• Однажды Аленка сказала папе: - Ты все уходишь и уходишь каждый день. Побудь, пожалуйста, сегодня дома.
- Не могу, доченька, мне на работу надо.
- А что такое работа? - спросила Аленка.
- Вот завтра я возьму тебя с собой и ты все поймёшь. Наступило завтра, папа с Аленкой отправились в путь. На
углу, возле дома, продавали мороженое.
- Вот видишь, - сказал отец Аленке, - если бы продавец не
пришел на работу, мы не могли бы купить мороженое.
Они сели в автобус. Автобус ехал очень быстро.
- Вот видишь, - сказал папа Аленке, - если бы все шоферы
остались дома, мы бы никуда не поехали.
Автобус привез их на стройку. На самом верхнем этаже недостроенного дома строители ровно укладывали кирпичи.
- Вот видишь, - сказал папа Аленке, - если бы строители не пришли на работу, то не было бы домов.
- А какие бывают дома и кто их строит? - спросила Аленка.
- А над этим вопросом мы подумаем все вместе.
- Из чего строят дом? Значит, дом какой?
- А кто придумывает, каким должно быть здание, рисует его на бумаге с разных сторон, вычерчивает внутреннее устройство?
|
|
Архитектор — значит «главный строитель», а точнее «главный плотник». Слово это давнее, а в старину дома строили плотники. 11осле того как проект готов, начинают строить дом. Чтобы выстроить большой красивый дом, нужно много рабочих. Сначала закладывают фундамент, а потом начинают возводить корпус дома.
- Кто же строит стены дома? (Каменщики.)
- А из чего строят стены? И при помощи чего скрепляются
кирпичи?
- Кто помогает каменщику подавать кирпичи и раствор на верхние этажи?
- А может ли подъёмный кран сам подавать кирпичи?
- Нужен кто? Кто же управляет краном?
- Крановщик управляет самой сильной и нужной машиной на стройке. Кран легко поднимает тяжелые грузы на любую высоту.
- Дом построен. Можно в нем жить? Нельзя. Нужно выполнить все отделочные работы внутри дома. Надо настелить полы, сделать двери и рамы.
- Кто выполняет эту работу?
- А при помощи чего он сколачивает доски? Потом в рамы надо вставить стекла.
- Кто вставляет в рамы стекла?
- А потом другие рабочие начинают штукатурить стены.
- Как называются эти рабочие?
- Они делают стены ровными и гладкими при помощи раствора и мастерка.
- Потом стены белят и красят. Это делают кто?
- Потом проводят свет и воду.
IV. Составление предложений по картинкам.
V. Итог занятия.
Занятие 35 (58) Формирование грамматического строя речи
Тема: СТРОЙКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Цели: углубить знания детей и расширить словарь о людях строительных профессий; учить устанавливать взаимосвязь тру да разных строительных профессий; учить подбирать к предмету действия.
|
|
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто угадает профессию.
Кто сваривает трубы? - Сварщик.
Кто вставляет стекло? - Стекольщик.
Кто работает на кране? - Крановщик.
Кто укладывает кирпичи? - Каменщик.
Кто красит стены? - Маляр.
Кто работает на экскаваторе? - Экскаваторщик.
П. Закрепление изученного материала.
Игра «Кем я хочу быть».
У каждого ребенка картинка. Дети рассматривают картинки и составляют по ней предложение.
Это штукатур. Я хочу быть штукатуром. И т. д.
Игра «Кому что нужно для работы?».
На наборном полотне картинки-профессии. У детей картинки, изображающие различные предметы.
У меня краска и кисти. Краска и кисти нужны маляру.
У меня молоток и гвозди. Молоток и гвозди нужны плотнику.
И т. д.
Игра «Назови действия».
Лопатой - копают, пилой -..., топором -..., кистями -... и др.
Физкультминутка. Игра «Доскажи словечко».
4. Игра «Кто что делает?».
Это крановщик. Крановщик управляет краном.
Это экскаваторщик. Экскаваторщик копает котлован. И т. д.
III. Итог занятия.
Занятие 36 (60) Обучение рассказыванию
Тема: СТРОЙКА. ПРОФЕССИИ
Цели: учить составлять рассказ на тему «Кем ты хочешь быть?»; развивать наблюдательность.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тог, кто назовёт профессии строителей.
II. Закрепление изученного материала.
Игра «Не ошибись».
- Я буду называть предмет или действие, а вы название профессии:
Кран - крановщик.
Камень - каменщик.
Красит - маляр.
Сваривает - сварщик.
Штукатурит - штукатур.
Кисть - маляр.
Доски - плотник. И др.
III. Физкультминутка.
IV. Составление рассказа но плану.
- Кем ты хочешь быть?
- Где он работает?
- Что делает?
- Что ему нужно для работы?
- Каким он должен быть?
- Как он работает?
V. Составление рассказов детьми.
VI. Итог занятия.
Занятие 37 (62) Формирование грамматического строя речи
Г с м а: МОЯ КВАРТИРА. ПРЕДЛОГ ЧЕРЕЗ
Цели: учить составлять предложения со словами, обозначающими направление движения в сочетании с предлогом через; развивать мышление, память, внимание.
Оборудование: сюжетные картинки, схемы, мяч.
Ход занятия 1 Организационный момент.
- Сядет тот, кто составит предложение с любым «маленьким
словом» (предлог).
II. Закрепление изученного материала.
•Постановка цели занятия.
- Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться составлять предложения с «маленькими словами» (предлогами).
- Назовите «маленькое слово» из составленного вами предложения.
(В, на, под, за, над, около, без, из, у, к, с, со, от.) Из составленных предложений выбирается наиболее распространенное (большее количество слов) и выкладывается схема этого предложения.
• Анализ выложенного предложения:
- Сколько слов в предложении?
- Назовите первое слово; третье; второе; четвертое.
- Назовите «маленькое слово».
- На каком месте в предложении оно стоит?
- Назовите главное слово в предложении. И т. д.
III. Физкультминутка. Игра «Доскажи словечко».
IV. Знакомство с предлогом через.
Составление предложения по демонстрируемому действию. К доске вызывается ребенок. Ему предлагается перепрыгнуть через кубик.
- Саша, прыгай через кубик.
- Что сделал Саша? Вызывается к доске другой ребенок.
- Вова, прыгай... кубик.
- Почему Вова не выполнил задание?
- Правильно, я сказала непонятно, пропустила «маленькое
слово».
Кто догадался, какое «маленькое слово» я пропустила? (Через.)
V. Составление предложений по сюжетным картинкам.
VI. Итог занятия.