Конспект лекции
по дисциплине Б1.В.ОД.3 МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
(наименование дисциплины)
Лекция 7. Типичные ошибки и погрешности в мотивации и стимулировании персонала
Актуальность темы
Знание правил мотивирования сотрудников необходимо в работе менеджера.
Однако эти знания не предохраняют от неловких и деструктивных действий, к которым часто по разным причинам прибегает руководство различных организаций.
В результате персонал становится демотивированным к продуктивной деятельности, а коллектив оказывается на грани распада.
Поэтому совершенно необходимо знать наиболее типичные ошибки при мотивировании персонала.
Термин «Демотивация персонала» применяется в двух значениях.
1. Демотивация – это комплексная система наказания сотрудников за совершенные проступки во время работы или ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей.
2. Демотивация – действия и меры, в результате применения которых у персонала исчезает мотивация к эффективному труду и к продолжению работы на данном рабочем месте.
|
|
Демотивация – расхолаживание, отстраненность, внутренний саботаж, ежедневная тайная итальянская забастовка, наличие без присутствия, изображение без содержания, самосовершенствующееся корпоративное ИБД (Имитация Бурной Деятельности).
Демотивация – потеря интереса к деятельности, угасание произвольного внимания и концентрации на задаче, потеря желания действовать. Демотивацию можно описать как апатию, нежелание улучшать деятельность, равнодушие к результатам работы.
Наиболее распространенные действия, влияющие на развитие демотивации
Агрессивный стиль руководства,
деструктивная критика действий сотрудника,
игнорирование его идей и инициатив,
недоверие к сотруднику как к специалисту,
ущемление прав и несправедливость по отношению к сотруднику.
Внутренние причины демотивации
Установка на избегание неудач
Люди, у которых преобладает избегание, как правило, ориентированы на поиск ошибок и/или негатива, они нацелены на избегание рисков.
Формулировка избегания – «для того, чтобы не».
Примеры: Я работаю, чтобы не жить не хуже остальных. Надо не высовываться, чтобы не поручили лишнего.
Стратегия на избегание не позволяет человеку найти в себе ресурсы для инициативы, для активной коммуникации внутри организации.
Установка на результат
Людей, в большей степени ориентированных на результат, мотивирует высокая планка целей.
Люди результата имеют одно НО.
|
|
Добившись поставленных на входе целей, они начинают скучать и тухнуть.
Зачастую ставить себе новые цели им не так интересно, как принимать озвученный внешний вызов.
Им нужен внешний, значимый человек, который поставит новую планку. А очень часто в компании никто не озадачен данным вопросом.
Установка на выстроенные процедуры и пассивность
Некоторые сотрудники предпочитают использовать типовой путь или способ решения рабочей задачи. При этом готовность активно влиять на происходящее у них низкая.
Человек, сталкиваясь с трудностью, старается принять эту сложность и научиться жить с ней, а не менять сложившиеся обстоятельства.
Данная стратегия мешает человеку принять на себя ответственность за происходящее в компании и занять активную позицию.
ДЕЙСТВИЯ АДМИНИСТРАЦИИ, ДЕМОТИВИРУЮЩИЕ СОТРУДНИКОВ
Отсутствие системного подхода к мотивации персонала
Очень часто в компании материальной стимуляцей (оплатой труда) занимается одно подразделение (финансовая служба или бухгалтерия), нематериальной мотивацией (грамоты, плакаты, кубки, похлопывания по плечу и т.п.) занимается HR служба, а непосредственной мотивацией – руководители подразделений.
Цели у каждой службы свои, задачи свои. В результате усилия есть, а результата нет.
Вознаграждения и результаты не связаны никак, либо связаны так, что ни у кого нет сомнений в том, что не стоит или невозможно достичь тех результатов, за которые будет выплачено вознаграждение.
Недостижимые бонусы
Создание системы стимулирования с завышенными требованиями может демотивировать персонал.
Если руководство пытается навязать сотрудникам обязательства, за которые они не готовы нести ответственность, желаемый результат все равно не будет достигнут.
Подчеркивание руководителем собственного превосходства
Руководитель дает понять подчиненным, что они ему «не ровня», хотя он на самом деле ничем не лучше своих подчиненных, если не брать в расчет занимаемую должность.
Например, руководитель отпускает оскорбительные шутки в адрес подчиненных, а они, в силу занимаемого положения, не могут ответить ему тем же.
В любой момент любой сотрудник может получить оскорбительное замечание; разговор всегда ведется «сверху вниз».
Перед таким руководителем все сотрудники – и опытные, и новички – равны, а именно – равны нулю.
Внушение своим сотрудникам комплекса неполноценности
«Регулярно рассказывайте сотрудникам, что они "идиоты", "придурки", "лентяи" (ну в общем эти слова должны звучать эффектно), объясняйте, что их всех нашли на помойке, толку от них чуть, а расходы на них у компании огромные и взывайте к благодарности и личной преданности.
Обязательно рассказывайте, что ваша компания - лучшая и другой такой нет, чтобы для персонала делали так много. Обязательно рассказывайте о том, что на любое место в компании десятки претендентов».
Манера прятаться за должность
Руководитель как личность должен обладать авторитетом.
Кроме того, авторитетом обладает должность, которую он занимает.
Нравоучения типа «Ты – не руководитель. Вот я – руководитель. Когда будешь руководителем, тогда и будешь принимать решения» – говорят о том, что руководитель как личность авторитетом не обладает, а весь его авторитет держится на занимаемой должности.
Такая ситуация демотивирует сотрудников. Они выполняют распоряжения человека, которого не уважают.
«Право первой ночи»
Руководитель, пользуясь своим исключительным положением, присваивает все достижения своих сотрудников и представляет их как свои собственные.
|
|
Например, он использует в своем публичном выступлении материалы, которые подготовили ему подчиненные, и выдает все это исключительно за результаты собственного труда, а исполнителей даже не упоминает.
Сюда же относится навязывание руководителем своего соавторства в печатных трудах подчиненных.
«Если бы не высокое начальство»
Руководитель среднего звена, передавая приказ вышестоящего начальника собственным подчиненным, дает им понять, что он – «человек маленький», и сам выполняет чужую волю.
Тем самым он ставит себя на одну доску с подчиненными: «если бы не высокое начальство, я не стал бы вас беспокоить».
Таким путем можно довольно быстро разложить любой коллектив.