VII Чтение сказки «Ик и Ищ»

Жили два брата. Одного звали Ик. Другого - Ищ. У каждого было своё жильё. Ик имел домик. Ищ - домище. У одного брата был носик. А у другого - (носище). У одного брата был ротик. А у другого - (ротище). У одного брата были глазки. А у дру­гого - (глазищи). У одного брата были ножки. А у другого - (ножищи). Вот какими были эти два брата.

VIII. Повторное чтение сказки.

Дети дополняют текст словами с суффиксом -ищ.

IX. Итог занятия.

Занятие 6 (10) Обучение рассказыванию

Тема: РЫБЫ

Цели: учить детей составлять рассказ по серии картин; учить подбирать родственные слова; развивать внимание, па­мять.

Оборудование: серия картинок к рассказу «Сом».

Ход занятия

I Организационный момент.

- Сядет тот, кто правильно назовет пресноводную рыбу.

II. Закрепление изученного материала.

Педагог загадывает загадки.

• В воде она живет, нет клюва, а клюёт. (Рыба.)

• У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба.)

• Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает. (Рыба.)

• Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (Рыба.)  

• Каких вы знаете рыб? Где они живут? Что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?

• Подбор родственных слов к слову «рыба» - рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбачить.

Ш. Чтение рассказа «Сом».

Сеня и Костя поймали сома. Они отнесли сома домой и оста­вили в кухне на скамейке.

Кот Васька тут как тут. Он хватает сома и уносит его под ска­мейку. Входит мама и видит: сидит Васька под скамейкой, а от сома остались одни кости. Всем досадно, а кот сыт.

Объяснить значение словосочетаний: тут как тут; всем досадно, а кот сыт.

Детям предлагается расставить картинки в нужной после­довательности.

IV. Физкультминутка.

V. Повторное чтение рассказа.

VI. Пересказ рассказа детьми с опорой на картинки.

VII. Итог занятия.

Занятие 7(12) Формирование грамматического строя речи

Тема: ОГОРОД. ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ И ОГО­РОДАХ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: учить составлять предложения со словами, обозна­чающими признаки предмета; учить согласовывать форму роди­тельного падежа существительных в сочетании со словами нет, много, мало, 5-10 (формы на -ок, -ов, -ек, -ев, -ей); развивать внимание и память.

Оборудование: предметные картинки, фланелеграф, схемы.

Ход занятия 1 Организационный момент.

— Сядет тот, кто скажет, какой бывает помидор.

 

(Круглый, красный, желтый, мягкий, сочный, вкусный, соле­ный.)

П. Закрепление изученного материала.

- Что такое помидор?

- Какие ещё знаете овощи?

- Где они растут?

Кто их выращивает? Какие овощи растут в земле? А какие растут на грядках?

 • Описание овощей по опорной схеме.

III. Игра «Будь внимателен» (какого овоща нет).

IV. Физкультминутка.

V. Игра «Чего много?»      

- Чего много в корзине? (Огурцов, помидоров, кабачков, бак­лажанов.)

- Чего много в шкафу? (Вилок, ложек, тарелок, чашек, ста­канов.)

- Чего много в кабинете? (Столов, шкафов, карандашей, тетрадей.)

- Чего много в спичечной коробке?

VI. Игра «Закончи предложение».

На грядке много огур... (цов). Около болота много лягу... (шек). На лугу много бабо... (чек). В спальне нет игру... (шек). В коробке много каранда... (шей). В книге много карти... (нок).

VII. Игра «Чего не стало?». (Образование слов в родительном падеже.)

VIII. Игра «Нет или много?»

В раздевалке есть варежки?   В кровати есть ложки?

В кухне есть подушки?           В корзине есть овощи?

В шкафу есть вилки?              В группе есть тарелки?

IX. Игра «Веселый счет» (пересчет предметов).

X.   Итог занятия.

Занятие 8 (13)

Формирование грамматического строя речи

Тема: ОГОРОД. ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ И ОГОРОДАХ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: учить употреблять существительные в родительном падеже с предлогом и без предлога в единственном и множест­венном числе кого? чего? (нет), у, возле, около кого? чего?, с чего?, от кого?, от чего?, у кого?, у чего?; учить согласовы­вать числительные с существительными от 5 до 10.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия

I Организационный момент. Сядет тот, кто назовет овощи, которые растут в земле. (Ре­дис, картофель, морковь, свёкла, репа, лук, чеснок и др.)

  П. Составление предложений по картинкам. У Коли помидор. У Наташи помидоры. У Коли пет помидора. У Наташи нет помидоров. И т. д.

III. Игра «Чего нет?» (у каждого ребенка картинки).

- Дима, у тебя нет чего? - У меня нет огурца. У меня нет огурцов.

IV. Игра «Кого нет?» (Волка, волков, кошки, кошек, мальчи­ка, мальчиков, девочки, девочек, человека, людей, комара, кома­ров и др.)

V. Игра «Из чего что сделано?».

Икра сделана из кабачков.

Томат сделан из помидоров.

Салат сделан из огурцов.

Икра сделана из баклажанов. И т. д.

VI. Физкультминутка.

V. Игра «У кого чего нет?»
У Оли нет огурцов. И т. д.


VIII. Игра «Веселый счет».

IX. Итог занятия.

Занятие 9(15) Обучение рассказыванию

Тема: ОГОРОД. ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ И ОГОРОДАХ

Цели: закрепить знания детей об огороде, что там растет, кто выращивает овощи; учить составлять рассказ по сюжетной кар­тине; развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: сюжетная картина «Уборка урожая».

Ход занятия

I Организационный момент.

- Сядет тот, кто назовет лишнее слово:

• Помидор, огурец, свёкла.

• Картофель, морковь, баклажан.

• Кабачки, тыква, репа.

• Лук, укроп, чеснок.

• Редис, перец, редька.

Капуста, морковь, лук.

II. Беседа с детьми по вопросам.

- Какое сейчас время года?

- Назовите месяц.

- Что делают люди на полях и в огородах?

- Кто их выращивает?

- А кто помогает овощеводам убирать урожай? (Трактори­сты-механизаторы, шофёры, лётчики и др.)

III. Рассматривание картины «Уборка урожая».

- Кого мы видим на картине?

- Где они работают и что делают?

- Что убирают Аня и Галя?

- Что выкапывает учительница?

Кто собирает морковь?

Что делают Ваня и Коля?

- Что делает Костя?

- Какое время года?

IV. Составление целостного рассказа.

V. Итог занятия.

Занятие 10(17) Словарная работа

Тема: САД

Цели: активизировать пассивный и активный словарь по те­ме; закрепить название фруктов и фруктовых деревьев; упраж­нять в употреблении формы винительного падежа; учить обра­зовывать относительные прилагательные; учить согласовывать числительные с существительными; развивать память, внима­ние, усидчивость.

Словарь: фрукты, сад, фруктовые деревья, яблоня, вишня, слива, груша, абрикос, яблочный, вишневый, сливовый, груше­вый, абрикосовый, лимонный, апельсиновый и др.

Оборудование: предметные картинки, картина «Фрук­ты», натуральные фрукты, схемы, фланелеграф.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: