Виды и типы моделей психологических служб

Лекция 2

Модели деятельности психологической службы образования

План:

1. Понятие модель психологической службы

2. Виды моделей психологической службы

 

Положение о психологической службе образования обозначает лишь основные направления профессиональной деятельности психолога. Это общее в каждом конкретном учреждении образования приобретает особенные черты и становится единичным в случаях высокого уровня творчества и профессионального мастерства психолога. Психолог выполняет социальный заказ и оправдывает социальные ожидания педколлектива детского сада или школы, если он в состоянии осуществить психологическое обеспечение развития данного учреждения и личностей, его составляющих. Так возникают авторские модели психологических служб.

Итак, что это авторская модель, каким требованиям она должна отвечать, кто ее конструирует?

Под моделью деятельности психологической службы в образовательной организации понимается последовательность организационных форм рабо­ты педагога-психолога с участниками образовательного процесса (с воспитателями, родителями и детьми), обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса.

 

Схема построения модели службы:

1. Цель психологической службы (зависит от цели учреждения)

2. задачи психологической службы.

3. Теоретический подход.

4. Функционально-ролевое самоопределение психолога.

5. Приоритетные направления деятельности (в школе – развивающая, в армии – профилактика).

6. Содержание работы в рамках каждого из направлений деятельности (что диагностируете, консультируете, развитие, профилактика).

7. Приоритетные формы работы в рамках каждого из направлений.

8. Структура психологической службы.

9. Система взаимодействия службы с другими субъектами этого образовательного пространства (педагоги, администрация, логопеды, неврологи) с другими службами.

10.  Продукт (должно быть сформировано то-то и то-то).

 

Дополнительно!!!!

- кадровое обеспечение

- материально-техническое обеспечение.

- Этапы реализации данной модели.

Все это является составляющими компонентами рабочей программы педагога-психолога, на основании которой осуществляется вся его деятельность.

Виды  и типы моделей психологических служб.

Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог фактически ставит перед собой различные цели и занимает различные позиции по отношению к происходя­щему... Сложились различные модели деятельности психолога...

... модель определяется не столько квалификацией психолога (в рамках одной модели возможны разные уровни квалификации специ­алиста), сколько его профессиональной позицией, с одной стороны, зап­росом и позицией администрации — с другой.

В рамках концепции психологической службы образования можно выделить несколько вариантов модели ПС

Первая модель. Позиция психолога — «сторонний наблюдатель» за происходящим в образовательном учреждении, основная функция — кон­сультативная (информативная идиспетчерская).

Отстаивает права и интересы ребенка. Работает на «территории» своего каби­нета и ведет консультации по запросам с педагогами детьми и родителями... Психолог не ставит своейзадачей оказы­вать влияние ни на форму, ни на содержание того, что происходит как в рамках учебного процесса, так и в сфере сложившихся отноше­ний.

Позиция психолога — это позиция стороннего специалиста, от­стаивающего права и интересы ребенка.

Вторая модель. Позиция психолога — «фасилитатор» («тот, кто облегчает») взаимодействия других участников образователь­ного процесса, основные функции — диагностическая и кон­сультативная.

 К предыдущему функционалу добавляется: про­ведение диагностики детей разного возраста по запросам админист­рации образовательного учреждения..., посещение занятий по просьбе педагогов с целью выработки рекомендаций по работе с конкретными детьми. При высокой квалификации психолог становится главным участников педагогических консилиумов, рассматривающих пробле­мы успеваемости...

IIIТретья модель. Позиция психолога — «активное включение», основные функции — диагностическая, коррекционная и про­филактическая.

Включает в себя как обязательный компонент проведение обучающих семинаров и тренингов... Психолог ставит зада­чу изменить стереотипы поведения, способны и формы организации коммуникации учителя с учениками. При высокой квалификации пси­холог на групповых занятиях с детьми... формирует у них соответству­ющие их возрасту социальные умения, рассматривает проблемы,... дает им средства, позволяющие успешно справляться с проблемами...

Четвертая модель. Позиция психолога — «ведущий». Модель включает работу с педагогическими установками и позицией педагогических сотрудников и администрации ДОУ в целях обеспечения комплексного сопровождения образовательного процесса. Функции психолога — диагностическая, коррекционная, профилактическая и пропедевтическая.Модель включает в себя работу психолога с содержанием и способами профессиональной деятельности педагога. Его целью становится влияние на профессиональное сознание... в направлении формирования целостной педагогической позиции (цели, ценности, задачи, содержание и способы его реализации в конкретных технологиях), а также психологического сопровождения образователь­ных процессов. При высокой степени квалификации психолог, рабо­тающий в рамках этой модели, становится проводником идей транс­формации всех отношений... идеи уважения чести и достоинства каж­дого... развитие личности каждого...

Пятая модель. Позиция психолога — «исследователь». Объек­том исследования психолога является образовательный про­цесс, организуемый в соответствиями с целями и задачами раз­вития ребенка, вклада всех участников образовательного про­цесса в создание условий для развития ребенка. Функции психолога — диагностическая, профилактическая и пропедев­тическая, организационно-просветительская. Различные типы практико-ориентированных ис­следований... Объектом исследования является целостный учебно-воспитательный процесс… Направления деятельности и профессиональные цели, описанные в данном Положении, не обязывают психолога, работающего в образо­вании, выполнять их в полном объеме...

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: