Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

 

Факультет психологии и педагогического образования

 

Кафедра специального (дефектологического) образования

 

ПОЛЮХИНА НАТАЛЬЯ ОЛЕГОВНА

направление подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование

профиль «Олигофренопедагогика»

группа З-С(Д)О -16

Курсовая работа

по специальным методикам преподавания

 

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

К защите допускаю: Канд. пед. наук, доцент кафедры С(Д)О Андрусёва И.В.   Научный руководитель: Преподаватель кафедры С(Д)О Якубова Ф.Р.

 

 

Оценка: ___________________

Дата защиты: _______________

 

 

Симферополь, 2020 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ………………………………….     5
1.1Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования………………………………………………...   5
1.2Психолого-педагогические особенности развития умственно отсталых старшеклассников…………………………………………………………   10
Выводы по главе 1............................................................................................. 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ……………….     18
2.1Специфика обучения географии умственно отсталых старшеклассников.........................................................................................   18
2.2Методы и приемы обучения географии умственно отсталых старшеклассников средствами краеведческого материала……………..   24
Выводы по главе 2............................................................................................. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................... 34

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Главной задачей обучения и воспитания школьников с умственной отсталостью является социализация через развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Достижение этой цели становится невозможным без необходимых материально-технических условий, кадрового, программного и методического обеспечения.

Одним из наиболее необходимых предметов в школе является география, которая способствует формированию целостного представления об окружающей среде. Формирование представлений на уроках географии – это формирование зрительного образа ранее воспринятого объекта или явления, а также образ, созданный воображением. В процессе учебной деятельности формируется два вида представлений: представление памяти и представление воображения.

Особую роль в социализации школьников с нарушением интеллекта играет краеведческий принцип: чем больше дети знают об истории, культуре, природе, экономике родного края, тем лучше они социализированы.

Современное направление организации социально-педагогической помощи детям с нарушением интеллекта было начато в 50-70-е гг. XX в. прежде всего такими известными отечественными клиницистами, как                    Д.Н. Исаев, В.В. Ковалёв, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др.

В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, в исследованиях ведущих дефектологов России:                    В.П. Кащенко, Л.В. Кузнецовой, Б.П. Пузанова, С.Я. Рубинштейн и др. социально-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии определяется как система специального обучения и воспитания.

Однако, в современных условиях модернизации не только образовательных технологий, но и содержания образования (в частности географического) данные вопросы нуждаются в дальнейшей проработке.

Основываясь на актуальности рассматриваемой проблемы нами был осуществлен выбор темы для исследования: «Краеведческий характер обучения географии умственно отсталых старшеклассников.».

Целью исследования является теоретическое обоснование краеведческого характера обучения географии умственно отсталых старшеклассников.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Изучить психолого-педагогические особенности развития умственно отсталых старшеклассников;

3. Охарактеризовать специфику обучения географии умственно отсталых старшеклассников;

4. Обосновать методы и приемы обучения географии умственно отсталых старшеклассников средствами краеведческого материала.

Объект исследования – процесс обучения географии умственно отсталых старшеклассников.

Предмет исследования – особенности краеведческого характера обучения географии умственно отсталых старшеклассников.

Методы исследования:

- теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 36 страниц.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

География в учебных заведениях имеет большие потенциальные возможности в выполнении социальных заказов школы на современном этапе развития общества. Без географических знаний и умений, без развитого представления о пространственной неоднородности земной поверхности, без географии не может быть сформирована в сознании учащихся целостный научная картина мира. В настоящее время этому способствуют новые технологические подходы, в частности современные технологии обучения географии

Как отмечают Л.В. Байбородова, А.В. Матвеев, география способствует формированию у школьников целостного взгляда на природу, население, различные регионы, а также на общество и нашу страну в целом. География способствует формированию патриотического чувства, так как воспитывает интерес и любовь к своей стране, к своей родине [4].

Современная методика обучения географии, по мнению Д.П. Финарова направлена на формирование у школьников ключевых компетентностей [30]:

– компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

– компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

– компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, иметь навыки самоорганизации);

– компетентность в бытовой сфере (учитывая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр.);

– компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность) [30].

География, несмотря на привлекательность учебной информации, вызывает определенные трудности у школьников с интеллектуальной недостаточностью по причине большой доли абстракции изучаемого материала, значительного количества специальных терминов, отсутствием адаптированных стенных географических карт, ограниченности информации об окружающем мире у учащихся и т.п.

Данные, полученные рядом авторов (И.М. Бгажнокова, Т.М. Лифанова, С.Х. Меретукова, В.Н. Синев, Е.Н. Соломина и др.), говорят о том, что в большинстве случаев элементарные географические представления у школьников с интеллектуальной недостаточностью до начала обучения географии либо вовсе не формируются, либо слишком ограничены, а иногда искаженно отражают действительность [5; 20; 22; 27].

Предметом методики обучения географии в специальной (коррекционной) школе является процесс обучения учащихся с нарушением интеллекта основам географии. Чтобы обучать учащихся географии, учитель должен знать соответствующие разделы географических наук, основы которых даются в школьном курсе. Он должен понимать цели и задачи обучения географии, должен знать, что из географических наук можно и нужно включить в соответствующие части школьного курса. Следовательно, важной задачей методики преподавания географии считается исследование задач и содержания школьного курса географии [30].

Другая задача методики заключается в раскрытии принципов и правил обучения географии, применяя которые, учитель сможет наиболее целесообразно вести преподавание.

В результате изучения географии в школе учащиеся должны приобрести систему знаний, умений и навыков; в процессе обучения у них формируется мировоззрение, развиваются умственные способности.

Задачей методики обучения географии является также исследование условий и особенностей усвоения географических знаний учащимися и воспитание их в процессе обучения.

На современном этапе развития педагогической науки все перечисленные выше вопросы уточнены, систематизированы, установлено наличие определенной взаимосвязи между ними. Это дает основание считать, что в основе методики обучения любому учебному предмету лежит определенная методическая система.

Методическая система обучения географии учащихся с нарушением интеллекта включает в себя ряд взаимосвязанных элементов, важнейшими из которых являются цели обучения.

Самым главным в обучении географии в специальной (коррекционной) школе всегда было и остается формирование сознательных представлений и понятий о географических объектах [19].

Методике обучения географии в специальной (коррекционной) школе посвятили свои исследования такие дефектологи, как С.Х. Меретукова,          Т.И. Пороцкая, В.Н. Синев, В.А. Липа, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина и многие другие. Однако ими раскрыты только некоторые вопросы методики преподавания географии [20; 21; 24; 27; 33].

Обучение географии в специальной (коррекционной) школе должно основываться на географических наблюдениях, систематически проводимых детьми под руководством учителя в окрестностях школы.

На простых, доступных детям примерах учитель подводит учащихся к осознанию материальности мира, а также к пониманию развития географических явлений и связей между ними.

От знакомства с окружающей местной природой, с жизнью людей своего края учитель ведет детей к познанию природы родной страны и к пониманию необходимости планового, разумного использования природы. Дети узнают о том, как изменяются природные условия под воздействием труда людей.

География как учебный предмет неразрывно связана с географическими науками – физической географией и экономической географией. Содержание школьного курса географии строится на базе методологии географических наук, отражает их систему и важнейшие установки, включает их основные положения и главнейшие данные [21].

Методика обучения географии как наука должна отбирать (исходя из задач школы) из географических наук в школьный курс то, что имеет наибольшее общеобразовательное и воспитательное значение, и должна разрабатывать такие формы и методы обучения, которые дали бы наибольший педагогический эффект [24].

При определении объема и особенно глубины и последовательности изложения материала в школьном курсе, при разработке форм и методов обучения методика географии учитывает также возрастные и умственные особенности учащихся и их подготовленность.

Методика обучения географии исследует содержание, формы и методы обучения, учащихся этому предмету. В процессе обучения проявляются общие закономерности обучения, установленные дидактикой. Поэтому методика обучения географии является частной дидактикой (одной из отраслей педагогики) и опирается на другие ее отрасли: теорию воспитания, теорию обучения, возрастную педагогику.

Методика обучения географии тесно связана с психологией: в отборе содержания и в выборе форм и методов обучения учащихся, соответствующих их возрастным особенностям, условиям жизни и воспитания, она опирается на установленные психологией закономерности психического развития учащихся.

Процесс эффективного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья предъявляет к учителю специальной коррекционной школы определенные требования. Ему необходимо, наряду со знанием общей педагогики и самого предмета географии, хорошо знать олигофренопедагогику, психологию школьника с нарушением интеллекта, специальную методику [27].

Решение общих и специальных задач коррекционной школы в процессе изучения курса географии требует особого подхода к отбору учебного материала, особого построения учебной программы и специальных методов преподавания.

Таким образом, среди предметов, изучаемых в коррекционной школе, важное образовательное, практическое и воспитательное значение имеет география. Формирование знаний по этому предмету и развитие самостоятельной учебной деятельности происходит в тесной взаимосвязи и является обязательной составной частью процесса обучения, воспитания и развития школьников с интеллектуальными нарушениями. Значение уроков географии в специальной (коррекционной) школе трудно переоценить. География как самостоятельный предмет формирует у школьников интерес к окружающей действительности и в то же время способствует формированию познавательной активности и коррекции имеющихся нарушений школьников. Это позволяет использовать средства и методы географии с максимальной эффективностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: