Выводы по второй главе

Подводя итоги вышеизложенному, мы можем сказать, что проблема формирования и коррекции эмоционального интеллекта у детей с умственной отсталостью остается мало изученной. Известно, что становление механизмов эмоциональной саморегуляции и развитие эмоциональной сферы в целом у данной категории детей также зависит от выраженного недоразвития познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия). Особенности психического развития младших школьников с умственной отсталостью обуславливают специфику структуры их эмоционального интеллекта. На формирование и развитие эмоционального интеллекта безусловно оказывает влияние социальная ситуация развития.

Существует ряд диагностических методик для изучения особенностей эмоционального интеллекта у детей с умственной отсталостью. К ним относятся методики: «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой, «Что – почему – как» М.А. Нгуен, «Эмоциональная пиктограмма» для детей младшего школьного возраста в модификации М.А. Кузьмищевой, «Метаморфозы» вмодификации Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, «Страна эмоций» Т.В. Громова, проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций».

Основной задачей коррекционной работы является изменение восприятия ребенком себя и окружающей действительности на основе изменения поведения. Различные теоретические подходы к проблеме способствуют развитию разнообразных методических приемов психологического воздействия.

Коррекционные занятие рекомендуют планировать и проводить по следующему алгоритму: вводная часть, основная и заключительная.

Коррекция эмоциональной сферы включает в себя ряд методик, каждая из которых имеет свою структуру и особенности. Но цель которых одинакова – развитие способности распознавать эмоциональные проявления, развитие умения регулировать эмоциональные состояния, формирование способности сознательно воспринимать эмоции.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Знания об эмоциональном интеллекте до конце не раскрыты и только сейчас моногие авторы анализируют всю информацию зарубежных авторов по этой теме. Эмоциональный интеллект – это восприятие человеком мира, людей, событий, а также его реакция на окружающих, которая, также оказывает влиняние на результативности деятельности, это мощный ресурс, залог личной эффективности, внутренней гармонии и качества жизни. Для детей с ментальными нарушениями приобретает особое значение – залог успешной адаптации к социуму.

Формирование положительного отношения к миру, другим людям и самому себе у ребёнка – это процесс сознательного изменения своего «Я» под влиянием значимого взрослого и сверстников. В целом развитие личности школьника связано с целенаправленной педагогической деятельностью, ориентированной на постижение ребёнком личностных смыслов своей активности. Ребёнок младшего школьного возраста как сознательное существо стремится понять смысл происходящего, осмыслить увиденное и услышанное. Именно понимание окружающих людей и себя в существующем мире выступает процедурой осмысления, основанной на рефлексивной деятельности; вызывает внутренние изменения в сознании ребёнка, формирование образа «Я».

Учитывая все особенности эмоциональной сферؚы детей с нарؚушением интеллекта, наиболее важными напрؚавлениями рؚазвития и корؚрؚекции эмоциональной сферؚы являются:

– рؚазвитие умений прؚавильно понимать и отрؚажать эмоциональные состоянияв процессе взаимодействия с окружающими;

– умений адекватного реагирования и бесконфликтного разрешения проблемных ситуаций;

– развитие по мере возможности высших чувств.

Эмоциональный интеллект не является врожденной характеристикой, а формируется в различных возрастных периодах под определенным воздействием.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: