Во всех сферах жизни компании идёт разделение на «мы» и «они».
Имеют место постоянные попытки разговаривать с персоналом с позиции силы или с чувством «они обязаны», а чем обязаны, за что – объяснить никто не может.
Происходит параллельная жизнь – компания отдельно, персонал отдельно.
Нередко это сопровождается пренебрежительными высказываниями в адрес персонала.
Использование только материальной мотивации
«Использовать только материальную мотивацию так же эффективно, как топить камин деньгами: будет тепло ровно столько, на сколько у вас хватит денег.
При этом ваши расходы и результаты находятся не в прямо пропорциональной зависимости.
А когда у вас закончатся деньги, то выяснится, что любить вас вечно никто не обещал.
А если у кого-то еще появятся деньги?»
Мотивирование страхом
Страх – очень плохой мотиватор.
Никто не хочет идти на работу как на казнь, постоянно испытывая страх.
От такой работы сотрудник постарается избавиться при первой возможности.
Страх потерять действует лишь до тех пор, пока человек не почувствовал, что терять ему нечего.
Попытки внушить персоналу долговременный страх могут очень дорого обойтись компании.
Система мотивации перекошена в сторону наказаний
Например, у работника есть 100 причин, за которые его могут оштрафовать, и 2-3 причины, за которые его могут премировать.
Поэтому работнику проще что-то не сделать или вообще ничего не делать, чем приложить усилия и заработать премию.
Еще одно следствие этого - у работника возникает «синдром обреченности» - всё равно за что-то накажут.
«Дохлая кошка»
Попытки компенсировать неумение общаться с сотрудниками денежными выплатами обречены на провал.
Даже если сотрудник получает хорошие бонусы, он не простит пренебрежительного отношения и оскорблений.
К.И. Чуковский привел высказывание маленькой девочки: «Тетенька, а вы за тысячу рублей съели бы дохлую кошку?».
«Дохлую кошку» никто не хочет есть даже и за большие деньги.
Злопамятность
Часто возникают ситуации, когда нарушение фиксируется и постепенно формируется «досье» сотрудника (хотя бы и только в голове руководителя), в котором собирается многолетний негатив.
Чисто психологически плохое всегда регистрируется охотнее, чем хорошее.
Сотруднику часто напоминают о его ошибках и погрешностях, которые совершены давно, иногда много лет назад, чтобы подчеркнуть великодушие руководства, которое этого сотрудника «терпит».
В результате и сам сотрудник будет постоянно помнить давние обиды и ждать случая уйти.
Истерика сверху донизу
Руководитель среднего звена, получив «накачку» от вышестоящего начальства, не может высказывать при этом начальстве своих негативных эмоций, а «копит» их в себе.
Зато потом, обращаясь к собственным подчиненным, он выплескивает эти эмоции на них.
Таким образом, вместо мотивирования персонала он лишь заражает персонал собственной истерикой.
Такой эффект бывает в том случае, когда управление воспринимается как среда для проявления садомазохистских отношений.
Необдуманные новации
Всё, что внедряется, изменяется, делается без должной подготовки, анализа ситуации в компании, анализа функции, апробации и оценки последствий не сиюминутных, а отложенных во времени.
Компания внедряет нечто модное, дающее результаты мгновенно, а то и вообще панацею от всех HR проблем (такие тоже продаются некоторыми консультантами), и часто компании становится еще хуже «от опечатки».
Когда в организации постоянно происходит «перестройка ради перестройки», это становится бедствием для персонала.
Пренебрежение личным вкладом сотрудников
Компании делают чрезмерный уклон на коллективные подходы, команды и прочее.
Ищутся командные игроки, вознаграждаются командные усилия, весь упор сделан на команду, забывая, что основа любой компании, её движущая сила – личность.
А личности строем не ходят, а если ходят то очень плохо или делают вид, что ходят.
Частая смена «правил игры»
Показатели премирования пересматриваются чуть ли не каждый месяц, иногда уже в середине, а то и в конце отчетного периода.
Постоянно меняются формы отчетности, по которым происходит премирование, и вводятся новые правила их ведения.
Не удивительно, что в этой ситуации персонал не проявляет особого рвения.
«Докажи, что не верблюд»
Сотрудник, чтобы доказать свое право на получение бонуса, должен составлять громоздкие отчеты, составление которых по трудоемкости сравнимо с самой дополнительной работой, за которую предлагается бонус.
В этом случае велика вероятность того, что сотрудник махнет рукой и на бонус, и на отчеты.
«После дождичка в четверг»
Бонус, который полагается сотруднику, выплачивается с большой задержкой – в конце финансового года, а то и в следующем году, причем сроки выплаты этого бонуса многократно переносятся.
Такой бонус не стимулирует сотрудника, потому что расценивается им как чистое издевательство.
План – одно, жизнь – другое
Формально сотрудник действует, исходя из составленного и утвержденного плана.
Фактически, из-за плохой организации труда, он вынужден выполнять массу всевозможных поручений, никак не отраженных в плане.
В результате план либо выполняется чисто формально, либо не выполняется вовсе, а сотрудник проникается убеждением, что он работает даром.
Превращение рабочего дня сотрудника в испытание
Принуждение сотрудника к написанию объяснительных при опоздании на работу на 5-10 минут.
Опоздавший сотрудник вынужден вести неприятные разговоры со службой безопасности, с Директором по персоналу.
Наказание в виде лишения оплаты за весь день при незначительном опоздании на работу.
Долгие оперативные совещания в начале каждого рабочего дня, на которых сотрудники должны отчитываться о том, что делали вчера, и докладывать, что намерены делать сегодня.






