Современные требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста выдвигают на первый план задачу создания оптимальных условий для социального становления ребенка в этот период его жизни. Важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка – правильная и грамотная речь.
Чем богаче и совершеннее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, намного содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие.
По мнению Р. Е. Левиной: «Речь – это сложная функциональная система, для формирования которой требуется своевременное развитие мозговых структур и их согласованная работа в сочетании с условиями социально-психологического воздействия на развитие ребенка» [17, c. 46].
Речь согласно взглядам М.Е. Хватцева – «это система мышления и общения с окружающей средой. Выделяют специфические психологические операции, которые обеспечивают усвоение речи и навыки ее использования. Так, формирование звуковых образов слов связано с развитием способностей различать по звучанию слоговой и фонемный состав слова, запоминать определенную последовательность фонем в словах и звуковые образы слов. Немалую роль в этом играет и способность мозговых механизмов анализировать мышечные ощущения, которые возникают при имитации ребенком отдельных звуков и слов, а также сохранять их (двигательная память)» [27, c. 70].
|
|
В формировании речевой функциональной системы участвуют мозговые анатомические структуры:
– акустический анализатор - предопределяет гнозис речи - узнавание различных звуков и звуковых строк. Он размещается в заднем отделе верхней височной закрутки (зона Вернике) ведущего полушария;
– кинестетический анализатор - отвечает за праксис речи, размещается в заднем отделе нижней лобной закрутки (зона Брока), ведущей полушария.
Для организации речевого акта существуют первичные, вторичные и третичные поля перекрытия, которые размещены на границе анализаторов, в основном это височная и теменная доли.
Исследователь Э.Г. Семерницкая отмечает: «В организации функции речи одновременно участвуют левое и правое полушария, независимо от их доминирования. В детском возрасте, примерно до 5 лет, ведущей в организации речевого процесса является правое полушарие» [19, c. 49].
Исследователи Д. А. Фарбер и М. М. Безруких подчеркивают, что афазия является одной из самых сложных речевых аномалий. Она характеризуется частичной (в редких случаях полной) утратой речи у ребёнка, которая была уже полностью сформирована. Данной патологией страдает 1% всех детей на планете. При афазии в первую очередь нарушается коммуникативная речевая функция, также происходит дезинтеграция всей психоэмоциональной сферы ребёнка [24].
|
|
Степень тяжести афазии и возможности её устранения зависят от того, какой участок коры головного мозга повреждён, каковы причины синдрома и насколько сильны компенсаторные функции организма. У маленьких детей в силу несформированности центральной нервной системы афазийные процессы могут начать своё обратное развитие.
У детей чаще всего встречаются моторная и сенсорная формы афазийного расстройства. Рассмотрим их основные признаки и особенности.
Моторную афазию разделяют на афферентную и эфферентную.
Признаки афферентной речи (устной и письменной):
– невозможность спонтанной речи;
– развитие литеральных парафазий (замена звуков, слогов, перестановка их местами);
– трудности со звукоразличием;
– сохранение навыков автоматизированной речи (имена близких, выученные наизусть стихи и песни).
Признаки эфферетной речи: патологическое повторение одного слова, слога, звука, невозможность конструирования предложений, полное отсутствие устной речи, нарушаются правила ударения, интонации, трудности включения в диалог.
Сенсорная афазия (она же акустико-гностическая) проявляется следующей картиной: грубые нарушения понимания слов и речи, нарушение чтения и письма, потеря ритмичности, тревожность, возбудимость, перепады настроения [29].
Данные признаки могут быть проявлениями клинической картины и других детских заболеваний, связанных с восприятием устной и письменной речи (тугоухость, алалия).
Для точной постановки диагноза необходима полная проверка детской речи, слуха, памяти, других интеллектуальных процессов. Для этого используются специальные тесты:
– Диагностика устной речи. Проводит её логопед в ходе беседы с ребёнком. Во время общения выясняются способности к пониманию слов и предложений, построению фраз. Определяется связность детской речи, её динамические характеристики и особенности голоса у ребёнка.
– Диагностика письменной речи. Проводится в форме изложения, диктанта, чтения и пересказа.
– Диагностика слухоречевой памяти. Самая распространённая методика - тесты на запоминание цепочки слов.
– Для определения поражённых участков и выявления первопричины синдрома необходимо проведение клинических исследований: магнитно-резонансная и компьютерная томография головного мозга, ангиография, ультразвуковое диагностирование кровеносных сосудов головы и шеи, дуплексное сканер мозговых сосудов, биопсия [31].
При несвоевременном обращении к логопеду афазийные процессы могут стать необратимыми и приведут к более серьёзным речевым нарушениям и даже полной потерей речи.
При резком выходе из синдрома (при моторных видах афазии) возможно развитие заикания.
Таким образом, детям с проблемами речи будет сложно общаться со сверстниками и другими людьми. Это может повлечь за собой психологические расстройства.
Что касается профилактики детской афазии то тут не существует специфических мер. Во избежание данного синдрома родители должны:
– регулярно проходить профилактические осмотры ребёнка,
– своевременно лечить инфекционные и воспалительные заболевания;
– обезопасить ребёнка от черепно-мозговых травм, укреплять детский иммунитет;
– при жалобах ребёнка (особенно после сильных ударов или стрессов) обращаться к педиатру.
Выводы по главе 1
В первой главе курсовой работы были освещены теоретические аспекты изучения проблемы коррекционно-восстановительного обучения при афазии у детей. Далее будут обоснованы выводы, полученные по результатам исследования.
|
|
Афазия – это полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. На сегодняшний день эта болезнь является наиболее распространенной среди людей с нарушением мозгового кровообращения, Множество психологов, ученых, врачей разрабатывали и разрабатывают все новые технологии для преодоления последствий этой болезни.
Афазия очень сложная проблема, если возникает у ребенка. Детские афазии – это гетерогенная группа патологий центральной нервной системы, которые проявляются частичной или полной потерей ранее присутствовавшей речи. Кроме того, они могут сопровождаться нарушениями чтения, письма, восприятия, счета, эмоциональными и поведенческими реакциями. В педиатрии такие состояния встречаются редко – данные патологии больше распространены у взрослых. В детском возрасте афазии проявляются менее разнообразно, чем у взрослых, поскольку речь у детей не столь развита. Чем младше ребенок – тем менее разнообразны клинические симптомы детской афазии. Также для пациентов детского возраста характерен быстрый регресс возникших симптомов – спустя несколько месяцев речевые функции могут полностью восстановиться.