутствии проживающих в номере следует попросить на это разрешение: возможно, что у гостей возникает желание оставить что-то из посуды или продуктов.
За обслуживание в номерах с проживающих в гостинице взимается дополнительная плата в установленном размере.
159
Для повышения качества работы секции «обслуживание номеров» пищевого комплекса гостиницы необходимо:
• наладить своевременное выполнение заказов, особенно завтра
ков, так как эта услуга наиболее популярна среди гостей;
• неуклонно добиваться снижения цен за услуги.
Работа менеджера по планированию действий секции может выглядеть следующим образом. Заказать необходимое количество оборудования, например сервировочные тележки, подносы, посуду с крышками и специальными колпаками для сохранения температуры пищи, столовые принадлежности. Составить график работы служащих исходя из планируемого объема работ.
Особая предусмотрительность требуется при планировании меню. Заготовленная впрок пища должна и выглядеть аппетитно, и не терять своей доброкачественности. Меню обслуживания номеров, как правило, ориентировано на вкусы среднего постояльца. Даже в пятизвездочных отелях нельзя изымать из меню гамбургеры, потому что их любят дети. Большинство блюд, рекомендуемых для заказа в номер, берется из ресторанного меню, чтобы избежать лишних забот, связанных с их приготовлением.
При назначении цен на отдельные блюда необходим реалистичный подход, учитывающий, что даже справедливые цены могут показаться слишком высокими, и гости просто откажутся от услуг.