Ценностные основания и идеалы греческой и римской культур

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пензенский институт им. В.Г. Белинского

Кафедра «Изобразительное искусство и культурология»

Курсовая работа

по дисциплине «Культурология»

на тему «Образ человека в искусстве Древней Греции и Древнего Рима»

 

Направление подготовки - 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль подготовки – Изобразительное искусство

 

 

Выполнил студент: Челышева А.Н.

                                          Группа:17ЗНПИ41

                                                             Руководитель: доц. Рябова Г.Н.

 

                   Работа защищена с оценкой:_____________

                   Преподаватели:__________________

__________________

                   Дата защиты: __________________

 

Пенза, 2020 г.

Содержание

Введение. 3

1.Ценностные основания и идеалы греческой и римской культур. 5

2.Развитие образа человека в искусстве Древней Греции. 23

3.Особенности отражения образа человека в искусстве Древнего Рима 36

Заключение. 41

Список литературы.. 42

 

 

Введение

Выбранная мною тема актуальна и востребована. Образ человека занимает важное место в искусстве. Благодаря этому искусству до наших дней дошли лица разнообразных эпох и народов. Конечно, стоит отметить, что во многих  работах древних эпох мы видим людей такими, какими они себя демонстрировали, но каждое произведение для нас – кое - что большее, чем идентичность с одним человеком. Анализируя каждый образ, можно различить идеалы каждой эпохи, представление о окружающем мире, характере жизни. Именно эти загадки мы и ценим в произведениях искусства. 

В своем анализе мы будем опираться на искусство Древнего Рима и Древней Греций. Их культуру принято  называть «античной», что в переводе на русский язык означает «древняя».

 Наследие предков античной эпохи позволяет углубиться не только в понимание истории, но и помогает достичь вершин эстетического наслаждения. Античное искусство зародилось в Древней Греций и Древнем Риме, что послужило родоначальником всего последующего западного искусства.

Образ человека занимал центральное место в искусстве Древней Греций. Оно было пропитано идеалами гражданственности. Служение своему народу, прославление благородства, мужества и красоты человека было основной его идеей. «Много в природе дивных сил, но сильнее человека нет», сказал великий греческий поэт Софокл в своей трагедии «Антигона».

В Древнем Риме же особое внимание художников устремилось на особенности лица – каждая морщинка, шрам, складка, выявляли жизненный путь человека, его натуре. Здесь не акцентировали большой интерес к внешней красоте, но особо выделяли в каждом портрете силу духа, суровую уверенность и волю к действию.

Цель: рассмотреть образ человека в искусстве Древней Греций и Древнего Рима.

Задачи:

1) Охарактеризовать ценностные основания и идеалы греческой и римской культур;

2) Показать развитие образа человека в искусстве Древней Греции;

3) Выявить особенности отражения образа человека в искусстве Древнего Рима.

Объектом данного исследования является образ человека в искусстве.

Предмет: образ человека в искусстве Древней Греций и Древнего Рима.

 

 

 

Ценностные основания и идеалы греческой и римской культур.

 

Греческая цивилизация сложилась в восточной части Средиземноморья, на островах Эгейского моря, побережье Фракии (юго-восток Балканского полуострова) и западной части Малой Азии. В дальнейшем границы античного мира регулярно разрастались, увеличивая свою силу на Южную Италию и Францию, Сицилию и северное побережье Африки. Греческие колонии располагались также на побережье Черного и Азовского морей.

Территорию Древней Греции принято относительно делить на три части: Северную, Среднюю и Южную. В Южной Греции располагалась боевая и жестокая Спарта (или Лакедемон) – античное государство в области Лакония на юге полуострова Пелопоннес, в долине Эврота; душой античной Греций являлись Афины -  столица Греции - пролегавшие в Средней  части; на Севере же лежали:  Фессалия, исторический регион на северо-востоке Эллады на побережье Эгейского моря, и Македония,  государство на юго-востоке Европы, на Балканском полуострове [14]  [Приложение 1].

Древнегреческая культура существовала с XXVIII в. до н.э. и до середины II в. до н.э.  Её именуют античной, так отличают её от других древних культур, а саму Древнюю Грецию – Элладой, на том оснований, что сами греки называли так свою страну.

Максимального роста и расцвета Культура Древней Греций показала в V-IV вв. до н.э., став уникальным, особенным и во многом превзойденным явлением в истории мировой культуры. 

Подъем культуры Древней Эллады оказался до того невероятным, что по сей день вызывает большое восхищение и дает основание говорить о настоящем секрете «греческого чуда». Сущность этого чуда заключается в том, что лишь греческому народу почти в одно и то же время и практически в каждой сфере культуры удалось достичь исключительных высот. Никакой другой народ – ни до, ни после – не смог сотворить ничего подобного.

Стоит отметить тот факт, ставя эллинам высокую оценку в их успехах, что многое они взяли у египтян и вавилонян, чему поспособствовали греческие города Малой Азии – Милет,  древнегреческий город в Карии на западном побережье Малой Азии, находившийся к югу от устья реки Меандр; Эфес – древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (совр. Измир) и западнее города Сельчук (современная территория Турции); Галикарнас - древний город в Карии на средиземноморском побережье Малой Азии. Они являлись своего рода окнами, открытыми на Восток. Тем не менее все позаимствованное они применяли как первоначальный материал, доводя его до традиционного вида и настоящего совершенства.

И пусть греки оказались не первыми, но они оказались лучшими, что позволило им оставаться таковыми и по сей день. Однако, есть еще одна подробность, которая затрагивает области экономики и материального производства, заключающая то, что, может быть, успехи эллинов не были столь фантастическими.  Во всяком случае, и здесь они не только не проигрывали некоторым своим современникам, но и обгоняли их, о чем подтверждают победы в Персидских войнах (500—449 годы до н. э., с перерывами), где они действовали не столько числом, сколько техникой и разумом. Впрочем, в военном деле Афины – колыбель демократии – проигрывали Спарте, где война целиком и полностью являлась их образом жизни. В остальных же сферах общественной жизни и в частности в духовной культуре греки не знали себе равных.

Родиной всех модернизированных форм государства и правления, и в первую очередь – республики и демократии, оказалась Эллада. Максимальный их пик случился в годы царствования Перикла (около 494-429 г. до н.э.), который являлся одним из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитым оратором и полководцем [10].

Также в древнегреческом государстве впервые выделили два вида труда – физический и умственный. Первый греки отнесли к безнравственному, участью безвольного раба, а второй считали исключительно достойным только свободного человека.

Конечно, города-государства были и в других древних цивилизациях, но именно у греков такой тип организации общества, получивший форму полиса, показал себя с большим успехом. Один из главных успехов греков заключался в их уникальном объединении государственной и частной формы собственности, коллективный и индивидуальный интерес. Таким же образом они объединили аристократию с республикой, расширив ценности аристократической этики - принцип состязательности, стремление быть первым и лучшим, добиваясь этого в открытой и честной борьбе, — на всех граждан полиса.

Основой всего образа жизни эллинов была состязательность, она проникала во все ее области, будь это Олимпийские игры, дебаты, поле битвы или театральная сцена, когда в торжественные представления на суд зрителей выставлялись пьесы несколько авторов, из которых потом отбиралась самая достойная.  

Греки вкушали все прелести свободы, исключив из своей жизни деспотическую форму власти. Свобода для них была самой главной ценностью. Из-за неё они готовы были умереть. На все то, что сковывает человека, опутывает его в цепи, эллины смотрели с отвращением. Об этом повествует знаменитый миф о Прометее, который отказался от роли раба у самого Зевса, верховного божества греков, за что поплатился жестокой гибелью [1, C. 23-304].

Важное место в жизни древних греков занимали игры. Они обожали игры, за что их считали маленькими детьми. Только для них игра была не просто развлечением, она затрагивала все виды деятельности, в том числе самые серьезные. Это способствовало грекам избегать житейские мелочи и сильную приземленность. Игра помогала им получать от всякой работы утешение и блаженство.

Жизненными ценностями эллинов также были истина, красота и добро, которые объединялись в одно целое. Греки придумали особое понятие «калокагатия», что в переводе значит «прекрасное – доброе». «Истину» в их представлении можно сравнить с русским словом «правда-справедливость», иными словами она переходила за рамки «правды-истины», истинного знания, и приобретала нравственное ценностное определение.

Не последнее место у греков занимала мера, она крепко переплеталась с адекватностью, скромностью, собранностью и спокойствием. Великому древнегреческому философу Демокриту (ок. 460 до н. э., Абдеры — ок. 370 до н. э.) принадлежит известная максима: «Прекрасна надлежащая мера во всем». В древнегреческом храме бога света Аполлона в Дельфах, на сегодняшний день от него остались руины, над входом есть надпись: «Ничего слишком». В связи с этим эллины противоречили себе, с одной стороны они считали собственность естественной частью человека: если эллин терял собственность, то исчезали все гражданские и политические права, т.е. он утрачивал свою свободу. С другой стороны целеустремленность к обогащению презирали. Отмеченное качество особенно показало себя в архитектуре, в отличие от египтян, которые создавали гигантские постройки, такие как пирамиды в Каире и Гизе и Большой Сфинкс на западном берегу Нила в Гизе (ок. 2575—2465 гг. до н. э.), греки творили свой сооружения соразмерные возможностям человеческого восприятия, они не душили человека [Приложение 2].

Идеалом древних греков считался гармонически развитый, свободный человек, прекрасный душой и телом. Такого человека помогала создать продуманная система образования и воспитания, содержащая в себе два направления – «гимнастическое» и «мусическое». Завершающей деталью первого служило физическое совершенство. Его пиком становилось участие в Олимпийских играх, ведь победители окружались славой и почетом. На время их проведения завершались все войны. Мусическая, или гуманитарная, установка подразумевала обучением всем видам искусств, изучение научных дисциплин и философии, а также риторику, т.е. способность искусно говорить, вести диалог и спор. Все виды воспитания строились на нормах состязания [11].

Все это позволило греческому полюсу стать удивительным и феноменальным событием в истории человечества. Для эллинов полис ощущался как высшее благо, они не могли вообразить свою жизнь за ее пределами, считались настоящими его верноподданными.  

Однако, беря во внимание любовь греков к своему полюсу, сформировало их культурный этноцентризм. Всех соседних народов они считали «варварами» и смотрели на них свысока. Но стоит отметить, что именно такой подход к жизни дал грекам все нужное, чтобы показать редкую оригинальность во всех сферах культуры, создать все то, что формирует «греческое чудо».

   Теми, кто определил начало современных форм, были «отцы-основатели», их выделяли сами греки практически во всех областях духовной культуры. Особенно это затронуло философию. Древние греки первыми сформировали современную форму философии, отгородив ее от религии и мифологи. Они начали объяснять новую гипотезу сотворение мира из него самого, не прибегая к помощи богов, происходящий из первоэлементов, которые для них являлись вода, земля, воздух и огонь.

Фундаментом мифологии Древних Греков служил материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество, но античные боги — это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в Космосе, то есть законы природы, управляющие им. Космос выступает как абсолют (нет того, что его создало) и как произведение искусства. Представление греков о мире сводится к представлению о нём как о театральной сцене, где люди — актёры, а всё вместе (мир и люди) — порождение Космоса [22].

Первым греческим философом стал Фалес (640/624 — 548/545 до н. э.), который постоянно открывал список «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры и государственности. Для него основой всего сущего была вода. Фалес считал, что все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода. Всё образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Причина образования/движения — дух, «гнездящийся» в воде [21].

О Космосе древнегреческий философ говорил, что Космос — един. Вода и все, что из неё произошло, не являются мертвыми, но одушевлены; Космос одушевлен и полон божественных сил. Душа, как активная сила и носитель разумности, причастна божественному [строю вещей]. Природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом (душой) [15, C. 38-44].

Вершинами греческой философии стали: Сократ (470/469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же), учение которого знаменуют поворот в философии – от исследования природы и мира к исследованию человека и к собственной философской теории; Платон (между 429 и 427 до н. э., Афины — 347 до н. э., там же) вносивший новый совершенно правдивый взгляд на объяснение и познание мира, пришедший к утверждению другой реальности – сверхчувственного, надфизического, умопостигаемого пространства, что привело к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого, и невидимого, метафизического, улавливаемого исключительно интеллектом, тем самым Платон впервые подчеркивает самоценность идеального; Аристотель (384 год до н. э., Стагира, Фракия — 322 год до н. э., Халкида, остров Эвбея) – первый мыслитель, создавший всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.

Их учение перевернули представление о мире и фундаментально изменили развитие человеческого разума. Философия при этом становилась современной как по методу — научному и рациональному, так и по способу мышления, опиравшемуся на логику и доказательство. Греческое слово «философия» стало использоваться на всех языках.

В истории также навсегда остались имена Пифагора (570—490 гг. до н. э.), Евклида (от «добрая слава», время расцвета — около 300 года до н. э) и Архимеда (287—212 годы до н. э.) – основателей как самой математики, так и основных математических дисциплин — геометрии, механики, оптики, гидростатики. Древнегреческий мыслитель Аристарх Самосский (ок. 310 до н. э., Самос — ок. 230 до н. э.) внес свой в клад в астрономию, первым предложив идею гелиоцентризма, суть которого заключалось в том, что Земля движется вокруг неподвижного Солнца. Основателем новейшей клинической медицины является Гиппократ (около 460 года до н. э., остров Кос — около 370 года до н. э., Ларисса), а отцом истории как науки стал Геродот (около 484 г до н. э. — около 425 г до н. э.), автор первого  сохранившегося значительного трактата «История», описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов [12].

Не только точные науки родились в Древней Элладе, но и виды и жанры современного искусства, которые достигли традиционных форм и грандиозного уровня.

Древнегреческая архитектура заложила основу европейской и служила примером для архитекторов всего мира. В греческой архитектуре получили распространение три архитектурных ордера (стиля): дорический, ионический, коринфский.

Однако самым большим успехом греков, оставившим незабываемый результат в мировой истории, стала древнегреческая скульптура. Ее возникновение связывают с эпохой гомеровской Греции, которая охватывает  XI—IX века до н. э. (иногда продлевается до середины VIII века). Этот период также называют темным веком, так как он характеризуется упадком культуры и утратой письменности, но несмотря на это этот век также отличается определённым техническим прогрессом, преимущественно, изучение выплавки и обработки железа, а процесс социальных отношений привели к их перемене в раннеклассовые и формированию единственных предполисных общественных структур, заложивших фундамент для будущего прогресса.

Греки также прославились своей росписью глиняной посуды. Они украшали самые разные виды глиняной посуды, которые служили как для хранения и приёма пиши, так и для обрядов и праздников. Самые лучшие изделия керамики отдавали в дар храмам или помещали в захоронения. На посуде греки изображали сцены из мифологии и повседневной жизни. Например,  на одной из известных чаш, получившее название  «Чаши с глазами», древнегреческого гончара и вазописца из Афин Эксекия, творившего  в 550—530 гг. до н. э., изображён бог виноделия Дионис, который как настоящий кутила возлежит в ладье. На его божественную принадлежность указывает символ Диониса – растущая вдаль мачты виноградная лоза [Приложение 3].

Керамическая посуда элладов сохранилась и до наших дней, целых и фрагментальных частей сосудов найдено около десятка тысяч, все благодаря сильному обжигу, а древнегреческая вазопись исключительна при установки возраста археологических находок [2] [Приложение 4].

Понятие о прекрасном у эллинов в полной мере реализовалась в костюме. Его единство формировалось симметрией и подчинением естественным линиям человеческого тела. С течением времени греческий костюм менялся не один раз – от простых одежд архаического периода до сложных изысканных нарядов эпохи эллинизма. Но не менялось одно: одежда никогда не кроилась и почти не сшивалась. Очарование и «фасон» в неё вносила драпировка, в которой жители Греций добились уникального искусства. Складки выполняли две функции: первая, они подчеркивали форму тела; вторая, они скрывали его изъяны. Для того, чтобы драпировка служила дольше, греки вшивали в края полотнищ маленькие свинцовые грузики, нередко замаскированные сверху кисточками [20] [Приложение 5].

Тоже относится и к литературе и ее жанрам – эпосу, поэзии. Значительного места заслуживает греческая трагедия, показавшая невероятный уровень. Многие греческие трагедии и в наше время играют на сцене.

Искусство имело большое значение в жизни греков. Они желали не только творить, но и жить по законам красоты. Греки первыми ощутили необходимость заполнить все сферы человеческой жизнедеятельности высоким искусством. Их стремление к эстетизации жизни, к пониманию «искусства существования», было осознанным, так они хотели превратить свою жизнь в произведения искусства.

Особую специфичность древние греки показали в религии.   Внешне их религиозно-мифологические представления и культы не слишком отличаются от других. Изначально возрастающее многообразие греческих богов было весьма беспорядочным и проблемным. Затем в длительной борьбе установились олимпийские боги третьего поколения, между которыми устанавливается относительно устойчивая иерархия.

 Высшим божеством становится Зевс – владыка неба, грома и молнии. Вторым после него идет Аполлон - покровитель всех искусств, бог целителей и светлого, спокойного начала в природе. Сестра Аполлона Артемида была богиней охоты и покровительницей молодежи. Не последнее место  занимал Дионис (Вакх) — бог производящих, буйных сил природы, виноградарства и виноделия. Богом солнца был Гелиос (Гелий).

Эллины особо преклонялись богине мудрости Афине, появившейся из головы Зевса. Ее вечной спутницей была богиня победы Ника. Не меньшее внимание притягивала богиня любви и красоты Афродита, возникшая из морской пены. Деметра была богиней земледелия и плодородия. На бога Гермеса выпала самая большая доля обязанностей: он был вестником олимпийских богов, богом торговли, прибыли и материального достатка, покровителем обманщиков и воров, пастухов и путников, ораторов и спортсменов. Он также провожал души умерших в подземный мир, во владения бога Аида (Гадес, Плутон) [8].

Всех богов греков не перечислить, они с увлечением придумывали все больше новых богов. Эллады даже поставили в Афинах алтарь с надписью: «неизвестному богу». Стоит заметить, что в придумывание богов эллины были не слишком оригинальны. Это же наблюдалось и у других народов. Исключительная их оригинальность состояла в том, как они относились к своим богам.

Греки не распространяли идею о всемогущем боге. Они считали, что миром правит не столько божественная воля, сколько естественные законы. В тоже время над всем миром, всеми богами и людьми парит неодолимый Рок, предопределение которого не в силах изменить даже боги. Роковая судьба неподвластна никому, поэтому греческие боги скорее ближе к людям, чем к сверхъестественным силам.

Главное и основное отличие богов от людей заключалось в том, что они были бессмертны. Второе отличие состояло в том, что они были прекраснее людей, конечно, были и исключения, например, бог огня Гефест был хромым. Стоит отметить, что божественная красота богов была вполне достигаема и для человека. Во всем остальном мир богов был похож на мир людей. Боги испытывали те же эмоций, что и люди, они страдали и радовались, любили и ревновали, ссорились между собой, вредили и мстили друг другу и т.д. Греки не равняли, но и не проводили непреодолимую грань между людьми и богами. Связующим звеном между ними выступали герои, которые рождались от брака бога с земной женщиной (или мужчиной) и которые за свои подвиги могли быть приобщены к миру богов.

Связь между человеком и богом оказывала сильное влияние на религиозное сознание и практику эллинов. Они доверяли своим богам, поклонялись им, воздвигали им храмы и приносили жертвы. Но у них не было слепого преклонения, трепета и тем более фанатизма. Греки могли спокойно критиковать богов. Более того, они довольно часто бросили им вызов. Значительным примером служит тот же миф о Прометее, который бросил смелый вызов богам, украв у них священный огонь и подарив его людям.

Греческий народ имел еще одно важное отличие, они не обожествляли своих царей и правителей, как это делали другие народы. Например, лидер афинской демократии Перикл, при котором она достигла высшей точки, для убеждения своих соотечественников в правоте своего мнения не имел в своем распоряжении ничего иного, кроме выдающегося ума, аргументов, ораторского искусства и красноречия.

Мифология греков не имела большой мистики и не придавала большого значения таинственности и сверхъестественной силы. Главным в ней выступает художественная образность и поэтичность, игровое начало. Греческая мифология гораздо ближе к искусству, чем к религий. Именно поэтому она составила фундамент великого греческого искусства. По этой же причине немецкий философ Фридрих Гегель (27 августа 1770 Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин) назвал греческую религию «религией красоты».

 Греческие мифы рассказывали о том, что все происходящее в них является таким же человеческим, как и сами боги, На ровне с богами не последнее место в мифах занимали поступки и подвиги «богоравных героев», которые нередко выступали главными героями в повествующих событиях. К ним относится, например, Геракл, сын Зевса и Алкмены.

Греческая мифология, как и вся греческая культура,  способствовала прославлению и возвышению не только богов, но и человека. Именно в лице эллинов человек впервые начинает сознавать свои бесконечные силы и возможности.

В своей трагедии «Антигона» афинский драматург Софокл (496/5 — 406 до н. э.) по этому поводу отмечает: «В мире много сил великих. Но сильнее человека нет в природе ничего». Еще многозначительнее звучат слова древнегреческого учёного и инженера Архимеда (287—212 годы до н. э.): «Дайте мне точку опоры – и я переверну весь мир». Во всем этом уже вполне просматривается будущий европеец, преобразователь и покоритель природы.

Одной из цивилизаций Древнего мира, государство Античности, считается Древний Рим. Он назван в честь легендарных братьев – близнецов Ромула и Рема (согласно классической версии античной традиции, оба родились в 771 году до н. э., Рем погиб в апреле 754/753 года до н. э., Ромул пропал без вести 7 июля 716 года до н. э.), они считаются основателями Рима. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом [Приложение 6].

Определённое воздействие на формирование древнеримской цивилизации оказали культуры этрусков и древних греков.

Культура Древнего Рима действовала с VIII в. до н.э. и до 476 г. н.э. Если сравнивать ее с высокой древнегреческой культурой, то она оценивалась всеми по-разному. К примеру, известные культурологи О.Шпенглер (29 мая 1880 года, Бланкенбург, Германия — 8 мая 1936 года, Мюнхен) и А. Тойнби (14 апреля 1889 года, Лондон — 22 октября 1975 года) не воспринимали Древний Рим в качестве самостоятельной и самобытной культуры и цивилизации, считая, что он являл собой всего лишь конечный, кризисный этап Античности.  Его заслуга сводилась в первую очередь к развитию государства, права и техники. Во всем остальном, особенно в духовной культуре – религии, философии, науке, искусстве, литературе, - Рим не все ничего существенного нового и оригинального, не двинулся дальше заимствований и популяризации того, что было сотворено греками, никогда не поднимался до высот эллинской культуры.

Стоит отметить, что другие ученые придерживались другой точки зрения, они утверждали, что римская культура и цивилизация являются не менее самобытной и оригинальными, чем другие. Такой взгляд кажется более логичным [3].

Римляне во многом были похожи на эллинов, однако кардинально отличались от них. Они сформировали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т.д.

Римляне не разделяли греческое возвеличивание свободной личности, считали, что такой подход несет нарушение установленных законов общества. Напротив, они всеми силами возвышали роль и ценность закона, непреложности его соблюдения и уважения. Для них общественные интересы были выше интересов индивида. Одновременно с этим римляне увеличивали противоречия между свободнорожденным гражданином и рабом, считая безнравственным для первого не только занятие ремеслом, но и деятельность скульптура, живописца, актера и драматурга. Самыми достойными занятиями свободного римлянина считались политика, война, разработка права, историография, земледелие. Римляне обозначали свои качества свободного человека, убрав из них «рабские пороки», например, вранье, лукавства и лицемерие. Именно Рим достиг наивысшего пика развития рабства [7, C. 664].

В отличие от греков, латиняне были во много раз воинственнее. В связи с этим воинское мужество выступала для них одни из высших достоинств. А основным источником доходов служили военная добыча и завоевания. Военная доблесть, ратные подвиги и заслуги являлись главным средством и основанием для успеха в политике, для получения высоких должностей и занятия высокого положения в обществе. Вследствие завоевательных походов Рим из маленького городка превратился в мировую империю.

В общей сложности главные успехи Древнего Рима связаны с цивилизацией и материальной культурой. Суда к числу общепризнанных достижений относятся: знаменитое римское право, прекрасные дороги, великолепные здания, грандиозные акведуки и т.д. Римляне внесли неоценимый вклад в развитие государственности и таких ее форм, как республика и империя.

В духовной культуре римляне достигли более скромных достижении, по сравнению с греческой духовной культурой. Римские религиозно-мифологические представления были более трудными и менее однообразными. Многих греческих богов римляне позаимствовали и дали им новые имена: Зевс стал Юпитером, Кронос – Сатурном, Посейдон – Нептуном, Афродита – Венерой, Артемида – Дианой и т.д. Конечно, римляне брали не только из эллиновской религии, но и из других религий [24, C. 380-384].

Особое место в мифологии римлян занимали «римские мифы», или мифы, связанные с Римом, становившиеся «римскими идеями» - владение и власть над всем миром, «Рим – центр мира», «Рим – вечный город».

В философии и науке латиняне также во многом следовали за эллинами. Их занимали не столько теоретические исследования и поиск нового знания, сколько обобщение и систематизация уже накопленных знаний, создание многотомных энциклопедий, которые служили делу образования и просвещения.

Подражание римлян грекам наблюдалась и в области художественной культуры. Они не просто подражали эллинским мастерам, но буквально копировали их произведения. Однако именно в этом заключалась их определенная заслуга, так как многие шедевры греческого искусства дошли до нас именно в римских копиях. Вместе с этим римские художники смогли внести свой личный и весьма значительный вклад в развитие искусства.

Древние римляне первые стали придавать своим скульптурам оригинальные индивидуальные черты, наполняли их глубоким психологизмом и раскрывали в них внутренний мир человека. Римские писатели создали в литературе новый жанр – жанр романа. Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры.

Римская архитектура, при самом своём зарождении, усвоила в себе важнейшую форму этрусского зодчества – циркульную арку, т.е. полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой, и сложенное так, что соприкасающиеся между собой стороны составляющих его отдельных камней расположены по направлению радиусов круга, удерживаются своим взаимным распором и передают общее давление тому и другому устою. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом.

Несмотря на это, римская архитектура испытывала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.

К таким сооружениям можно отнести самое грандиозное сооружение Древнего мира – Колизей, или амфитеатр Флавиев, который находится в Риме, в низине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевым холмами. Его начали строить в 72 году н. э. при императоре Веспасиане (17 ноября 9 года — 24 июня 79 года), а в 80 году н. э. амфитеатр был освящён императором Титом (30 декабря 39 года, Рим, — 13 сентября 81 года) [25] [Приложение 7].

Главные отличия римской культуры от греческой заключались в их рациональности и заземленности, они были направлены на практическую пользу и целесообразность. Эту особенность отметил древнеримский философ Цицерон (3 января 106 до н. э., Арпинум — 7 декабря 43 до н. э., Формия) на примере математики: «греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне же – чтобы измерять земельные участки».

Однако греческая и римская культуры находились в состоянии сильного взаимодействия и взаимовлияния, что в итоге привело к их синтезу, к формированию единой греко-римской культуры, которая в последующем составила основу византийской культуры и оказала огромное влияние на культуры славянских народов и Западной Европы.

Согласно легенде, Рим был основан в 753 г. до н.э. на реке Тибр братьями-близнецами Ромулом и Ремом. С этого момента начинается история монархического, или «царского», Рима, так как во главе его стоял выборный царь, выступающий одновременно в роли верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат.

Основой социально-экономической ячейкой была патриархальная семья. Самые важные общественные дела, включая выборы царя, решало народное собрание. Основу религиозно-мифологических представлений составляло множество богов и культов, среди которых особое место занимал творец мира двуликий Янус, а также бог неба Юпитер, Марс – бог войны и др. Складывались также многочисленные религиозные обряды, ритуалы и праздники, культ предков.

В 510 г. до н.э., после непрерывного противостояния царей с сенатом, последний седьмой царь Тарквиний Гордый (VI век до н. э. Рим, Италия, - 495 до н.э. Кумы), правящий в 534—509 г. до н. э., был свергнут и в Риме установилась аристократическая республика. В новом обществе сложились сословия патрициев (аристократов) и плебеев (простой народ), между которыми сразу же возникает нескончаемая борьба.

В результате успехов и побед плебса Рим к началу III в. до н.э. превращается в гражданскую общину, основными чертами которой стали равенство политических и юридических прав граждан, власть народного собрания по всем важнейшим вопросам, сочетание коллективного и частного землевладения и т.д. В этот период Рим значительно расширяет свои владения и, после победы в Пунических войнах (264 – 146 до н.э.), закончившихся разрушением Карфагена, превращается в огромную державу. Открываются новые источники обогащения стимулирующие ускорение экономического развития. Меняется социально-политическая структура римского общества, в котором выделяется нобилитет – круг знатных семей, возникает ещё одно элитное сословие – всадники, к которым принадлежали люди богатые и знатные.

Культура римского общества тоже претерпевает сильные изменения. Возрастает число образованных людей, потребность в которых удовлетворяется за счет ввоза образованных греков-рабов. Чтобы выше поднять свою репутацию богатые слой римского общества начинают активно изучать эллинскую культуру. Высшие слой отправляют своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Некоторые из последних переехали жить в Рим, как это, например, сделал историк Полибий (ок. 200 до н. э., Мегалополь, Аркадия — ок. 120 до н. э., там же), написавший многотомную «Историю», где прославляется великая миссия Рима.

Греческое влияние также заметно и в римской литературе. Появились целые плеяды драматургов и поэтов, среди которых стоит отметить Плавта (ок. 254 до н. э., Сарсина, Умбрия — 184 до н. э., Рим) и Теренция (195 (или 185) — 159 до н. э.), чьи комедии дошли и до наших дней.

Изобразительное искусство также испытала большое греческое влияние. Римские скульпторы и живописцы изображают в своих произведениях сцены из греческих мифов. Огромную популярность и широкий спрос приобретают копии греческих скульптур.

Надо заметить, что экспансия греческой культуры проходила не без сопротивления со стороны некоторых влиятельных римлян, видевших в ней опасность для нравственности. Однако такое внешнее противодействие было не слишком эффективным. Греческая культура продолжала свое победное шествие по римским просторам, о чем свидетельствовало прежде всего изменение статуса греческого языка, который становился не только литературным, но и разговорным.

К середине I в. до н.э. Римская республика оказалась в состоянии кризиса. Во всех областях, и особенно в политике, требовалось обновление, поскольку огромная территория державы переросла республиканские формы правления. В 27 г. до н.э. Рим, формально оставаясь республикой, фактически превратился в империю с авторитарной формой правления. Первым императором, или принцепсом (отсюда вся империя называлась принципатом), стал Октавиан, которому сенат присвоил титул Августа — «возвеличенного божеством», что придавало его власти сакральный характер.

Римская империя просуществовала пять веков — до 476 г. н.э. Из них наиболее благополучным и плодотворным оказалось первое столетие, а время правления Августа (27 г. до н.э. — 14 г. до н.э.) считается золотым веком римской культуры.

В эпоху Империи римское общество как цивилизация продолжило свое развитие. Только в духовном плане уже в I в. н.э. появились симптомы серьезного упадка. Дело в том, что к этому времени «римская идея», как власть на всем миром, была выполнена. Рим словно исчерпал себя, утратив источник внутреннего саморазвития. В годы правления Августа на первый план вышла идея «вечного Рима», которая заключалась лишь в сохранение достигнутого величия и могущества. Но без великой вдохновляющей цели общество обречено на гибель. Во всяком случае, судьба Рима убеждает в этом [17].

Именно духовная пустота и духовный кризис стали главными причинами общего перелома римского общества и его гибели. Они стали жить под лозунгом «хлеба и зрелищ», это касалось не только безземельного плебса, но и всех слоев общества. Даже элита общества, которая проповедовала гедонизм, появился культ грубых наслаждений и развлечений.

Поэтому не случайно, что в I в. н.э. в Римской империи возникло христианство как противодействие духовному распаду римского общества. Христианство стало одной из трех мировых религий (на равняя с буддизмом и исламом), обращенной ко всем людям, независимо от этнической, языковой и иной принадлежности. В его основе лежит вера в Иисуса Христа как Богочеловека, своей смертью искупившего грехи людей, несущего спасение миру и человеку. Отвергая ценности римского общества, среди которых на первый план все больше выходили власть, сила, мощь, физические удовольствия и наслаждения, христианство противопоставило им высокие духовно-нравственные ценности.

Сам Бог выступает в нем как духовная сущность. Главная христианская ценность — любовь к Богу — является духовной, она противостоит физической, плотской любви, объявляемой греховной. Христианство провозгласило равенство всех людей перед Богом. Оно выступило защитником угнетенных, униженных и обездоленных, обещая им в будущем избавление от рабства и нищеты. Все это было созвучно чаяниям простых людей, делало их сторонниками новой религии.

Несмотря на жестокие преследования со стороны римских властей, рост числа христиан неуклонно продолжался, и в IV в. н.э. христианство добивается официального признания. Однако новая религия уже не могла спасти римское общество, кризис которого стал слишком глубоким и необратимым. В 395 г. Римская империя распалась на Восточную и Западную, а в 476 г. — после очередного поражения римлян от германский войск — последний император Ромул Августул был низложен и Западная Римская империя перестала существовать [8].

Что касается римской культуры, то в лучших своих достижениях она существует и сегодня. К их числу следует отнести римское право, римскую архитектуру и литературу, латынь, которая в течение столетий была языком европейских ученых. Однако главным вкладом Древнего Рима в мировую культуру стало все-таки христианство, хотя оно и не спасло Рим от гибели.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: