Методология как раздел гносеологии. Методология Нового времени

 

Гносеология – практически ориентированный раздел философии. Одной из ее задач всегда считалось совершенствование познавательной деятельности. Сложность процесса достижения истины, взаимодополняемость различных способов движения к ней определяют значимость исследования путей познания, правил, которым подчиняется его движение, процедур и операций познавательной деятельности. Философские направления, признающие объективность истины, разделяют убеждение в том, что «не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным». Поэтому важный раздел гносеологии – методология познания, т. е. учение о способах построения и развития системы знания.

Само понятие «метод» происходит от греческого meqodox – «путь» – и означает в широком смысле способ движения познания. Методологией называют не только учение о методах, но и саму совокупность методов познания той или иной предметной области. Можно говорить об этих двух значениях термина как о двух уровнях методологии: в исследовательской практике стихийно формируются, накапливаются приемы, технологии познавательной деятельности; затем они начинают анализироваться, систематизироваться, уточняться на основе философского понимания сущности и закономерностей познавательной деятельности. Методология как раздел философии – это обоснование и конструктивная критика наличных методов, выявление их возможностей и границ.

В гносеологии Нового времени начинает формироваться методология как учение о совершенствовании познавательного процесса в целом. Объектом методологии становится не только логическое рассуждение, но и опыт в самом широком смысле. Социально-культурной основой переориентации методологии было общее изменение эталонов познавательной деятельности. В этот период формируется идеал практически-ориентированного, полезного познания. Слова Ф. Бэкона «Человек умеет и может столько, сколько знает и понимает», «Знание и могущество человека совпадают» (или просто «Знание – сила») становятся идеологией эпохи. В результате формируется задача: обеспечить устойчивый рост знаний, найдя надежный метод познания.

Общая схема построения такого метода в ранней методологии заключалась в разложении процесса познания на как можно более элементарные шаги. Каждый переход от одного этапа к другому должен быть прояснен и подробно обоснован, все ранее допускавшиеся сомнительные переходы должны быть выявлены и подвергнуты критике. Это, по мнению первых методологов, уберегло бы нас в дальнейшем от ошибок и поспешных выводов.

Первыми методологическими разработками были индуктивный метод Ф. Бэкона, изложенный в работе «Новый Органон», и аналитический метод Р. Декарта, наиболее отчетливо представленный в работе «Рассуждение о методе». Общей чертой классической методологии является ее критическая направленность, идея о том, что традиционная наука использовала неправильные методы и потому содержит много сомнительного. Не случайно «Рассуждение о методе» начинается с призыва к критическому анализу имеющихся сведений и вывода о сравнительно небольшом количестве среди них по-настоящему полезных и достоверных знаний. Необходимо осознать, что мешает познанию, и бороться с предубеждениями, порождающими ошибки.   Ф. Бэкон специально рассматривает препятствующие познанию факторы, разделяя их на четыре группы: «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы площади», «идолы театра».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: