Основными типами по Э. Фромму являются следующие «объекты» [3, с. 127]:
1. Братская любовь
Данная любовь основывается на чувстве единства между людьми, что прописано в Библии: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Для того, что в полном объёме ощутить данный тип любви, нужно проникнуть вглубь человека – изучить его суть, а не только его поверхность.
2. Материнская любовь
Суть этой любви не основывается только на взаимоотношениях между матерью и ребёнком, – здесь Э. Фромм связывает её с родительской любовью к беспомощному существу.
3. Эротическая любовь
Отличие данной любви от первых двух заключается в том, что и братская, и материнская направлены на неограниченное количество объектов обожания, в то время как эротическая – на один, то есть она избирательна.
4. Любовь к себе
Э. Фромм, в отличие от Фрейда, не признает данный тип любви чем-то грешным, проявлением нарциссизма: напротив, он подчёркивает, что это чувство, при отсутствии которого, человек не смог бы полюбить кого-то другого.
|
|
5. Любовь к Богу
Здесь Э. Фромм связывает любовь, как воссоединение души человека с природой, основой всех любви, связующую все грани человеческого сознания. Он подчёркивает, что природа любви человека к Богу соответствует его любви к человеку [2, с. 144].
Таким образом, можно сказать, что исключительной в этом списке является эолитическая любовь, так как по своей природе она уникально, не всеобща, в связи с чем она существует как самодостаточное стремление, потребность и проявление.
Однако наряду с положительными чертами, существуют и негативные ориентации в определении человеком понятия «любовь».
К таким опасно-социальным формам проявления любви Э. Фромм относит [1, с. 215]:
1. Некрофилию
«Некрофилия» переводится как летать к мёртвым и используется для обозначения сексуальной перверсии – желание обладать мертвым человеком.
Такие люди, по мнению Э. Фромма, живут прошлым и никогда не смотрят в будущее. Он подчеркивает связь Гитлера с непрофильным типом личности, поскольку он был очарован витающему вокруг него запаху гнили и находил в этом удовольствие. Их ценности являются «зеркалом» наших: их возбуждает не живое, а мертвое.
2. Нарциссизм
В отличие от позитивного нарциссизма, данный тип подразумевает максимальное его проявление, отличительными чертами которого является любовь только к самому себе, причём это может проявляться в различных формах: физические сальности, внешность, интеллект и др. [2, с. 48].
При этом Фромм выделяет понятие «группой нарциссизм», когда на место одного человека вступает сразу целая нация, религия, раса и др.
|
|
Такой человек не умеет любить, открыть себя миру и находится в постоянном конфликте со своим разумом.
3. Симбиозно-инцестуальные движения
Подразумевают под собой желание человека быть ближе с теми, от кого он и произошёл, что чаще всего объясняется тем фактом, что это люди, боящиеся выйти в свет, но все же имеющие это желание.
По этой причине они ищут защиту в близких людях, а самой близкой является генетическая близость.
Делая вывод об этих трёх негативных влечениях, Фрейд подчеркивает, что все они действуют против жизни, роста, вызывают столкновения, деструкцию и смерть.