Система средств обучения географии

План:

Значение и функции средств обучения.

Классификация средств обучения.

Требования к  средствам обучения.

Электронно-вычислительная техника в обучении географии.

Работа со статистическими показателями.

Географические картины и работа с ними.

Кабинет географии.

Значение и функции средств обучения.

    Средства обучения представляют собой многогранный учебный комплекс, функционирующую систему, подчиненную определенной структуре.

 Систематическая работа со средствами обучения является важным условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

 Средства обучения выполняют разные функции, направленные на стимулирование, активизацию познавательной деятельности, на развитие интереса и мышления, других качеств личности.

 Основные дидактические воспитывающие и развивающие функции средств обучения:

1.Функия наглядности.

Наглядность обогащает круг географических представлений учащихся, делает обучение более доступным, развивает наблюдательность, мышление и познавательные способности детей, помогает более глубокому усвоению учебного материала.

2.Функция дополнения, расширения и углубления знаний учащихся об изучаемых географических объектах и явлениях.

Средства обучения используются в качестве источника знаний. В географии основу знаний составляют:

-географические представления;

-географические понятия;

-закономерности и причинно-следственные связи.

 Образы, сформированные с помощью разных средств обучения, есть обобщенные представления. Обобщенные представления соответствуют общим понятиям.

3.Функция обеспечения операционной деятельности учащихся.

 Эта функция проявляется в процессе формирования практических умений и навыков:

-съемки местности,

-ориентирования на местности,

-работы со статистическими материалами.

 Совокупность действий, выполняемых в ходе практических работ, представляет операционную деятельность.

4.Функция управления учебно-познавательной деятельностью.

 В зависимости от выбранного метода, учитель целенаправленно использует и средства, воздействуя на аналитико-синтетическую деятельность.

5.Функция управления учебно-воспитательным процессом.

 Учащиеся просматривают фильм и отвечают на вопросы. Учитель ориентирует деятельность.

6.Функция воспитывающая.

7.Функция развивающая, учащиеся наблюдают, выделяют главное, анализируют.

 Например, домашнее задание «Восточно-Европейская равнина» и «Западно Сибирская  низменность», учащиеся устанавливают сходства и различия.

Средства обучения в процессе изучения позволяют:

-конкретизировать глубину, логику раскрытия учебного материала,

-обеспечить учебный процесс источниками знаний и средствами выполнения практических работ,

-сделать обучение  более  образным и ярким,

-руководить познавательной мыслительной деятельностью,

-учитывать воспитывающее воздействие обучения на формирование личности школьника.

Классификация средств обучения.

Представим две классификации:

1. С.Г. Шапаваленко  (как эталон для всех школьных предметов).

2. В.П. Голова (по географии).

Средства, обеспечивающие операционную деятельность учащихся (формирование практических умений)

Средства для анализа и воспроизведения географических явлений
Приборы (метеорологические, гидрологические, угломерные
Средства для измерительных работ
Инструменты и приспособления для линейных измерений

 


Выделяют информационные средства обучения (учебно-методические пособия для учителя, научная литература, словари, справочники, инструктивные материалы):

- учебные пособия для учащихся (учебники, книги для чтения, тетради на печатной основе, сборники для самостоятельных работ, раздаточный дидактический материал);

- наглядные средства обучения (Натуральные объекты в природе, гербарии, коллекции, чучела, образцы горных пород). (Средства воспоизвдящие объекты и явления, картины, таблицы, фотографии, диски, Кино и видеофильмы);

- технические средства (компьютеры, интерактивные доски, видиомагнитофоны)

-натуральные объекты служат образованию непосредственных представлений;

-служат формированию конкретных представлений;

-служат развитию воображения, раскрывают сущность и структуру объектов и явлений, особенности пространственного размещения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: