Выделяют два типа организации психологической службы, разница между ними в том, где работает практический психолог: вне учреждения образования (в консультации, психологической центре, психологическом кабинете, при районных и городских отделах образования) или в самом учреждении образования.
Первый тип предполагает работу группы психологов при районном городском управлении образования. Психологи организуют циклы лекций для педагогов и родителей с целью повышения их психологических знаний, проводят для них консультации по вопросам обучения и воспитания детей, работают по запросам ОУ, проводят консультации, организуют семинары по проблемам возрастной, педагогической, социальной психологии личности и межличностного взаимодействия.
Пример: организация в нашем городе психологического консультативного центра «Мы вместе» (Постникова 24).
Второй тип предполагает работу психолога непосредственно в образовательной организации. Это позволяет психологу более основательно вникнуть в воспитательную ситуацию, узнать педагогов и детей, понять их взаимоотношения, вступить в контакт с родителями. Он имеет возможность сочетать изучение личности и поведения ребенка в реальных жизненных условиях с углубленным анализом его индивидуальных особенностей. Анализируя систему всех влияний на ребенка психолог получает оценку результативности своей деятельности (как претворяются в жизнь его советы и рекомендации, какие изменения произошли в школьной жизни в результате его деятельности. Этот тип в большей степени отвечает решению перспективной задачи ПС –максимальное содействие развитию каждого ребенка и предусматривает более активные формы деятельности практического психолога: психопрофилактику, формированию определенных личностных качеств, психокоррекцию, психологический тренинг.
|
|
Вывод: для развития психологической службы образования целесообразно сочетания этих двух типов, т.е взаимодействие психолога ОУ с психологами из районных кабинетов и центров.
Задание
Задание 1. Внимательно прочитайте и ознакомьтесь с материалом лекции.
Задание 2: Прочитайте статью Л. Цветковой «К проблеме содержания деятельности психологической службы в различных образовательных организациях». При прочтении обратите внимание на следующие моменты:
-какие автор обозначает модели профессиональной деятельности психолога в образовательной организации;
- какова цель каждого из этих направлений:
- какие цели работы психологической службы выделяются разными авторами;
- какие задачи ставятся перед психологической службой образовательной организации на современном этапе;
|
|
- почему сейчас остро стоит необходимость разработки единой концептуальной модели психологической службы в системе образования;
-о чем свидетельствуют полученные результаты проведенного исследования;
- какую модель деятельности школьной психологической службы предлагает автор;
-в чем содержание направлений деятельности педагога-психолога в рамках данной модели.
На основе ответов сделайте выводы и дополните ими содержание предлагаемой лекции.
Задание 3: представьте в виде таблицы характеристику моделей деятельности психолога в образовательной организации.
Выполненное задание необходимо мне выслать в ЛС до 12.00.