Методы и приемы коррекционно-восстановительного обучения при афазии у детей

 

Анализ литературы по проблеме коррекционно-восстановительного обучения больных афазией взрослых и отдельные данные о ходе этого процесса у детей с органическими поражениями головного мозга разного генезиса, дают возможность констатировать, что качественное и быстрое восстановление нарушенных двигательных и речевых функций зависит от обеспечения в коррекционно-реабилитационной работе ряда условий.

В частности, переход от традиционной системы коррекционного воздействия, который используется при работе со взрослыми пациентами, к:

– специально организованному комплексному коррекционно-восстановительному обучению детей, с учетом особенностей мозговой регуляции речевой функции (Т. В. Ахутина, Ю. В. Микадзе, Е. Ф. Соботович, Э. Г. Симерницкая и др.) [16; 19; 21; 26],

– взаимодействию и межполушарной асимметрии детского мозга               (А. Р. Лурия, М. К. Шохор-Троцкая и др.) [15; 30],

– к особенностям физической реабилитации (Н. А. Бернштейн,                  А. В. Запорожец) [4; 18],

– к компенсаторным возможностям детского мозга (О. С. Адрианов,               Т. Г. Визель, Н. Н. Трауготт и др.) [2; 5; 22].

Эти теоретические положения, а также учет единства двигательной и речевой деятельности, специфики пластичности мозга ребенка и возможностей компенсаторной перестройки моторных зон мозга могут быть положены в основу адаптированной программы коррекционно-реабилитационной работы по восстановлению речедвигательной деятельности дошкольников с детской афазией.

В основу методики коррекционно-восстановительного обучения может быть положен принцип компенсаторного формирования, применение которого предусматривает достижение основной цели – восстановление нарушенных функций речевой и двигательной сферы у старших дошкольников с детской афазии. В качестве опоры для формирования нарушенных функций речевой и двигательной сферы дошкольников в восстановительном обучении используются сохранение функции левой руки и автоматизированные движения артикуляционной деятельности [13].

При проведении коррекционно-восстановительной работы учитывается тот факт, что при ранняя организация обучения с сочетанием методик логопедической и физически-реабилитационной работы позволит значительно повысить результативность восстановительной работы.

Главной задачей начального этапа коррекционно-восстановительной работы является активизация процесса восстановления речи. Это предполагает использование методик расторможенность и стимулирования нарушенных речевых функций у ребенка. Работа по этой методике осуществлялась по пассивному участию больного ребенка в процессе обучения [3].

Одной из основных особенностей разработанной системы является ее превентивный характер. Эта предупредительная направленность восстановительной работы, основывается на учете системного построения речевого синдрома нарушение дает возможность избежать возникновения устойчивых симптомов и состояний, которые сложно преодолеть на поздних стадиях афазии у детей.

Важным в использовании методики расторможенность экспрессивной стороны речи и стимулирование устной речи является то, что восстановление происходило не от слова к фразе, а от фразы к слову. Такой подход оказался оправданным, поскольку позволит быстро восстанавливать развернутое высказывание и речевое мышление ребенка с афазией [17].

Логопедические методы работы на раннем этапе направлены на расторможение и стимулирование нарушенных сторон речи. В связи с этим ранний этап значительно короче последующих, на которых весь процесс восстановления проводится уже на основе компенсаторной перестройки органично нарушенных функций с использованием сохранившихся сторон.

Большой вклад по разработке принципов и приемов преодоления афазии внесли Э С. Бейн, М.К. Бурлакова (Шохор-Троцкая), Т.Г. Визель,   А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова [1; 15; 30].

В логопедической работе по преодолению афазии используются общие дидактические принципы обучения (наглядность, доступность, сознательность и т.п.). Однако в связи с тем, что восстановление речевых функций отличается от формирующего обучения, что высшие корковые функции уже говорит и пишет человека организованы несколько иначе, чем у начинающего говорить ребенка (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский), при разработке плана коррекционно-педагогической работы следует придерживаться следующих положений:

1. После завершения обследования больного, логопед определяет, какая область второго или третьего «функционального блока» мозга больного пострадала в результате инсульта или травмы, какие области мозга больного сохранены. Именно сохранение функций правого полушария и третьего «функционального блока» левого полушария позволяет воспитать у больного установку на восстановление нарушенной речи.

2. Выбор приемов коррекционно-восстановительной работы зависит от этапа, или стадии восстановления речевых функций

3. Коррекционно-восстановительная система занятий предполагает такой выбор приемов работы, который позволил бы либо восстановить первично нарушенную предпосылку, либо реорганизовать сохранившимся звенья речевой функции. Например, компенсаторное развитие акустического контроля при афферентной моторной афазии – это не просто замещение нарушенного кинестетического контроля акустическим для восстановления письма, чтения и понимания, а развитие сохраненных периферийно расположенных элементов анализаторов, постепенное накопление возможности их использования для деятельности дефектной функции. При сенсорной афазии процесс восстановления фонематического слуха осуществляется путем использования сохранной оптической, кинестетический, а главное, смысловой дифференциации слов, близких по звучанию [10].

4. Независимо от того, какая первичная нейропсихологическая предпосылка оказывается нарушенной, при любой форме афазии ведется работа над всеми сторонами речи: над экспрессивной речью, пониманием, письмом и чтением.

5. При всех формах афазии восстанавливается коммуникативная функция речи, развивается самоконтроль за ней. Лишь при понимании больным характера своих ошибок можно создать условия для его контроля за своей речью, за планом повествования за коррекцией постоянных или вербальных парафазии и т.п.

6. При всех формах афазии ведется работа над восстановлением словесных понятий, включением их в различные словосочетания.

7. В работе используются развернутые внешние опоры и постепенная их интериоризация по мере перестройки и автоматизации нарушенной функции. К таким опорам относятся при динамической афазии схемы предложения и метод фишек, позволяющих восстанавливать самостоятельное развернутое высказывание, при других формах афазии – схема выбора способов артикуляции при произвольной организации артикуляторных укладов фонем, схемы, используемые для преодоления импрессивного аграматизма [7].

Раннее начало восстановительной работы предотвращает фиксацию патологических симптомов и направляет восстановления с наиболее целесообразного пути. Восстановление нарушенных психических функций достигается при длительных логопедических занятиях [22].

При афазии проводятся индивидуальные и групповые логопедические занятия. Индивидуальная форма работы считается основной, так как именно она обеспечивает максимальный учет речевых особенностей детей, тесный личный контакт с ним, а также большую возможность психотерапевтического воздействия. Продолжительность каждого занятия на раннем этапе в среднем от 10 до 15 минут 2 раза в день, на поздних этапах – 30-40 минут не реже 3 раз в неделю. Для групповых занятий (три – пять человек) с однотипными формами речевых расстройств и относительно одинаковой стадией восстановления языка время занятий 45-50 минут.

Таким образом, логопед должен разъяснить родным особенности личности больного ребенка, связанные с тяжестью заболевания. На конкретных примерах объясняется обязательность его посильное участие в жизни семьи. Даются инструкции для работы по восстановлению речи.

 

Выводы по главе 2

 

Вторая глава курсовой работы была нацелена рассмотрение особенностей восстановительной работы с детьми при афазии. По результатам исследования можем сформулировать следующие выводы.

За более чем столетний период своего развития афазиология собрала огромный теоретический и практический материал по методике восстановительного обучения и нейропсихологической реабилитации больных афазии. Однако, несмотря на большое количество доследований, рассматриваемая отрасль нуждается в дальнейшем развитии исследований, особенно это касается проблем афазии у детей. Ведь феномен потери уже сформированной речи и постепенное возвращение речевых функций у детей происходят хотя и по очень схожему сценарию, по сравнению с взрослыми, но, в то же время, весьма специфически и парадоксально.

Выработка плана коррекционно-восстановительной работы при афазии у детей всегда требует индивидуального подхода. Составлению плана работы предшествует тщательное исследование речевых возможностей ребенка с учетом стадии его заболевания и формы афазии, а также интересов, его преморбидного уровня, взаимоотношений с членами семьи и т. п. Общие задачи восстановительного обучения – восстановить понимание и воспроизведение речи, попутно корригируя сопутствующие патологии артикуляционного аппарат. Коррекция афазии зависит от ее вида. Восстановительное обучение при афазии у детей начинается в остром периоде, после стабилизации больного. Чем быстрее начнется коррекционная работа, тем выше вероятность успеха и реабилитации речи.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе было проведено исследование по теме: «Особенности коррекционно-восстановительного обучения при афазии у детей». Результаты полученные в ходе исследования отражены в выводах согласно решенным задачам.

На основе анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы в ходе исследования была обоснована проблема изучения афазии. Так было выявлено что изучением проблемы афазии занимались такие авторы как: Т.В. Ахутина, Н. А. Бернштейн, Л. С. Выготский,                       А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, А. А. Ухтомский, Т. А. Фотекова, Д. А. Фарбер. Обобщив научные взгляды ученых было определено, что под афазией понимаются тяжелые последствия мозговых поражений, когда системно нарушаются все виды речевой деятельности. В основе любой формы афазии лежит та или иная первично повреждённая нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка, которая вызывает специфическое системное нарушение понимания речи, речеобразования, письма, чтения, счета. При афазии специфически системно нарушается реализация разных уровней, аспектов, видов речевой деятельности.

Изучив психолого-педагогическое понятие детской афазии, мы пришли к выводу, что актуальной и мало изученной остается проблема особенностей психического развития детей и подростков, больных детской афазией. Детская афазия – это нарушение, концентрирующееся в центре коры головного мозга. Эти центры ответственны за речевую функцию. Чаще всего расстройства концентрируются в проводящих путях мозга. Так же как у взрослых, оно характеризуется нарушением восприятия речи. Нарушение может быть, как частичным, так и полным. Так как заболевание связано с повреждением головного мозга, у детей оно диагностируется намного реже чем у взрослых.

Рассмотрев особенности работы с детьми при афазии можем констатировать, что проблема афазии и восстановительного обучения в течение уже многих лет остается актуальной и все больше привлекает внимание специалистов в области психологии, нейропсихологии, нейролингвистики, логопедии. Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств головного мозга – способности к компенсации. Программа обучения должна строится с соблюдением принципа системности. Это значит, что восстановительная работа должна вестись над всеми сторонами нарушенной функции, а не только над теми, которые пострадали первично.

В ходе исследования были также охарактеризованы методы и приемы коррекционно-восстановительного обучения при афазии у детей, так было определено, что восстановительное обучение направлено прежде всего на восстановление коммуникативных способностей, необходимо вовлечение в общение не только на занятиях, но и в семье, общественных местах. Для преодоления афазии у детей используются те же приемы коррекционно-восстановительной работы, которые применяются в работе со взрослыми на раннем этапе восстановления. В связи с несформированностью у детей различных навыков значительное внимание надо уделять психической деятельности, обучать ребенка планировать свои действия, отрабатывать некоторые движения. Занятия с детьми должны быть интересными, разнообразными. Лексика и семантика дидактического материала должны соответствовать возрасту ребенка. Особое место в преодолении речевых расстройств у детей занимают различные речевые игры, рисование, лепка, конструирование из элементов различных детских поделок.

Таким образом, сложность и высокая вариативность афазических синдромов требует признания того, что ни одну из существующих методик, включая настоящую, нельзя считать окончательной. Необходим дальнейший поиск новых приемов работы, которые соответствовали бы современному уровню учения об афазии у детей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: