Процесс обслуживания на гостиничных предприятиях питания регламентируется «Правилами оказания услуг общественного питания», а также постановлением Правительства РФ от 10.05.2007 г. № 276 «О внесении изменений в Правила оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 г. № 1036» (далее — Правила).
В первой редакции Правил на предприятия общественного питания возлагалась обязанность доводить до сведения потребителя информацию о своем юридическом адресе. В ГК РФ отсутствует понятие «юридический адрес». С правовой точки зрения единственным адресом, идентифицирующим юридическое лицо, является адрес местанахождения, указанный в учредительных документах организа-
155
ции, по которому реально (фактически) располагается ее исполнительный орган и по которому осуществляется официальная связь с организацией. В связи с этим в новой редакции Правил исполнитель обязан доводить до сведения потребителя именно адрес своего местонахождения.
Согласно изменениям, внесенным в Правила, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, обязаны указывать цены только в российских рублях.
При этом сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов) доводятся до любого потребителя услуг (в отличие от старой редакции, согласно которой такие сведения доводились до потребителя только при организации детского и диетического питания). До сведения потребителей должна также доводиться информация о составе продукции (в том числе, наименование использованных в процессе изготовления пищевых и биологически активных добавок, компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов). Упразднена обязанность доводить до потребителя сведения о сертификации услуг общественного питания, а также знакомить с подлинниками сертификата или его заверенными копиями. Новая редакция Правил устранила имевшиеся противоречия с ГК РФ и в других вопросах, в том числе в формулировке способа прекращения договорных отношений с потребителями. Потребитель при реализации своего права в любое время отказаться от заказанной им услуги обязан оплачивать предприятию общепита только те фактические расходы последнего, которые связаны с исполнением обязательств по договору (т.е. с оказанием услуги общественного питания).
Уточнено, что контроль за соблюдением Правил осуществляет федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы, на которые возложены функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Наиболее удобной формой обслуживания как для персонала ресторанов, так и для самих гостей является обслуживание по предварительному заказу, т. е. заявка посетителя (по телефону или лично) на резервирование столика в зале ресторана, в которой указывается определенный день и час, меню, количество гостей. Со стороны гостя желательна предоплата или аванс.
На столе, забронированном заказчиком, должна быть табличка с надписью «Стол заказан». При сервировке стола на 8... 12 человек обычно составляют два четырех- или шестиместных стола. На каж-
156
дого гостя должно приходиться не менее 0,6 м периметра стола. Заказчик садится посередине продольной стороны стола; справа, слева и напротив него садятся почетные гости. Торцовая часть стола не сервируется.
Перед приходом посетителей на стол ставят холодные закуски. Иногда их ставят на подсобный стол, подавая на основной после того, как посетители займут свои места. За подачей холодных закусок следует подача горячих блюд, потом, как обычно, десерт и кофе. При заказе нескольких видов разнообразных закусок исходят из расчета полпорции на гостя. Горячие блюда заказывают из расчета полная порция на человека.
Обслуживание участников съездов, форумов, фестивалей, конференций в основном производится в ресторанах при гостиницах, где они живут. Ресторан организует для них завтрак, обед и ужин.
Питание осуществляется, как правило, по безналичному расчету, с использованием талонов на завтрак, обед и ужин. Питание может быть организовано и за наличный расчет по ценам, указанным в меню. Организация, которая проводит конференцию, съезд, делает заявку в ресторан по заранее выделенному лимиту, где определяются стоимость полного рациона одного человека и примерное меню. В нем предусматриваются холодные закуски (с учетом сезона), молочнокислые продукты, горячие блюда и напитки, хлебобулочные и кондитерские изделия, минеральные и фруктовые воды. При составлении меню учитываются требования рационального питания и чередование блюд по дням недели, национальные особенности, возраст питающихся.
Официант, получая от участников совещания талоны, сдает их в кассу, где получает разменную карточку с талонами на завтрак, обед и ужин, каждый из которых разделен перфоратором на несколько частей. Это удобно для получения продукции из производства и буфета, куда официант сдает талоны по мере получения блюд, закусок, напитков. По окончании обслуживания без талона он предъявляет счет клиенту, который рассчитывается деньгами.
На производстве и в буфете разменные талоны прилагаются к отчету для списания сумм за отпущенную продукцию. Характерная черта обслуживания участников съездов, конференций, совещаний — быстрая подача закусок, блюд, напитков, поэтому желательно исключить денежные расчеты, что позволяет экономить время.
Для ускорения обслуживания столы сервируют до прихода посетителей. В соответствии с заранее согласованным меню на стол ставят к завтраку чашки для чая или кофе, рюмки-подставки для яиц, розетки для джема, сахара, хлеб, молочнокислые продукты. Иногда во время завтрака на стол ставят чайники и кофейники, и гости наливают горячие напитки самостоятельно. К обеду на стол ставят хлеб, фруктовые и минеральные воды (охлажденные) и закуски на закусочных тарелках. Если подается несколько видов закуски, то на
157
четырехместный столик ставят две закуски разных наименований. Горячие и сладкие блюда подают отдельно.
На столы рекомендуется положить экземпляры меню текущего и следующего дней. Посетители могут отметить в них блюда, которые они хотят заказать на завтра, а метрдотель, обобщая заказы, сообщает эти сведения заведующему производством. Такой метод обслуживания позволяет сократить время на завтрак до 30 мин и на обед — до 45 мин.
Можно составить любой вариант меню в зависимости от выделенной суммы денег, добавив холодные закуски, соки и другие блюда.