II. Вступительная беседа. Чтение рассказа

• Однажды Аленка сказала папе: - Ты все уходишь и ухо­дишь каждый день. Побудь, пожалуйста, сегодня дома.

- Не могу, доченька, мне на работу надо.

- А что такое работа? - спросила Аленка.

- Вот завтра я возьму тебя с собой и ты все поймёшь. Наступило завтра, папа с Аленкой отправились в путь. На

углу, возле дома, продавали мороженое.

- Вот видишь, - сказал отец Аленке, - если бы продавец не
пришел на работу, мы не могли бы купить мороженое.

Они сели в автобус. Автобус ехал очень быстро.

- Вот видишь, - сказал папа Аленке, - если бы все шоферы
остались дома, мы бы никуда не поехали.

Автобус привез их на стройку. На самом верхнем этаже не­достроенного дома строители ровно укладывали кирпичи.

- Вот видишь, - сказал папа Аленке, - если бы строители не пришли на работу, то не было бы домов.

- А какие бывают дома и кто их строит? - спросила Аленка.

- А над этим вопросом мы подумаем все вместе.

- Из чего строят дом? Значит, дом какой?

- А кто придумывает, каким должно быть здание, рисует его на бумаге с разных сторон, вычерчивает внутреннее устройство?

Архитектор — значит «главный строитель», а точнее «главный плотник». Слово это давнее, а в старину дома строили плотники. 11осле того как проект готов, начинают строить дом. Чтобы выстро­ить большой красивый дом, нужно много рабочих. Сначала закла­дывают фундамент, а потом начинают возводить корпус дома.

- Кто же строит стены дома? (Каменщики.)

- А из чего строят стены? И при помощи чего скрепляются

кирпичи?

- Кто помогает каменщику подавать кирпичи и раствор на верхние этажи?

- А может ли подъёмный кран сам подавать кирпичи?

- Нужен кто? Кто же управляет краном?

- Крановщик управляет самой сильной и нужной машиной на стройке. Кран легко поднимает тяжелые грузы на любую высоту.

- Дом построен. Можно в нем жить? Нельзя. Нужно выпол­нить все отделочные работы внутри дома. Надо настелить полы, сделать двери и рамы.

- Кто выполняет эту работу?

- А при помощи чего он сколачивает доски? Потом в рамы на­до вставить стекла.

- Кто вставляет в рамы стекла?

- А потом другие рабочие начинают штукатурить стены.

 

- Как называются эти рабочие?

- Они делают стены ровными и гладкими при помощи раствора и мастерка.

- Потом стены белят и красят. Это делают кто?

- Потом проводят свет и воду.



IV. Составление предложений по картинкам.

V. Итог занятия.

Занятие 35 (58) Формирование грамматического строя речи

 Тема: СТРОЙКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Цели: углубить знания детей и расширить словарь о людях строительных профессий; учить устанавливать взаимосвязь тру да разных строительных профессий; учить подбирать к предмету действия.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Сядет тот, кто угадает профессию.

Кто сваривает трубы? - Сварщик.

Кто вставляет стекло? - Стекольщик.

Кто работает на кране? - Крановщик.

Кто укладывает кирпичи? - Каменщик.

Кто красит стены? - Маляр.

Кто работает на экскаваторе? - Экскаваторщик.

П. Закрепление изученного материала.

Игра «Кем я хочу быть».

У каждого ребенка картинка. Дети рассматривают кар­тинки и составляют по ней предложение.

Это штукатур. Я хочу быть штукатуром. И т. д.

Игра «Кому что нужно для работы?».

На наборном полотне картинки-профессии. У детей кар­тинки, изображающие различные предметы.

У меня краска и кисти. Краска и кисти нужны маляру.

У меня молоток и гвозди. Молоток и гвозди нужны плотнику.

И т. д.

Игра «Назови действия».

Лопатой - копают, пилой -..., топором -..., кистями -... и др.

Физкультминутка. Игра «Доскажи словечко».

4. Игра «Кто что делает?».

Это крановщик. Крановщик управляет краном.

Это экскаваторщик. Экскаваторщик копает котлован. И т. д.

III. Итог занятия.

Занятие 36 (60) Обучение рассказыванию

Тема: СТРОЙКА. ПРОФЕССИИ

Цели: учить составлять рассказ на тему «Кем ты хочешь быть?»; развивать наблюдательность.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Сядет тог, кто назовёт профессии строителей.

II. Закрепление изученного материала.
Игра «Не ошибись».

- Я буду называть предмет или действие, а вы название про­фессии:

Кран - крановщик.

Камень - каменщик.

Красит - маляр.

Сваривает - сварщик.

Штукатурит - штукатур.

  Кисть - маляр.

Доски - плотник. И др.


III. Физкультминутка.

IV. Составление рассказа но плану.

 

- Кем ты хочешь быть?

- Где он работает?

- Что делает?

- Что ему нужно для работы?

- Каким он должен быть?

- Как он работает?

V. Составление рассказов детьми.

VI. Итог занятия.

Занятие 37 (62) Формирование грамматического строя речи

Г с м а: МОЯ КВАРТИРА. ПРЕДЛОГ ЧЕРЕЗ

  Цели: учить составлять предложения со словами, обозна­чающими направление движения в сочетании с предлогом через; развивать мышление, память, внимание.

Оборудование: сюжетные картинки, схемы, мяч.

Ход занятия 1 Организационный момент.

- Сядет тот, кто составит предложение с любым «маленьким
словом» (предлог).


II. Закрепление изученного материала.

•Постановка цели занятия.

- Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться составлять предложения с «маленькими словами» (предлогами).

- Назовите «маленькое слово» из составленного вами предложения.

(В, на, под, за, над, около, без, из, у, к, с, со, от.) Из составленных предложений выбирается наиболее распро­страненное (большее количество слов) и выкладывается схема этого предложения.

• Анализ выложенного предложения:

- Сколько слов в предложении?

- Назовите первое слово; третье; второе; четвертое.

- Назовите «маленькое слово».

- На каком месте в предложении оно стоит?

- Назовите главное слово в предложении. И т. д.

 

III. Физкультминутка. Игра «Доскажи словечко».

IV. Знакомство с предлогом через.

Составление предложения по демонстрируемому действию. К доске вызывается ребенок. Ему предлагается пере­прыгнуть через кубик.

- Саша, прыгай через кубик.

- Что сделал Саша? Вызывается к доске другой ребенок.

- Вова, прыгай... кубик.

- Почему Вова не выполнил задание?

- Правильно, я сказала непонятно, пропустила «маленькое
слово».

Кто догадался, какое «маленькое слово» я пропустила? (Через.)


V. Составление предложений по сюжетным картинкам.

VI. Итог занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: