Познавательный аспект

I. формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;

II. формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект

· создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

· способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект

· воспитание системы межличностных отношений;

Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

 

Задачи:

· Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

· Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

· Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

· Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».

· Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Описание ценностных ориентиров содержания курса «Логика»

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Логика»

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Логика»

В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

· определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

· в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

· определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

· проговаривать последовательность действий;

· учиться высказывать свое предположение (версию);

· учиться работать по предложенному педагогом плану;

· учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

· учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

· учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

· учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

· учиться выражать свои мысли;

· учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

· овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

1. сравнивать предметы по заданному свойству;

2. определять целое и часть;

3. устанавливать общие признаки;

4. находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

5. определять последовательность действий;

6. находить истинные и ложные высказывания;

7. наделять предметы новыми свойствами;

8. переносить свойства с одних предметов на другие.

Содержание программы

Класс

· Свойства, признаки и составные части предметов (6 часов)

Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.

· Действия предметов (8 часов)

Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.

· Элементы логики (5 часов)

Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».

· Сравнение (3 часа)

Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.

· Комбинаторика (2 часа)

Хаотичный и систематический перебор вариантов.

· Развитие творческого воображения (4 часа)

Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.

· Практический материал (3 часа)

Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.

Тематическое планирование

Класс

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе теория

В том числе практика

Конт- роль

1.

Вводный тест.

1

 

1

Тест №1

2.

Сравнение предметов по свойству.

1

 

1

 

3.

Целое и часть.

1

 

1

 

4.

Знакомство с отрицанием (термин не вводится).

1

1

 

 

5.

Признаки предметов.

1

 

1

 

6.

Признаки предметов и значение признаков.

1

 

1

 

7.

Обобщение по признаку.

1

 

1

 

8.

Закономерности в значении признаков у серии предметов.

1

 

1 Исследование

 

9.

Описание последовательности действий.

1

 

1

 
10.

Логические упражнения.

1

 

1

Викторина

 

11.

Последовательность действий и состояний в природе.

1

 

1

 

12.

Целое действие и его части.

1

 

1

 

13.

Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов.

1

 

1

 

14.

Комбинаторика. Систематический перебор вариантов.

1

1

 

 

15.

Одно действие, применяемое к разным предметам.

1

 

1

 

16.

Промежуточный тест.

1

 

1

Тест №2

17.

Функции предметов.

1

 

1 С использованием мультимедиа

 

18.

Логическая операция «и».

1

 

1

 

19.

Выделение главных свойств предметов.

1

 

1 Исследование

 

20.

Закономерность в расположении фигур и предметов.

1

 

1

 

21.

Закономерность в расположении фигур и предметов.

1

 

1

Семинар

 

22.

Упорядочивание серии предметов по разным признакам.

1

 

1

 

23.

Последовательность событий.

1

 

1

 

24.

Высказывания.

1

1

 

 

25.

Истинные и ложные высказывания.

1

 

1

 

26.

Комбинаторика. Расстановки и перестановки.

1

1

1

 

27.

Задачи-шутки (на внимание и логические рассуждения).

1

 

1

 

28.

Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами.

1

 

1

 

29.

Перенос свойств с одних предметов на другие.

1

 

1

 Конкурс

 

30.

Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов.

1

 

1 Исследование

 

31.

Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции.

1

 

1

 

32.

Часть-целое (в действиях).

1

 

1

 

33.

Итоговый тест.

1

 

1

Тест №3.

34.

Работа над ошибками. Итоговое занятие.

1

 

1

 

                     

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Логика» во втором классе

В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

· учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

· учиться выражать свои мысли, аргументировать;

· овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

· учиться отличать факты от домыслов;

· овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

· формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

· овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

· перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;

· находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

1. учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

2. развивать доброжелательность и отзывчивость;

3. развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

a) применять правила сравнения;

b) задавать вопросы;

c) находить закономерность в числах, фигурах и словах;

d) строить причинно-следственные цепочки;

e) упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;

f) находить ошибки в построении определений;

g) делать умозаключения.

 

Содержание программы

Класс

· Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)

Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.

· Сравнение (6 часов)

Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.

· Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)

Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.

· Комбинаторика (4 часа)

Перестановки. Размещения. Сочетания.

· Элементы логики (7 часов)

Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.

· Развитие творческого воображения (2 часа)

Создание собственных картин «Игра с закономерностями».

· Практический материал (3 часа)

Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: