Во всех сферах жизни компании идёт разделение на «мы» и «они».
Имеют место постоянные попытки разговаривать с персоналом с позиции силы или с чувством «они обязаны», а чем обязаны, за что – объяснить никто не может.
Происходит параллельная жизнь – компания отдельно, персонал отдельно.
Нередко это сопровождается пренебрежительными высказываниями в адрес персонала.
Использование только материальной мотивации
«Использовать только материальную мотивацию так же эффективно, как топить камин деньгами: будет тепло ровно столько, на сколько у вас хватит денег.
При этом ваши расходы и результаты находятся не в прямо пропорциональной зависимости.
А когда у вас закончатся деньги, то выяснится, что любить вас вечно никто не обещал.
А если у кого-то еще появятся деньги?»
Мотивирование страхом
Страх – очень плохой мотиватор.
Никто не хочет идти на работу как на казнь, постоянно испытывая страх.
От такой работы сотрудник постарается избавиться при первой возможности.
|
|
Страх потерять действует лишь до тех пор, пока человек не почувствовал, что терять ему нечего.
Попытки внушить персоналу долговременный страх могут очень дорого обойтись компании.
Система мотивации перекошена в сторону наказаний
Например, у работника есть 100 причин, за которые его могут оштрафовать, и 2-3 причины, за которые его могут премировать.
Поэтому работнику проще что-то не сделать или вообще ничего не делать, чем приложить усилия и заработать премию.
Еще одно следствие этого - у работника возникает «синдром обреченности» - всё равно за что-то накажут.
«Дохлая кошка»
Попытки компенсировать неумение общаться с сотрудниками денежными выплатами обречены на провал.
Даже если сотрудник получает хорошие бонусы, он не простит пренебрежительного отношения и оскорблений.
К.И. Чуковский привел высказывание маленькой девочки: «Тетенька, а вы за тысячу рублей съели бы дохлую кошку?».
«Дохлую кошку» никто не хочет есть даже и за большие деньги.
Злопамятность
Часто возникают ситуации, когда нарушение фиксируется и постепенно формируется «досье» сотрудника (хотя бы и только в голове руководителя), в котором собирается многолетний негатив.
Чисто психологически плохое всегда регистрируется охотнее, чем хорошее.
Сотруднику часто напоминают о его ошибках и погрешностях, которые совершены давно, иногда много лет назад, чтобы подчеркнуть великодушие руководства, которое этого сотрудника «терпит».
В результате и сам сотрудник будет постоянно помнить давние обиды и ждать случая уйти.
|
|
Истерика сверху донизу
Руководитель среднего звена, получив «накачку» от вышестоящего начальства, не может высказывать при этом начальстве своих негативных эмоций, а «копит» их в себе.
Зато потом, обращаясь к собственным подчиненным, он выплескивает эти эмоции на них.
Таким образом, вместо мотивирования персонала он лишь заражает персонал собственной истерикой.
Такой эффект бывает в том случае, когда управление воспринимается как среда для проявления садомазохистских отношений.
Необдуманные новации
Всё, что внедряется, изменяется, делается без должной подготовки, анализа ситуации в компании, анализа функции, апробации и оценки последствий не сиюминутных, а отложенных во времени.
Компания внедряет нечто модное, дающее результаты мгновенно, а то и вообще панацею от всех HR проблем (такие тоже продаются некоторыми консультантами), и часто компании становится еще хуже «от опечатки».
Когда в организации постоянно происходит «перестройка ради перестройки», это становится бедствием для персонала.
Пренебрежение личным вкладом сотрудников
Компании делают чрезмерный уклон на коллективные подходы, команды и прочее.
Ищутся командные игроки, вознаграждаются командные усилия, весь упор сделан на команду, забывая, что основа любой компании, её движущая сила – личность.
А личности строем не ходят, а если ходят то очень плохо или делают вид, что ходят.
Частая смена «правил игры»
Показатели премирования пересматриваются чуть ли не каждый месяц, иногда уже в середине, а то и в конце отчетного периода.
Постоянно меняются формы отчетности, по которым происходит премирование, и вводятся новые правила их ведения.
Не удивительно, что в этой ситуации персонал не проявляет особого рвения.
«Докажи, что не верблюд»
Сотрудник, чтобы доказать свое право на получение бонуса, должен составлять громоздкие отчеты, составление которых по трудоемкости сравнимо с самой дополнительной работой, за которую предлагается бонус.
В этом случае велика вероятность того, что сотрудник махнет рукой и на бонус, и на отчеты.
«После дождичка в четверг»
Бонус, который полагается сотруднику, выплачивается с большой задержкой – в конце финансового года, а то и в следующем году, причем сроки выплаты этого бонуса многократно переносятся.
Такой бонус не стимулирует сотрудника, потому что расценивается им как чистое издевательство.
План – одно, жизнь – другое
Формально сотрудник действует, исходя из составленного и утвержденного плана.
Фактически, из-за плохой организации труда, он вынужден выполнять массу всевозможных поручений, никак не отраженных в плане.
В результате план либо выполняется чисто формально, либо не выполняется вовсе, а сотрудник проникается убеждением, что он работает даром.
Превращение рабочего дня сотрудника в испытание
Принуждение сотрудника к написанию объяснительных при опоздании на работу на 5-10 минут.
Опоздавший сотрудник вынужден вести неприятные разговоры со службой безопасности, с Директором по персоналу.
Наказание в виде лишения оплаты за весь день при незначительном опоздании на работу.
Долгие оперативные совещания в начале каждого рабочего дня, на которых сотрудники должны отчитываться о том, что делали вчера, и докладывать, что намерены делать сегодня.