- Какие вы знаете деревья?
- Где растут деревья?
- Какие бывают леса?
- Что ещё есть в лесу? Ш. Чтение рассказа.
В ЛЕСУ
Кончилось лето. Деревья в осенние наряды нарядились. У белой березы зеленые листья стали желтыми. Клён украсил себя желтыми и красными листьями. А рябина надела бусы из красных ягод. Только ёлка не поменяла своих зеленых иголок. (Выделенные слова обозначаются картинками.)
Беседа по вопросам.
- Какое время года кончилось?
- Что случилось с деревьями?
- Какие листья стали у березы?
- Какими листьями себя украсил клён?
- Что надела рябина? Из чего?
- Какое дерево не поменяло своего наряда?
IV. Повторное чтение рассказа с опорой на предметные картинки.
V. Пересказ рассказа детьми с опорой на предметные картинки.
VI. Пересказ рассказа без опоры на картинки.
VII.Итог занятия.
Занятие 19 (32) Словарная работа
Тема: ОСЕНЬ
Цели: закрепить название осенних месяцев; закрепить характерные признаки осени; закрепить понятие «сезонная одежда», «сезонная обувь», «головные уборы»; учить образовывать относительные прилагательные; учить согласовывать существительные с числительными; учить составлять предложения со словами, обозначающими признаки действия, отвечающими на вопрос как?
Оборудование: картина «Осень», предметные картинки.
Ход занятия
I Организационный момент.
- Сядет тот, кто подберет слово к слову «осенний».
Небо (какое?) - осеннее, ветер (какой?) - осенний.
Солнце (какое?) - осеннее, туча (какая?) - осенняя.
Сапоги (какие?) - осенние, пальто (какое?) - осеннее.
II. Беседа по вопросам.
- Какое сейчас время года?
- Назовите осенние месяцы. Сколько их?
- Какая осенью погода?
- Что стало с листьями на деревьях?
- Куда улетают птицы?
- Куда идут дети?
- Что делают на полях?
- Как одеваются осенью?
- Назовите осеннюю одежду; обувь; головные уборы.
Ш. Игра «Назови какие?».
Сапоги (какие?)...резиновые, перчатки (кожаные) и др.
IV. Игра «Веселый счет» (предметы одежды).
V. Игра «Закончи предложение».
Солнце светит (как?)... ярко.
Дождь идет (как?)... часто, сильно.
Облака плывут (как?)... низко, быстро.
На улице (как?)... холодно, пасмурно, дождливо.
И т. д.
VI. Итог занятия.
Занятие 20 (33) Формирование грамматического строя речи
Тема: ОСЕНЬ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: упражнять детей в образовании глаголов с приставками; учить согласовывать числительные с существительными.
Оборудование: предметные картинки, геометрические фигуры, образцы, домик, игрушка-зайка, сюжетные картинки.
Ход занятия I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто скажет наоборот. Осень ранняя - осень поздняя. День веселый - день грустный. День солнечный - день пасмурный. Облако белое - туча черная. Погода холодная - погода .жаркая. Погода хорошая - погода плохая.
II. Работа но теме.
Игра «Зайка и домик».
Зайка по дорожке шёл, к дому подошёл, за угол зашёл, вокруг дома обошёл, в домик вошёл, из домика вышел, от домика отошёл и в лес ушёл.
Аналогично: летать, бегать, прыгать (по сюжетным картинкам).
Игра «Что можно считать парами?».
Сапоги, носки, чулки, туфли, перчатки, варежки, рукавицы, гольфы.
Пересчет предметов: одна пара сапог, две нары сапог, три пары сапог, четыре пары сапог, пять пар сапог и т. д. до 10.
3. Игра «Чего не стало?» с указанием количества предметов
от 2 до 10.
Не стало двух матрёшек, не стало пяти машин и т. д.
Физ кул ьтминутка.
Игра «Сложи узор».
У детей конверты с набором геометрических фигур для выкладывания (машина, кораблик, башня, домик и др.). Дети по образцу выкладывают свою фигуру.
Вопрос: Из чего ты сложил машину?
- Я сложил машину из четырех квадратов и из двух кружков.
III. Итог занятия.
Занятие 21 (35) Обучение рассказыванию
Тема: ОСЕНЬ
Цели: закрепить характерные признаки осени и название осенних месяцев; учить детей пересказывать рассказ близко к тексту; развивать внимание и память.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход занятия
I Организационный момент.
- Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:
Если на улице холодно, какая погода? -Холодная.
Если пасмурно - пасмурная;
Если сыро - сырая; Если хмуро - хмурая; Если солнечно - солнечная; Если ясно -ясная.
II. Закрепление изученного материала.
•Закрепление названий осенних месяцев.
•Закрепление характерных признаков осени.
III. Чтение рассказа.
ОСЕНЬ
Наступила дождливая осень. Дни стали короче. По небу гуляют серые тучи. Солнце светит мало. Птицы улетели в тёплые края. Листья на деревьях пожелтели и осыпаются. В саду и на дорожках много опавших листьев. Земля похожа на красивый ковёр.
Вопросы к рассказу:
- Какое время года наступило?
- Какие стали дни?
- Какое небо?
- Как светит солнце?
- Куда улетели птицы?
- Какие стоят деревья?
- Откуда падают листья? Куда?
- На что похожа земля?
IV. Повторное чтение рассказа.
V. Пересказ рассказа детьми.
VI Итог занятия.
Занятие 22 (37) Формирование грамматического строя речи
Тем а: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: закрепить названия перелетных птиц и обобщающее слово; учить употреблять родительный падеж имен существительных в единственном и множественном числе; учить согласовывать существительные с числительными в форме дательного падежа.
Оборудование: предметные картинки, фланелеграф.
Ход занятия
Организационный момент.
- Сядет тот, кто скажет «какая стая»:
Клин лебедей -лебединый.
Караван журавлей - журавлиный.
Стая уток -утиная.
Стая грачей -грачиная.
Стая соловьев - соловьиная.
Стая голубей - голубиная.
П. Закрепление изученного материала.
Игра «Кто больше назовет перелетных птиц?».
Игра «Улетели птицы».
Нет (кого?) - лебедя, утки,... Нет (кого?) -лебедей, уток,...
Игра «Один, два, три».
У детей картинки, где много предметов, у педагога такой же одиночный предмет.
- К двум ласточкам я прибавила ещё одну ласточку. У меня стало три ласточки.
Дети составляют предложения по своим картинкам.
III. Составление предложений по демонстрации.
На фланелеграфе - 5 матрёшек, 5 бабочек, 5 зайцев, 5 рыбок. Дети составляют предложения, употребляя числительные и глаголы с приставками при- (приплыла, прискакал, пришёл, прибежал, прилетела), подо-, ото-.
Например: К двум бабочкам прилетела ещё одна бабочка. Стало три бабочки.
IV. Итог занятия.