Источник: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др.] – 13-е изд., перерабо. – М.: Просвещение
Класс | Раздел/Тема | Комментарии | ||
5 класс | Глагол | На изучение данной темы в 5 классе отводится 35ч. Изучение глагола продолжится в 6 классе (36ч), поэтому часть тем, которые не были пройдены, могут быть перенесена в следующий класс. Количество часов в 6 классе на изучение раздела «Глагол» может быть также увеличено за счет сокращения часов на повторение и систематизацию изученного в конце года. | ||
Повторение и систематизация изученного в 5 классе | На повторение отводится 7 часов. Этот раздел можно а)сократить до минимума; б) перенести часть часов в 6 класс, тем самым увеличив количество часов на повторение изученного в начале года. | |||
6 класс | Глагол | На изучение данной темы в 6 классе отводится 36 ч. Темы, на которые было сокращено количество часов, могут быть рассмотрены в 7 классе перед изучением раздела «Причастие» и «Деепричастие». | ||
Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах. Культура речи | На повторение отводится 12 ч. Можно сократить количество часов, так как в начале 7 класса все, что было изучено в 5-6 классах, повторяется в течение 14 ч. В рамках повторение рекомендуется взять только те темы, которые были усвоены не в полном объеме. | |||
7 класс
| «Частица» (22ч), «Междометие» (4) | Данные темы завершают изучение морфологии на уровне основного общего образования. Если на изучение этих тем было сокращено количество часов, то стоит в начале 8 класса обратиться к ним снова. В первую очередь рассмотреть орфографические нормы, связанные с правописанием частиц и междометий. | ||
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах. | На повторение отводится 24 ч. Можно сократить количество часов. | |||
8 класс | Слова, грамматически не связанные с членами предложения 1) обращения (4ч); вводные и вставные конструкции (7ч); чужая речь (7ч) | Можно сократить количество часов на изучение этого раздела в 8 классе, так как а) обращение, например, изучалось в 5 классе; б) в начале 9 класса обращению, вводным словам и конструкциям отводится специальные часы в рамках повторения изученного в 5-8 классах. | ||
Повторение и систематизация изученного в 8 классе | На повторение отводится 6 ч. Можно сократить количество часов. |
Примечание
По программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. в указанное количество часов входят часы на развитие речи. Часть этого времени можно сократить, тем самым сохранить часы на освоение теоретического содержания раздела «Глагол».
|
|
Предметная линия учебников Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской и др.
Источник: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др.] – 13-е изд., переработ. – М.: Просвещение
Класс | Раздел/Тема | Комментарии |
5 класс | Синтаксис и пунктуация | На изучение данного раздела отводится 40 ч. Можно сократить количество часов, так как данный курс носит пропедевтический характер. Основной курс начнется с 8 класса. Кроме этого синтаксис будет изучаться в 6 классе. |
6 класс | Глагол | На изучение глагола отводится 31 ч. В рамках этой темы дается основное содержание. Если пришлось сократить количество часов на изучение, то их можно восполнить в 7 классе в рамках изучения раздела «Причастие» и «Деепричастие». |
Синтаксис, пунктуация, культура речи | На изучение синтаксиса отводится 18 ч. Можно сократить количество часов, так как в 6 классе даются первоначальные сведения о союзных и бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях (основной курс будет в 9 классе). Кроме этого, материал строится на том, что уже известно учащимся с 5 класса. | |
7 класс | «Союз» (20) «Частица» (15ч) | Данные темы завершают изучение морфологии на уровне основного общего образования. Можно сократить количество часов на освоение этих разделов. Если на изучение частиц были сокращены часы, то стоит в начале 8 класса повторить этот раздел. В первую очередь рассмотреть орфографические нормы, связанные с правописанием частиц. Союзы будут изучаться в 9 классе в рамках освоения разделов «Сложносочиненные предложения» и «Сложноподчиненные предложения». |
8 класс | Предложения с обособленными членами | на изучение данного раздела отводится 20 ч. Часть материала была изучена в III четверти. Желательно сохранить количество часов, отведенных на изучение уточняющих, поясняющих, присоединительных обособленных членов, из смысловых и интонационных особенностей, потому что в 9 классе к этому материалу не возвращаются, если только в рамках повторения изученного. |
Обращения, вводные конструкции | На изучение данного раздела отводится 14 ч. Можно сократить количество часов, так как информация для учащихся известна, потому что обращение, изучалось в 5 классе, а вводные слова - в 6. В конце 9 класса отведено 10 часов на повторение, часть этого времени можно перенести в начало года и повторить те темы, на которые было сокращено количество часов. | |
Способы передачи чужой речи | На изучение данного раздела отводится 7 ч. Можно сократить количество часов, так как информация для учащихся известна, потому что способы передачи чужой речи изучались в 5 классе, а следовательно, на протяжении 5-8 классов шло обращение к этой теме в упражнениях. |
Примечание
Программа к учебникам Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской и др. не предполагает выделение тем как на повторение изученного в предыдущем классе (начало года), так и на повторение и систематизацию изученного в конце года. Это связано с тем, что материал курса предполагает постоянное обращение к тому, что уже изучено учащимися. Если рабочая программа учителя проектируется в соответствии с программой авторов учебника, рекомендуем в каждом классе в начале года включить тему «Повторение изученного в … классе» и взять только те темы, которые были пройдены не полном объеме.