Практические рекомендации по разработке системы оценки технической подготовленности волейболистов

 

С подготовленности юных волейболистов в процессе тренировочной деятельности. На каждой тренировке необходимо вести работу по техническим приемам игры в волейбол, особое внимание уделяя выполнению передач мяча, как над собой, так и партнеру, а также количеству выполненных подач.

Технический минимум начинающего волейболиста будет выглядеть следующим образом:

1. Стойки и перемещения.

2. Нижняя передача.

3. Подача.

4. Верхняя передача.

5. Нападающий удар.

6. Блокирование.

Для игры в волейбол на начальном этапе достаточно первых четырех элементов. Переход к командной игре с розыгрышем в два и три касания возможен после овладения верхней передачей мяча. Освоение нападающих ударов и блокирования позволяет использовать атакующие действия, что делает игру еще более привлекательной.

Стойки и перемещения [24]. Стойка — исходное положение игрока для перемещения, или выполнения игрового элемента. Существуют следующие виды стоек:

- стойка для перемещения на блоке, или для блокирования,

- стойка для перемещения при приеме подачи, или для приема подачи,

- стойка для перемещения при приеме нападающих ударов, или для приема нападающих ударов,

- стойка для перемещения при передаче мяча на удар, или для верхней передачи,

- стойка для разбега на удар.

При всех видах стоек ноги согнуты в коленях. Центр тяжести тела вынесен вперед. Ступни стоят, или на одном уровне, или одна впереди, что практически не влияет на стартовую скорость:

- время преодоления первого метра ускорения из стойки: при параллельных ступнях — 0,82 сек.

- одна стопа впереди другой - 0,82 сек. при опоре на пятки - 0,85 сек.

Руки в стойке для приема нападающего удара должны быть вынесены вперед на уровне пояса по причине высокой скорости полета мяча (скорость полета мяча при нападающем ударе у мужчин -27 м/сек, у женщин 18 м/сек, время полета мяча от сетки до задней линии - 0,33 сек и 0,50 сек соответственно). И из-за различия в скорости выноса рук для приема (движение руки от колена к плечу -0,44 сек., а от плеча к колену - 0,38 сек).

Передача сверху двумя руками. Передача сверху — один из важнейших, точных технических приемов. Их, условно, можно разделить на первые и вторые. Первые подачи в приеме — передаче мяча после подачи и перекидки, когда мяч на сторону обороняющейся команды переходит с небольшой скоростью, а вторые передачи, предназначенные для подготовки нападающего удара [26].

Прием мяча снизу двумя руками. Прием мяча снизу двумя руками — основной способ приема подач в современной игре.

Перед приемом мяча необходимо сосредоточиться, расслабить мышцы туловища, принять исходное положение (ноги согнуты в коленных и голеностопных суставах и переступают; туловище незначительно наклонено вперед, руки в локтевых и лучезапястных суставах выпрямлены, кисти соединены) для приема подачи постоянно переступая ногами, определить способ подачи и возможную траекторию полета мяча, не «дергаться» преждевременно и не бросаться в последний момент к мячу. Принимая подачу, перемещаться устойчивым мелким шагом, помня об условной зоне своих действий.

Подача. Подача одно из средств активного нападения, с помощью которой можно выиграть очко или нарушить организацию атакующих действий соперника. Анализ игры команды соперника позволяет игроку, выполняющему подачу, решить одну из выигрышных тактических задач:

-   подавать в зону нападения, к лицевой и боковым линиям;

-   подавать на слабо владеющего приемом мяча, на выходящего для шторой передачи, на выходящего на замену, на допустившего ошибку при приеме мяча;

-   подача между игроками.

По данным исследований «чистый» выигрыш от подач составляет 7- 10%, при этом затруднение в приеме мяча с подачи имеет место в 35-60% случаев.

При совершенствовании техники подач необходимо выполнять следующие положения:

- сначала точность, потом сила,

- в одной попытке выполнять 5-10 подач.

Совершенствование передач может быть индивидуальным, групповым с помощью комбинированных упражнений и игровых форм тренировки [16]

По мнению В.И. Загревского и О.И. Загревского для оценки уровня технической подготовленности спортсмена волейболиста можно использовать три группы тестов.

Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое. К ним относятся показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно- жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т. д.). В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты. 

Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.

Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковые задания (например, бег с высоким подниманием бедра у шведской стенки со скоростью 5 м/с в течение 5 минут или в течение минуты подтянуться на перекладине 10 раз и т. д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов — это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте, ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов — необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов [15].

С учетом изучаемого контингента и уровня их подготовленности необходимо выбрать нужную группу тестов. Для изучения технической подготовленности спортсменов на начальном этапе обучения наиболее эффективной является вторая группа.

Для оценки уровня технической подготовки, можно использовать специальные контрольные испытания по технической подготовке по волейболу для определения исходных возможностей занимающихся волейболом:

Подача на точность 3 из 4 (норма для первого года обучения 3)

Прием подачи из зоны 6в зону 3 на точность (норма для первого года обучения 2)

Верхняя передача мяча   (норма для первого года обучения 20)

Нижняя передача мяча    (норма для первого года обучения 20)

Уровень технической подготовленности юных волейболистов можно оценить наиболее оптимально с помощью следующих тестов:

1) Испытания на точность второй передачи. В испытаниях создаются условия, при которых можно получить количественные результаты: устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи (рейки, цветные ленты, обручи, наносятся линии). При передачах из зоны 3 в зоны 4 и 2 расстояние от сетки не более 1,5 м. Если устанавливаются мишени (обруч, маяк), их высота над сеткой 30 - 40 см, расстояние от боковой линии 1 м и 20 - 30 см от сетки. При передачах в прыжке из зоны 2 в зон4 расстояние передачи 5-6 м. При передачах в зону 4 - 4 - 5м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток: учитывается количество передач, отвечающим требованиям в испытании, а также качество выполнения передачи (передачи с нарушением правил игры не засчитываются).

2) Испытания на точность подач. Основные требования: при качественном техническом исполнении заданного способа подачи, послать мяч в определенном направлении - в определенный участок площадки. Эти участки следующие: правая (левая) половины площадки, зона 4 — 5 (1— 2), площадь у боковых линий в зонах 5^4 (1-2) размером 6x2 м, в зоне 6 у лицевой линии размером 3x3 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток (в группах спортивного совершенствования - 10)[18].

3)Испытания на точность первой передачи (прием мяча). Испытание преследует цель определить степень владения навыками приема подачи. Подача выполняется нацеленная в зону, где расположен испытуемый. Только при этом условии идут в зачет попытки. Принимая мяч в зоне 6 (5) учащийся должен направить его через ленту, натянутую на расстоянии 1,5 м от сетки и на высоте 3 м — в зону 3 или 2. Если мяч выйдет за пределы указанной зоны или заденет сетку, то такая попытка считается не засчитанной. Учитывается количество попаданий и качество выполнения [31].

Применение подобной методике оценки на начальном этапе обучения, разработанной с учетом всех особенностей построения системы объективного оценивания позволит выстроить индивидуальные траектории совершенствования технического мастерства юных спортсменов, а также может способствовать ролевой специализации в команде.

 

 


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подготовка спортсменов в олимпийском и профессиональном спорте чрезвычайно сложный и многофакторный процесс, в котором, как известно, реализуются различные функций организма человека, привлекаются буквально все имеющиеся у него возможности. Ни в коей мере не умаляя какой-либо из известных сторон подготовки спортсменов, во всех случаях при организации их учебно-тренировочного процесса, все же необходимо поставить во главу угла их двигательную или, как теперь принято называть, техническую подготовку [3, 7, 26].

В каждом конкретном виде спорта перед спортсменами, обычно, стоят особые специфические задачи, от эффективности решения которых, как правило, зависит тот или иной результат соревнований. Для тренеров и спортсменов в таких условиях необходимо вначале определить общий круг этих задач, а затем выделить из них те, решение которых наиболее полно и гарантировано, обеспечивает успех всей соревновательной деятельности. При этом важно не столько обязательное решение абсолютно всех их наилучшим образом, сколько важен оптимальный выбор наиболее значимых, первоочередных двигательных задач, решение которых может быть осуществлено при минимизации затрачиваемых спортсменами ресурсов с максимальным конечным эффектом и наилучшим результатом действий спортсменов [9, 15, 18, 29].

Уровень технического мастерства спортсменов может быть полностью объективно оценен только по результатам реализации определенных моделей техники в соревнованиях. В условиях соревнований реализуемая спортсменами биомеханическая структура техники обычно отражает в себе многочисленные, так называемые, сбивающие воздействия той среды, в которой находится атлет. К числу наиболее существенных из них относятся разнообразные психологические воздействия, а также многие такие физико-химические внешние факторы, предсказать воздействие которых на ту или иную структуру движений заранее, даже теоретически просто невозможно. Кроме того, необходимо помнить, что на этом фоне в организме соревнующегося спортсмена неизбежно развивается утомление, которое также вначале непроизвольно, а затем, возможно, и произвольно вызывает адаптационную перестройку используемой им модели техники [8, 15, 30].

В приведенной работе рассмотрены подходы к методике оценки технического мастерства спортсменов. В результате работы изучены объективные критерии оценки технического мастерства спортсмена.

В заключение отметим, что комплексное решение рассматриваемой проблемы имеет большое теоретическое и практическое значение. Кроме унификации взглядов в оценке уровня технического мастерства, исследование должно помочь разработке диагностических и прогностических методов определения двигательного и технического потенциала, что, в свою очередь, позволит на основе объективных данных осуществлять планирование индивидуального процесса тренировки и руководство им.

В исследовании была подтверждена первоначальная гипотеза на основании материалов рассмотрения различных подходов к оценке технической подготовки спортсменов, в целом была разработана система объективной оценки технической подготовленности спортсменов волейболистов на начальном этапе подготовки.

Разработанная система поможет при дальнейшем рассмотрении темы и разработки методики совершенствования технической подготовки спортсменов-волейболистов.

 


 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аладашвили, Г.А. Прыжковая подготовленность волейболистов и методика ее оценки [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук/ Аладашвили, Г.А.; РГАФК. -М. - 2016. - 25 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст]/ Фак. психологии. - Л.: Изд-во Ленинград, гос. ун-та,- 2011. - 339 е.: ил.

3. Асмолов, А.Г. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности [Текст]/ А.Г. Асмолов, В.А. Петровский //Вопросы психологии. - М. - 2016. - Т. 1. С. 68-80.

4. Байдиченко, Т.В. Техническая подготовленность стрелков из лука и методы ее совершенствования [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук / Байдиченко Татьяна Владимировна. - ГЦОЛИФК. - М. - 2011. – 325 с.

5. Балахпичев, В.В. Особенности техники бега на 110 м с барьерами и повышение ее эффективности у спортсменов высокого уровня мастерства [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук / Балахничев Валентин Васильевич; ГЦОЛИФК. - М. - 2017. - 23 с.

6. Барчукова, Г.В. Педагогический контроль за подготовленностью игроков в настольном теннисе [Текст]: Метод, разраб. для студентов тренер, фак. ГЦОЛИФКа специализации настольный теннис / Г.В. Барчукова. — М. — 2016. – 143 с.

7. Беляев, А.В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование: мет.пос. / А.В. Беляев. -М.: ЧЕЛОВЕК, Олимпия, 2007. - 56с. 29.0инума, С. Уроки волейбола / С. Оинума. -М.: Ф. и С., 2010. - 112с.

8. Беркенблит, М.Б. Проблема управления многими степенями свободы: организация взаимодействия модулей [Текст]/ М.Б. Беркенблит, И.М. Гельфанд, А.Г. Фельдман // Управление движениями. - М.: Наука. - 2015. — С. 184-189.

9. Бернштейн, H.A. Исследователь. Избранные труды по биомеханике и кибернетике [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведен. /H.A. Бернштейн. - М.: СпортАкадемПресс. - 2017. – 321 с.

10. Булыкин, Д.О. Техника стартовых действий в футболе и легкоатлет ическом спринте [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук / Булыкин Дмитрий Олегович; РГУФК. - М. - 2017. - 22 с.

11. Верхошанский, Ю.В. Экспериментальное обоснование средств скоростно-силовой подготовки в связи с биодинамическими особенностями спортивных упражнений (на материале прыжковых упражнений) [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук / Ю.В. Верхошанский. — ГЦОЛИФК. — М. — 2010. – 421 с.

12. Дмитрук, С.С. Биомеханические критерии рациональности технических действий в армспорте [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук / Дмитрук С.С.; РГАФК. - М. - 2000. - 24 с.

13. Донской, Д.Д. Строение действия (биомеханическое обоснование строения спортивного действия и его совершенствования) [Текст]: учеб.-метод, пособие для студентов физкультур, вузов и тренеров / Д.Д. Донской. -РГАФК. - М.: ФОН. - 2015. - 70 с.

14. Ельмеев, В.Я. Прикладная социология: Очерки методологии [Текст]/ В.Я. Ельмеев, В.Г. Овсянников. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство С.-Петербургского государственного университета. - 2018. – 201 с.

15. Загревский, В.И., Загревский О.И. Оценка технического мастерства спортсменов по данным биомеханических показателей движения [Электронный ресурс] / В.И. Загревский, О.И. Загревский // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 10. – С. 76-78. – Режим доступа: http://www.teoriya.ru/ru/node/8939.

16. Запорожец, A.B. Развитие произвольных движений [Текст]/А.В. Запорожец. - М.: Акад. пед. наук РСФСР. - 2011. - 427 с.

17. Зациорский, В.М. Исследование взаимосвязи между физическими качествами [Текст]/ В.М. Зациорский, Н.Г. Кулик, Ю.И. Смирнов // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 2. - С. 28-33.

18. Зациорский, В.М. Кинематика движений человека [Текст]: лекция для студентов ГЦОЛИФКа / В.М. Зациорский. - М.: ГЦОЛИФК. - 2017. – 52 с.

19. Клещев,    Ю.Н. Юный волейболист / Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов. - М.: Физкультура и спорт.2017. — 235с.

20. Коренберг, В.Б. Основы качественного биомеханического анализа [Текст]/ В.Б. Коренберг. - М.: ФиС. - 2010. - 209 с.

21. Ланка, Я. Соотношение общего и индивидуального в изучении и оценке спортивной техники [Текст]/Я. Ланка, А. Кондрадс, А. Шалманов// Наука в спорте. - 2016. – 237 с.

22. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст]/А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та. - 2010. - 584 с.

23. Лурия, А.Р. Мозг человека и психические процессы. Нейро-психологические исследования [Текст]/ А.Р. Лурия. - М. - 2015.-476 с.

24. Малова, А.Н., Тимошина И.Н. Технико-тактическая подготовка квалифицированных волейболистов с учетом соревновательно-игровой деятельности [Электронный ресурс] / А.Н. Малова, И.Н. Тимошина // Поволжский педагогический поиск. – 2017. – № 3 (21). – С. 125 – 132. – Режим доступа: https://readera.ru/142215316.

25. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учеб. для высш. спец. физкультурных учеб. заведений: Доп. Гос. Ком. Рос. Федерации по физ. культуре и спорту. Ч. 1: Введение в общ. теорию физ. культуры / Л.П. Матвеев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: б. и. — 2012. – 321 с.

26. Неверкович, С. Д. Ретроспективный анализ проблемы изучения двигательной деятельности человека [Текст]/ Неверкович С.Д., Никифоров В.Е., Шалманов A.A. // Научные труды 1999 года / ВГТИИФК; под. ред. С.Д. Неверковича, В.Г. Никитушкина, Б.Н. Шустина. - М. - 2018. - С. 144-162.

27. Петров В.А. Метод оценки эффективности физических упражнений [Текст]/ В.А. Петров, Е.В. Вателъ, Ю.А. Гагин // Теория и практика физ. культуры. -2019. -№ 8. –  50-53.

28. Селуянов, В.Н. Биомеханизм как основа развития теоретической биомеханики двигательной деятельности человека [Текст]: учеб. пособие для студен тов и слушателей РГАФК / В.Н. Селуянов, Б. Аиед; РГАФК. - М. - 2015. - 82 е.: табл.

29. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Ю.Д. Железняк [и др.]. - М.: Изд-во Академия, 2012. – 520с.

30. Уткин, В.Л. Количественные методы измерения качественных показателей в спорте [Текст]: Лекция для ин-тов физ. культуры / В.Л. Уткин. - М.: ГЦОЛИФК. - 2016. – 320 с.

31. Шалманов, A.A. Определение кинематики движения о.ц.м. тела человека по опорным реакциям [Текст]/ A.A. Шалманов, Б.И. Прилуцкий // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 11. - С. 7-9.

32. Эльпер, A.M. Двигательные синергии [Текст]/ A.M. Эльпер // Журнал неврологии и психиатрии - 2015. - т.75, вып.7. - С. 132 - 138.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: