I. формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
II. формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
· создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
· способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект
· воспитание системы межличностных отношений;
Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Задачи:
· Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
· Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
|
|
· Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
· Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
· Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Описание ценностных ориентиров содержания курса «Логика»
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Логика»
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Логика»
В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
· определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
· в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
|
|
· определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
· проговаривать последовательность действий;
· учиться высказывать свое предположение (версию);
· учиться работать по предложенному педагогом плану;
· учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
· учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
· учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
· учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
· учиться выражать свои мысли;
· учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
· овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
1. сравнивать предметы по заданному свойству;
2. определять целое и часть;
3. устанавливать общие признаки;
4. находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
5. определять последовательность действий;
6. находить истинные и ложные высказывания;
7. наделять предметы новыми свойствами;
8. переносить свойства с одних предметов на другие.
Содержание программы
Класс
· Свойства, признаки и составные части предметов (6 часов)
Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.
· Действия предметов (8 часов)
Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.
· Элементы логики (5 часов)
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».
· Сравнение (3 часа)
Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.
· Комбинаторика (2 часа)
Хаотичный и систематический перебор вариантов.
· Развитие творческого воображения (4 часа)
Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.
· Практический материал (3 часа)
Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.
Тематическое планирование
Класс
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | В том числе теория | В том числе практика | Конт- роль | |||||||
1. | Вводный тест. | 1 |
| 1 | Тест №1 | |||||||
2. | Сравнение предметов по свойству. | 1 |
| 1 | ||||||||
3. | Целое и часть. | 1 |
| 1 | ||||||||
4. | Знакомство с отрицанием (термин не вводится). | 1 | 1 |
| ||||||||
5. | Признаки предметов. | 1 |
| 1 | ||||||||
6. | Признаки предметов и значение признаков. | 1 |
| 1 | ||||||||
7. | Обобщение по признаку. | 1 |
| 1 | ||||||||
8. | Закономерности в значении признаков у серии предметов. | 1 |
| 1 Исследование | ||||||||
9. | Описание последовательности действий. | 1 |
| 1 | ||||||||
10. | Логические упражнения. | 1 |
| 1 Викторина |
| |||||||
11. | Последовательность действий и состояний в природе. | 1 |
| 1 |
| |||||||
12. | Целое действие и его части. | 1 |
| 1 |
| |||||||
13. | Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов. | 1 |
| 1 |
| |||||||
14. | Комбинаторика. Систематический перебор вариантов. | 1 | 1 |
|
| |||||||
15. | Одно действие, применяемое к разным предметам. | 1 |
| 1 |
| |||||||
16. | Промежуточный тест. | 1 |
| 1 | Тест №2 | |||||||
17. | Функции предметов. | 1 |
| 1 С использованием мультимедиа |
| |||||||
18. | Логическая операция «и».
| 1 |
| 1 |
| |||||||
19. | Выделение главных свойств предметов. | 1 |
| 1 Исследование |
| |||||||
20. | Закономерность в расположении фигур и предметов. | 1 |
| 1 |
| |||||||
21. | Закономерность в расположении фигур и предметов. | 1 |
| 1 Семинар |
| |||||||
22. | Упорядочивание серии предметов по разным признакам. | 1 |
| 1 |
| |||||||
23. | Последовательность событий. | 1 |
| 1 |
| |||||||
24. | Высказывания. | 1 | 1 |
|
| |||||||
25. | Истинные и ложные высказывания. | 1 |
| 1 |
| |||||||
26. | Комбинаторика. Расстановки и перестановки. | 1 | 1 | 1 |
| |||||||
27. | Задачи-шутки (на внимание и логические рассуждения). | 1 |
| 1 |
| |||||||
28. | Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами. | 1 |
| 1 |
| |||||||
29. | Перенос свойств с одних предметов на другие. | 1 |
| 1 Конкурс |
| |||||||
30. | Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов. | 1 |
| 1 Исследование |
| |||||||
31. | Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции. | 1 |
| 1 |
| |||||||
32. | Часть-целое (в действиях). | 1 |
| 1 |
| |||||||
33. | Итоговый тест. | 1 |
| 1 | Тест №3. | |||||||
34. | Работа над ошибками. Итоговое занятие. | 1 |
| 1 |
| |||||||
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Логика» во втором классе
В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
· учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
· учиться выражать свои мысли, аргументировать;
· овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
· учиться отличать факты от домыслов;
· овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
· формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
· овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
|
|
· перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
· находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
1. учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
2. развивать доброжелательность и отзывчивость;
3. развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
a) применять правила сравнения;
b) задавать вопросы;
c) находить закономерность в числах, фигурах и словах;
d) строить причинно-следственные цепочки;
e) упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
f) находить ошибки в построении определений;
g) делать умозаключения.
Содержание программы
Класс
· Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)
Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.
· Сравнение (6 часов)
Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.
· Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)
Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.
· Комбинаторика (4 часа)
Перестановки. Размещения. Сочетания.
· Элементы логики (7 часов)
Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.
· Развитие творческого воображения (2 часа)
Создание собственных картин «Игра с закономерностями».
· Практический материал (3 часа)
Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.