Основные философские взгляды Эриха Фромма

Кафедра «Управление и системный анализ теплоэнергетических и социотехнических комплексов»

 

Реферат

По дисциплине «История»

На тему: Философия любви Фромма

 

Выполнил студентка I-ТЭФ-12

 
     
  Проверил: Доктор исторических наук,доцент,заведующий кафедрой «Социология, политология и история Отечества» Семёнова Екатерина Юрьевна
     

 

 

Самара 2020 г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 2

Глава 1. Общая характеристика теории Эриха Фромма. 4

1.1. Основные философские взгляды Эриха Фромма. 5

1.2. Основные положения теории любви. 7

Глава 2. Концепция любви согласно теории Э. Фромма. 10

2.1 Типы любви по Э. Фромму. 10

2.2 Любовь в современном западном обществе. 12

Заключение. 16

Список литературы.. 18

 

 

Введение

Начиная с незапамятных времён, люди задавались вопросами о своём происхождении, о природе мысли и тех образов, что появляются у них в голове. Именно поэтому древнейшие философы, пытаясь найти точный ответ на вопрос «что такое человек», не могли прийти к общему мнению. Если говорить обобщённо, то человек является существом, наделённое разумом и способное совершать действия в связи с его потребностями, возможностями и интересами [2, с. 9].

Однако рассматривая реалии современного мира, понятие человек тесно связано с социальным фактором: его взаимоотношения с другими людьми, необходимость в самовыражении, взаимообмен – все это приводит к утрате множества важных ценностей и качеств, как например, любовь. Большинство людей считает, что она является подарком судьбы и приходит сама, не требуя ничего взамен – это не навык, который нужно приобрести или отработать.

Однако в своих работах Эрих Фромм отрицает данные гипотезы, ссылаясь на то, что современная «любовь» строится не на сексуальном взаимодействии людей, не на инстинктах, так как именно это зачастую принимается за глубокие чувства, а на том, что любовь – есть искусство, которому нужно учится и овладевать [3, с. 157].

Именно поэтому актуальность данной темы определяется неспособностью людей отличить настоящие чувства от «ложных»: век современный технологий, рост численности ЛГБТ-движений, феминизма, сексизма и других течений приводит к искажению понятия «любовь», что является важной социальной проблемой, поскольку правильное формирование представлений о любви, брака у современного поколения гарантирует дальнейшее процветание человечества.

Цель исследования: рассмотреть проблему любви в концепции личности по работам Эриха Фромма.

Предмет исследования: социология Эриха Фромма.

Объект исследования: определение любви в работах Эриха Фромма.

    Для достижения цели является необходимым решение следующих задач:

– ознакомиться с философскими взглядами Эриха Фромма;

– рассмотреть основные положения теории любви;

– проанализировать типы любви по Эриху Фромму;

– изучить любовь в современном западном обществе.

Реферат имеет проблемно-хронологическую структуру и содержит введение, две главы, заключение и список литературных и иных источников.

 

 

Глава 1. Общая характеристика теории Эриха Фромма

Основные философские взгляды Эриха Фромма

На данного философа пятого периода под инициалами Э.Р. ссылаются герои романа Ивана Ефремова «Час быка». Бытует мнение, что это конспирация имени и фамилии Эриха Зелигманна Фромма – социолога, философа, ученика Франкфуртской школы и уроженца от ортодоксальных евреев. Являясь некогда учеником Зигмунда Фрейда, Фромм изменив взгляды, решил изучить социальный аспект вопросов.

Эрих Фромм считается одним из гениальнейших психологов своего времени и является представителем неофрейдизма. Концепция его работ заключается в изучении социального и биологического в человеке – свою деятельность он определяет, как «гуманистический психоанализ» [1, с. 212].

В процессе соединения психоанализа с американскими социологическими и этнологическими теориями сформировалось течение неофрейдизм. Исходным положением неофрейдизма явился так называемый принцип социального или культурного детерминизма, который, в отличие от биологизма З. Фрейда, исходит из решающей роли среды в формировании личности.

Центр тяжести психоанализа переносится с внутрипсихических процессов на межличностные отношения. В самом начале своих теоретических исследований, Э Фромм придерживался взглядов ортодоксальной теории Зигмунда Фрейда: его популярность в годы после Первой Мировой войны была связана с перестройками капитализма, происходящими в те времена, что существенно отразилось и на выбор его последователей, одним из которых являлся, как было написано ранее, Э. Фромм [3, с. 154].

Однако со временем он поменял свои взгляды: он критически относится к роли инстинктов и их влиянию на деятельность человека, больше склоняясь к антропологическому психологизму и экзистенциализму, что в корне отличается от концепции теорий З. Фрейда, так как он объяснял такие качества личности, как честность, зависть, любовь, честолюбие – последствием инстинктов, исключающих целостность человеческого существования [3, 159].

В своих работах он старается раскрыть не только психологическую сторону человека, но и влияние социальных факторов, создающих целостную картину в определении человека, как личности, где особое значение он придаёт страху, так как именно он «выбивает» те черты, которые совершаются человеком неосознанно [1, 214].

Таким образом, предлагая своё определение «личность», Э. Фромм определяет её как продукт, состоящий из социального давления, обусловленных представленными в обществе нормами и врожденными потребностями.

Фромм считает, что люди столкнулись с сильным противоречием: свобода от политических, экономических и религиозных ограничений, что является предпосылкой возникновения чувства принадлежности к обществу, своей безопасности [2, с. 89].

Эта пропасть между обществом он связывает с желанием человека обрести свободу, но при этом невозможностью почувствовать это, так как ему необходимо чувствовать объединение с другими людьми.

Этот внутренний конфликт человека является результатом экономических и политических систем общества [2, с. 10].

Именно по этой причине он рассматривает позитивную свободу, благодаря которой возможно устранить одиночество и отдалённость: это свобода, при которой человек чувствует комфортное объединение с обществом, но при этом отдалён от него, то есть волен сам делать то, что хочется.

Для этого необходима умеренная детская незрелость, которой может выступать любовь или труд. Именно они, как утверждает Э. Фромм, являются основными элементами, развивающие «правильную» свободу, единство личности. Однако для Фромма присуще своё представление «любви», которое стоит рассмотреть для точного понимания свободы и плодотворности человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: