Жили два брата. Одного звали Ик. Другого - Ищ. У каждого было своё жильё. Ик имел домик. Ищ - домище. У одного брата был носик. А у другого - (носище). У одного брата был ротик. А у другого - (ротище). У одного брата были глазки. А у другого - (глазищи). У одного брата были ножки. А у другого - (ножищи). Вот какими были эти два брата.
VIII. Повторное чтение сказки.
Дети дополняют текст словами с суффиксом -ищ.
IX. Итог занятия.
Занятие 6 (10) Обучение рассказыванию
Тема: РЫБЫ
Цели: учить детей составлять рассказ по серии картин; учить подбирать родственные слова; развивать внимание, память.
Оборудование: серия картинок к рассказу «Сом».
Ход занятия
I Организационный момент.
- Сядет тот, кто правильно назовет пресноводную рыбу.
II. Закрепление изученного материала.
Педагог загадывает загадки.
• В воде она живет, нет клюва, а клюёт. (Рыба.)
• У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба.)
• Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает. (Рыба.)
|
|
• Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (Рыба.)
• Каких вы знаете рыб? Где они живут? Что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?
• Подбор родственных слов к слову «рыба» - рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбачить.
Ш. Чтение рассказа «Сом».
Сеня и Костя поймали сома. Они отнесли сома домой и оставили в кухне на скамейке.
Кот Васька тут как тут. Он хватает сома и уносит его под скамейку. Входит мама и видит: сидит Васька под скамейкой, а от сома остались одни кости. Всем досадно, а кот сыт.
• Объяснить значение словосочетаний: тут как тут; всем досадно, а кот сыт.
Детям предлагается расставить картинки в нужной последовательности.
IV. Физкультминутка.
V. Повторное чтение рассказа.
VI. Пересказ рассказа детьми с опорой на картинки.
VII. Итог занятия.
Занятие 7(12) Формирование грамматического строя речи
Тема: ОГОРОД. ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ И ОГОРОДАХ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: учить составлять предложения со словами, обозначающими признаки предмета; учить согласовывать форму родительного падежа существительных в сочетании со словами нет, много, мало, 5-10 (формы на -ок, -ов, -ек, -ев, -ей); развивать внимание и память.
Оборудование: предметные картинки, фланелеграф, схемы.
Ход занятия 1 Организационный момент.
— Сядет тот, кто скажет, какой бывает помидор.
(Круглый, красный, желтый, мягкий, сочный, вкусный, соленый.)
П. Закрепление изученного материала.
- Что такое помидор?
- Какие ещё знаете овощи?
- Где они растут?
Кто их выращивает? Какие овощи растут в земле? А какие растут на грядках?
|
|
• Описание овощей по опорной схеме.
III. Игра «Будь внимателен» (какого овоща нет).
IV. Физкультминутка.
V. Игра «Чего много?»
- Чего много в корзине? (Огурцов, помидоров, кабачков, баклажанов.)
- Чего много в шкафу? (Вилок, ложек, тарелок, чашек, стаканов.)
- Чего много в кабинете? (Столов, шкафов, карандашей, тетрадей.)
- Чего много в спичечной коробке?
VI. Игра «Закончи предложение».
На грядке много огур... (цов). Около болота много лягу... (шек). На лугу много бабо... (чек). В спальне нет игру... (шек). В коробке много каранда... (шей). В книге много карти... (нок).
VII. Игра «Чего не стало?». (Образование слов в родительном падеже.)
• VIII. Игра «Нет или много?»
В раздевалке есть варежки? В кровати есть ложки?
В кухне есть подушки? В корзине есть овощи?
В шкафу есть вилки? В группе есть тарелки?
IX. Игра «Веселый счет» (пересчет предметов).
X. Итог занятия.
Занятие 8 (13)
Формирование грамматического строя речи
Тема: ОГОРОД. ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ И ОГОРОДАХ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: учить употреблять существительные в родительном падеже с предлогом и без предлога в единственном и множественном числе кого? чего? (нет), у, возле, около кого? чего?, с чего?, от кого?, от чего?, у кого?, у чего?; учить согласовывать числительные с существительными от 5 до 10.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки.
Ход занятия
I Организационный момент. Сядет тот, кто назовет овощи, которые растут в земле. (Редис, картофель, морковь, свёкла, репа, лук, чеснок и др.)
П. Составление предложений по картинкам. У Коли помидор. У Наташи помидоры. У Коли пет помидора. У Наташи нет помидоров. И т. д.
III. Игра «Чего нет?» (у каждого ребенка картинки).
- Дима, у тебя нет чего? - У меня нет огурца. У меня нет огурцов.
IV. Игра «Кого нет?» (Волка, волков, кошки, кошек, мальчика, мальчиков, девочки, девочек, человека, людей, комара, комаров и др.)
V. Игра «Из чего что сделано?».
Икра сделана из кабачков.
Томат сделан из помидоров.
Салат сделан из огурцов.
Икра сделана из баклажанов. И т. д.
VI. Физкультминутка.
V. Игра «У кого чего нет?»
У Оли нет огурцов. И т. д.
VIII. Игра «Веселый счет».
IX. Итог занятия.
Занятие 9(15) Обучение рассказыванию
Тема: ОГОРОД. ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ И ОГОРОДАХ
Цели: закрепить знания детей об огороде, что там растет, кто выращивает овощи; учить составлять рассказ по сюжетной картине; развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: сюжетная картина «Уборка урожая».
Ход занятия
I Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет лишнее слово:
• Помидор, огурец, свёкла.
• Картофель, морковь, баклажан.
• Кабачки, тыква, репа.
• Лук, укроп, чеснок.
• Редис, перец, редька.
• Капуста, морковь, лук.
II. Беседа с детьми по вопросам.
- Какое сейчас время года?
- Назовите месяц.
- Что делают люди на полях и в огородах?
- Кто их выращивает?
- А кто помогает овощеводам убирать урожай? (Трактористы-механизаторы, шофёры, лётчики и др.)
III. Рассматривание картины «Уборка урожая».
- Кого мы видим на картине?
- Где они работают и что делают?
- Что убирают Аня и Галя?
- Что выкапывает учительница?
Кто собирает морковь?
Что делают Ваня и Коля?
- Что делает Костя?
- Какое время года?
IV. Составление целостного рассказа.
V. Итог занятия.
Занятие 10(17) Словарная работа
Тема: САД
Цели: активизировать пассивный и активный словарь по теме; закрепить название фруктов и фруктовых деревьев; упражнять в употреблении формы винительного падежа; учить образовывать относительные прилагательные; учить согласовывать числительные с существительными; развивать память, внимание, усидчивость.
Словарь: фрукты, сад, фруктовые деревья, яблоня, вишня, слива, груша, абрикос, яблочный, вишневый, сливовый, грушевый, абрикосовый, лимонный, апельсиновый и др.
|
|
Оборудование: предметные картинки, картина «Фрукты», натуральные фрукты, схемы, фланелеграф.