История возникновения франчайзинга

По оценкам экономистов, прототип современного франчайзинга - система, выстроенная Исааком Зингером, основателем одноименного бренда швейных машинок. В 1850-х гг. он столкнулся с проблемой: продукция производилась в больших объемах, на нее устанавливались конкурентные цены, но у компании не было сервисных центров для обслуживания техники во многих регионах США.

Чтобы исправить эту проблему, Зингер начиная с 1851 года подписывал контракты с фирмами-партнерами, по которым тем передавалось исключительное право реализовывать изделия, произведенные франчайзером, во всех штатах США и организовывать их сервисное обслуживание. Эта мера позволила сделать швейные машинки бренда самыми распространенными в мире.

 Первый прототип франчайзинга в истории, придуманный Зингером, представлял собой соглашение, по которому у франчайзи устанавливалась дополнительная обязанность – открывать центры по ремонту техники.

Современный этап истории бизнес-тиражирования начался в 1950-х гг. Ключевая предпосылка к этому – бум рождаемости в Америке, спровоцировавший повышение потребительского спроса на товары и услуги, особенно в сфере общепита. Краеугольным камнем стало основание компании МакДоналдс Рэем Кроком. Она начала продавать франчайзи (мелким предпринимателям) не просто бренд, а продуманный механизм ведения бизнеса. В соглашениях с партнерами прописывались мельчайшие детали, вплоть до требований к цвету столов в заведении.

Наиболее интенсивное развитие франчайзинга в Европе и США наблюдалось в 1960-1970-хх годах. Одновременно с этим на рынке стали появляться мошенники – фирмы, продающие франшизы-пустышки. Рост количества обманутых франчайзи привел к ужесточению нормативного регулирования в отрасли, возникновению Международной Ассоциации франчайзинга и региональных регулирующих организаций.

Сегодня франчайзинговые компании представлены в 70 секторах экономики. Лидерами по развитию этого бизнес-инструмента признаются США, Япония, Англия, ФРГ, Франция и Канада. В 2019 году франшиза остается одним из наиболее популярных способов для начала собственного бизнеса. Особенно Франчайзинг в наше время популярен в туризме, так как система взаимоотношений франчайзера и франчайзи  удобна и взаимовыгодна в любой сфере обслуживания.

 

                    

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: