Предметная линия учебников под ред. Е.А. Быстровой

Источник: Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. – М.: ООО «Русское слово – учебник» 

 

Класс Раздел/Тема Комментарии

5 класс

Глагол   На изучение данного раздела в 5 классе отводится 25 ч. Изучение глагола продолжится в 6 классе (15ч), поэтому часть тем, которые не успели пройти, может быть перенесена в следующий класс. Тем более в 6 классе предполагается изучение тех же самых тем, что и 5 классе, например, спряжение глаголов, безличные глаголы, наклонение глаголов.
Повторение изученного На повторение отводится 6 часов. Этот раздел можно: а) сократить до минимума; б) в 6 классе - увеличить количество часов на повторение изученного в 5 классе.

6 класс

Наречие На изучение данной темы в 6 классе отводится 32ч. Темы, на которые было сокращено количество часов, могут быть рассмотрены в 7 классе перед изучением раздела «Деепричастие».
Повторение изученного На повторение выделено 8ч. Можно сократить количество часов, так как в начале 7 класса на повторение изученного в 5-6 классах отводится 8 ч. В рамках повторение рекомендуется взять только те темы, которые в 6 классе были усвоены не в полном объеме.
7 класс «Союз» (14) «Частица» (17ч) Междометия и звукоподражательные слова (3ч) Данные темы завершают изучение морфологии на уровне основного общего образования. Если на изучение этих тем было сокращено количество часов, то стоит в начале 8 класса обратиться к ним снова. В первую очередь рассмотреть орфографические нормы, связанные с правописанием союзов, частиц и междометий. Союзы будут изучаться в 9 классе в рамках освоения разделов «Сложносочиненные предложения» и «Сложноподчиненные предложения», поэтому на их повторение будет отведено специальное время.

8 класс

Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности На освоение этой темы отведено 20 ч. Можно сократить количество часов на изучение причастные и деепричастные оборотов, так как они изучались в 7 классе, и, желательно, сохранить количество часов, отведенных на изучение уточняющих, поясняющих, присоединительных обособленных членов, потому что в 9 классе к этому материалу не возвращаются, если только в рамках повторения изученного.
Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями Отводится 9 ч. Можно сократить количество часов, а в начале 9 класса во время повторения изученного в 5-8 классах вернуться к тем темам, которые были сокращены.

 

Общие рекомендации

1) При планировании русского языка на 2020-2021 учебный год необходимо проанализировать усвоение тем в предыдущем году. Сформировать список умений, которые усвоены менее 50% обучающихся. Сгруппировать эти умения и сформулировать темы, которые необходимо повторить в начале учебного года. Способы выявления таких умений:

а) с помощью стартовой диагностики;

б) самостоятельно, на основе тех тем, которые в предыдущем учебном году в IV четверти были сокращены из-за эпидемиологической ситуации и перехода на дистанционного обучение.

Один из вариантов корректировки программы на 2020-2021 учебный год

«Рабочая программа по русскому языку. 6 класс» (предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.)

1) Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Предметные результаты[1]:

· определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы;

· правописание глаголов (корней с чередованием е//и; использования ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с глаголами)

2) Тематический план с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы [2]

№ п/п Тема Содержание Кол-во часов

Повторение изученного в 5 классе (6+2)

1 Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов Повторение фонетического разбора слова. Устранение нарушения в произносительных норм в словах. Деление слов на группы: с разделительным Ъ и разделительным Ь. Буквы Е-И в корнях с чередованием 1
2 Части речи. Глагол Активизация знаний в области морфологии. Спряжение глагола 1
3 Глагол. Орфограммы в окончаниях слов Активизация изученных в 5 классе орфограммы, касающиеся написания окончаний слов. Личные окончания глагола, гласная перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола. 1
4-5 Развитие речи. Составление рассказа по картинкам   2
6 Орфографические нормы. Правописание глаголов Использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; слитное и раздельное написание НЕ с глаголами 1
7 Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания. Прямая речь. Диалог Активизация знаний в области синтаксиса словосочетания и простого предложения; в области синтаксиса, касающейся прямой речи и диалога. 1
8 Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений Активизация знаний в области синтаксиса сложного предложения 1

3) В русском языке большинство тем изучается на основе усвоенного материала. Поэтому следует сначала выделить время на повторение пройденного материала, чтобы на его базе сформировать новые умения. Например, при изучении темы «Причастие» и «Деепричастие» 1-2 урока посвятить повторению тем: «Глагол», «Имена прилагательные», «Наречие», выделив в них только те аспекты, которые необходимы для понимания темы «Причастие» или «Деепричастие» (например, спряжение глаголов, совершенный и несовершенный вид и т.п.)

 

Английский язык

Составитель: Соколова О.А.,
старший преподаватель
КГД ГАУ ЯО ИРО

В связи с особенностями дистанционного обучения рекомендуется проанализировать рабочие программы по английскому языку и при необходимости внести соответствующие корректировки в части содержания, например, объединить уроки в блоки, организовать дополнительное повторение или закрепление материала, другим образом распорядиться резервными уроками, а также рассмотреть возможность переноса части содержания на следующий учебный год. Для этого необходимо проанализировать, как осуществляется образовательная деятельность в дистанционном режиме в настоящее время: насколько все обучающиеся включены в процесс, насколько успешно достигаются запланированные результаты при большем объеме самостоятельной работы, с какими трудностями сталкиваются ученики и учитель в новом формате обучения, насколько доступна и эффективна обратная связь и т.д.

В этих условиях может возникнуть ситуация, когда запланированного в рабочей программе времени будет недостаточно для достижения заявленных результатов. Один из вариантов решения этой проблемы – перенести освоение последней запланированной в рабочей программе темы на следующий учебный год в полном объеме или частично.

Следует отметить, что в образовательных организациях Ярославской области используются разные линии УМК по английскому языку, входящие в Федеральный перечень учебников. Распределение тем в различных учебниках в течение года варьируется, и количество часов, отведенное авторами на изучение той или иной темы, тоже может быть разным. Поэтому настоящие рекомендации носят обобщенный характер.

Если на изучение темы отводится сравнительно небольшой объем времени, ее можно полностью перенести на следующий год, сократив количество часов на ее освоение. Если согласно рабочей программе изучение темы требует относительно большого периода времени, необходимо выделить элементы содержания, которые можно изучить в условиях дистанционного обучения, и те, которые желательно освоить в очном режиме. Например, для формирования лексических и грамматических навыков можно использовать самостоятельное изучение материалов учебника (правила, справочники, тренировочные упражнения), электронных ресурсов (видеоролики, готовые интерактивные упражнения, тесты). Материалы УМК и дополнительных электронных ресурсов позволяют также развивать различные умения чтения, понимания на слух иноязычной речи, подготовленного монологического высказывания и некоторых других умений.

Однако можно выделить ряд умений, которые требуют иных форм организации деятельности и развитие которых может быть затруднено в настоящих условиях обучения английскому языку. Например, это относится к умениям неподготовленной диалогической или монологической речи (требуется обратная связь, парные и групповые формы работы), умениям писать письменные высказывания с элементами рассуждения (требуется большая подготовительная работа, подробный анализ, обратная связь) и др. По этой причине целесообразно перенести темы, связанные с достижением этих результатов, на следующий учебный год.

       Некоторые УМК по английскому языку содержат специальные разделы в рамках каждой темы, посвященные подготовке к ГИА. Эти разделы также можно изучить в следующем году. Например, ОГЭ по английскому языку в этом году проводиться не будет, так что подготовку к экзамену лучше перенести на следующий учебный год.

Особая ситуация складывается для обучающихся 11 классов, для которых нет возможности переноса уроков. В этом случае рекомендуется выделить ключевые элементы содержания и скорректировать рабочую программу таким образом, чтобы сконцентрироваться только на этих элементах, а также повторении и обобщении пройденного. Если выпускник 11 класса сдает ЕГЭ по английскому языку, ему необходимо продолжать подготовку к экзамену. В дополнение к ранее рекомендованным электронным ресурсам и образовательным платформам следует использовать «Методические рекомендации для выпускников по самостоятельной подготовке к ЕГЭ. Английский язык», недавно опубликованные на сайте ФИПИ (https://fipi.ru/). Методические рекомендации содержат советы разработчиков КИМ и полезную информацию для организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ. В них дано описание структуры и содержания контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2020 года, приведен индивидуальный план подготовки к экзамену, указаны темы, на освоение / повторение которых целесообразно обратить особое внимание. Даны рекомендации по выполнению разных типов заданий, работе с открытым банком заданий ЕГЭ и другими дополнительными материалами, полезные ссылки на информационные материалы ФИПИ и Рособрнадзора.

Возможные варианты переноса тем на следующий учебный год на примере УМК Ваулиной Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык. АО «Издательство «Просвещение» («Английский в фокусе», Spotlight)

Класс Раздел/Тема Комментарии
5 класс Модуль 10. Каникулы (10 ч.)* Тема может быть полностью перенесена на следующий учебный год с сокращением часов, например, до 6-8 ч. На уроках можно обсуждать прошедшие летние каникулы и строить планы на будущие осенние/летние каникулы.
6 класс Модуль 10. Каникулы (10 ч.) Тема может быть полностью перенесена на следующий учебный год с сокращением часов, например, до 6-8 ч. На уроках можно обсуждать прошедшие летние каникулы и строить планы на будущие осенние/летние каникулы.
7 класс Модуль 10. Здоровый образ жизни (12 ч.) Тема может быть полностью перенесена на следующий учебный год с сокращением часов.
8 класс Модуль 8. Досуг и увлечения (12 ч.) Тема может быть полностью перенесена на следующий учебный год с сокращением часов.
9 класс Модуль 8. Трудности (12 ч.) Тема может быть полностью перенесена на следующий учебный год с сокращением часов.
10 класс Модуль 8. Научно-технический прогресс (12 ч.) Тема может быть полностью перенесена на следующий учебный год с сокращением часов.
11 класс Модуль 8. Путешествие по своей стране и за рубежом (12 ч.) Сократить количество часов на освоение этой темы, выделив те результаты, которые могут быть достигнуты в дистанционном режиме обучения: задания на развитие умений аудирования и чтения, формирование лексико-грамматических навыков, подготовленной речи. Организовать повторение и обобщение. Уделить внимание подготовке к ЕГЭ.

*указано примерное количество часов на освоение темы, оно может варьироваться в рабочих программах педагогов в зависимости от конкретных условий обучения



Немецкий язык

Составитель: Урывчикова Н.В.,
старший преподаватель
КГД ГАУ ЯО ИРО

 

Класс

Раздел/Тема

Комментарии

2 класс

Уроки 51-68 (темы варьируются в зависимости от УМК) Можно перенести на 3 класс, поскольку большинство уроков 4 четверти предполагают повторение. С этого же начинается курс в 3 классе

3 класс

Уроки 51-68 (темы варьируются в зависимости от УМК) Можно перенести на 4 класс, поскольку тематика 4 четверти (весенние праздники, погода) изучается и в 4-5 классах, а 5 уроков в конце 3 класса и 6 уроков в начале 4 класса предполагают повторение

4 класс

Уроки 51-68 (темы варьируются в зависимости от УМК) Можно перенести на 5 класс, поскольку тематика 4 четверти (свободное время, каникулы) изучается и в следующем классе, а 10 уроков в конце 4 класса и 8 уроков в начале 5 класса предполагают повторение

5 класс

Уроки 76-102 (темы варьируются в зависимости от УМК) Можно перенести на 6 класс, поскольку большая часть уроков 4 четверти посвящена повторению и развитию умений чтения, а эти умения могут развиваться и на материале 6 класса. На изучение лексического и грамматического материала 4 четверти можно отвести первые уроки повторения в 6 классе

6 класс

Уроки 76-102 (темы варьируются в зависимости от УМК) Можно перенести на 7 класс, поскольку 5 уроков в конце 4 четверти предполагают повторение, часть уроков посвящена развитию умений чтения и аудирования, а эти умения могут развиваться и на материале 7 класса. На изучение лексического и грамматического материала 4 четверти можно отвести первые уроки повторения в 7 классе

7 класс

Уроки 76-102 (темы варьируются в зависимости от УМК) Можно перенести на 8 класс, поскольку 4 урока в конце 4 четверти предполагают повторение, часть уроков посвящена изучению страноведческого материала и развитию умений чтения, а эти умения могут развиваться и на материале 8 класса. На изучение лексического и грамматического материала 4 четверти можно отвести первые уроки повторения в 8 классе

Учащимся 2-7 классов можно рекомендовать в период дистанционного обучения самостоятельно осваивать содержание видео-лекций Детского онлайн-университета Гёте-Института и выполнять задания к ним (https://kinderuni.goethe.de). Учитель может привязать аккаунты учеников к своему аккаунту и наблюдать за их прогрессом (инструкция на сайте НКЦ им. Гёте https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/eng/kin/kin/kin.html)

8 класс

Уроки 76-102 (темы варьируются в зависимости от УМК) Можно перенести на 9 класс, поскольку часть уроков в конце 4 четверти предполагает повторение, несколько уроков посвящены изучению страноведческого материала и развитию умений чтения, а эти умения могут развиваться и на материале 9 класса. На изучение лексического и грамматического материала 4 четверти можно отвести первые уроки повторения в 9 классе

9 класс

Уроки 76-102 (темы варьируются в зависимости от УМК) Можно перенести на 10 класс, поскольку 11 уроков в конце 4 четверти предполагают повторение, несколько уроков посвящены изучению страноведческого материала и развитию умений чтения, а эти умения могут развиваться и на материале 10 класса. На изучение лексического и грамматического материала 4 четверти можно отвести первые уроки повторения в 10 классе

10 класс

Уроки 76-102 (темы варьируются в зависимости от УМК) Можно перенести на 11 класс, поскольку 6 уроков в конце 4 четверти предполагают повторение, несколько уроков посвящены изучению страноведческого материала и развитию умений чтения и аудирования, а эти умения могут развиваться и на материале 11 класса. На изучение лексического и грамматического материала 4 четверти можно отвести первые уроки повторения в 11 классе

Учащимся 8-10 классов можно рекомендовать в период дистанционного обучения самостоятельно осваивать содержание видео-лекций Онлайн-университета для подростков Гёте-Института и выполнять задания к ним (https://junioruni.goethe.de). Учитель может привязать аккаунты учеников к своему аккаунту и наблюдать за их прогрессом (инструкция на сайте НКЦ им. Гёте https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/eng/kin/kin/kin.html)

11 класс

Учащимся 11 класса можно рекомендовать выполнение заданий вариантов КИМ ЕГЭ досрочного периода 2020 года по немецкому языку на сайте ФИПИ (https://fipi.ru/o-nas/novosti/varianty-yege-dosrochnogo-perioda-2020-goda#!/tab/180555775-12), а затем сравнить с ответами, когда они будут опубликованы, а также заданий на сайте «Решу ЕГЭ» (https://de-ege.sdamgia.ru)

       



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: