Абсолютная и относительная истины

Истина не достигается сразу в готовом виде, она становится в процессе познания. Так, в науке исследование некоторой области движется от проблемы (потенциально-истинное знание – проблему надо суметь правильно поставить) к гипотезе (вероятно-истинное знание) и теории (достоверно-истинное знание).

Гносеология достаточно долго (вплоть до Г. В. Ф. Гегеля) исходила из предположения, что конечным результатом познания будет абсолютная истина – полное, исчерпывающее, совершенное и абсолютно верное знание о мире. Лишь постепенно на основе осмысления исторического опыта познавательной деятельности складывается вывод: абсолютная истина как исчерпывающее и завершенное знание об объекте недостижима. Познание будет не только бесконечно расширяться, втягивая в рассмотрение все новые области неисчерпаемой, меняющейся реальности, но и бесконечно углублять представление об объекте, открывая за его сущностью сущность более глубокого порядка.

В познании присутствует абсолютная истина на уровне отдельных положений – точное, верное и вечное отражение действительности. Такие абсолютные истины – это, во-первых, «истины факта», т. е. описания отдельных событий, которые имели место в прошлом и которые изменить уже нельзя, например: «Наполеон умер 5 мая 1821 г.».

Во-вторых, элементы абсолютной истины содержатся в фундаментальных законах науки, фиксирующих универсальные закономерности объективной реальности, а также в некоторых обобщающих выводах, например: «Атом имеет сложную структуру», «Организм имеет клеточное строение». В этом случае определяющее значение имеет неопровержимость абсолютной истины – она рассматривается как знание, которое может уточняться и дополняться, но не будет опровергнуто в дальнейшем развитии познания.          

В основном в познании мы имеем дело все же с относительной истиной – знанием не вполне точным, недостаточно полным, в целом правильным, но включающим в себя некоторые элементы заблуждения (причем мы не знаем, какие именно). В дальнейшем такое знание дополняется и уточняется, определяются способы и пределы его соответствия действительности.

Относительность истины связана также с тем, что истина всегда конкретна, получена для определенных условий, отображает определенные явления и процессы, а потому не полностью применима к другим условиям и объектам. Например, законы механики И. Ньютона, использующиеся в практических инженерных расчетах, являются относительной истиной, так как сформулированы для точечных масс и справедливы только для скоростей значительно меньше скорости света.

Относительные истины необходимы в познании: только формулируя их (и фиксируя, таким образом, то, что мы успели ухватить, понять о мире), уточняя и дополняя их в дальнейшем, мы продвигаемся к более глубокому и полному знанию о мире. Иначе говоря, фундаментальная гносеологическая значимость относительных истин заключается в том, что они – ступени роста, способы развития нашего знания.

Итак, в становлении познания тесно переплетены и играют собственную роль и абсолютная, и относительная истина. Поэтому в гносеологии критикуется как догматизм, признающий значимость только абсолютной истины (и превращающий поэтому любую достигнутую истину в догму, которую надо сохранять отныне и навсегда, независимо ни от чего), так и релятивизм, считающий любую истину относительной, вероятностной.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: