Наркомания среди молодежи

Среди причин, по которым наркотики так легко прижились в России безусловно самыми вескими являются следующие:

1)    Развал системы детских и молодежных организаций.

2)    Резкое изменение социального статуса - расслоение в обществе.

3)    Массированное влияние западной культуры и пропаганда западного стиля жизни.

4)    Ценностный кризис в обществе - потеря жизненных ценностей.

5)    Ослабление семейных связей (в частных случаях).

Все это привело к тому, что молодежь, а именно она - самая легко раскачиваемая часть общества, начинает употреблять наркотики.

Проблема детской и подростковой наркомании в России достигла катастрофических размеров: на сегодняшний день уже каждый второй школьник пробовал наркотики. Наркоманией, в первую очередь, оказываются задетыми низшие слои общества. Дети из малообеспеченных, пьющих семей, находящиеся без присмотра родителей, начинают в раннем возрасте употреблять алкогольные напитки, нюхают бензин, клей Момент и Резиновый, затем переходят на анашу, маковую соломку, балуются паркопаном, кетамином. Потом уже пробуют тяжелые наркотики, такие, как винт и подсаживаются... И если для них это способ уйти от окружающей их грязной действительности, то отпрыски богатых родителей начинают принимать наркотики ради крутизны. Запретный плод - сладок.

Как ни странно, для них низший слой является неким олицетворением свободы и безнаказанности, и они по-своему ему завидуют. Они невольно повторяют их действия и пытаются таким образом выделиться перед сверстниками. Богатые начинают с паркопана, анаши, экстази, затем переходят на героин, кокаин. К сожалению, в молодежной среде принимать наркотики сегодня стало модным, престижным и почти обязательным действием; но в подростковом возрасте наиболее актуальной является не уже сформировавшаяся наркомания, а различной степени стойкости злоупотребление наркотиками, обозначаемое как аддитивное поведение.[5]

 В литературе описано два типа такого поведения:

- полисубстантное (применение широкого спектра психотропных и токсических веществ, среди которых затем выбирается наиболее привлекательное);

- моносубстантное (применение только одного вещества, к которому имеется наилучший доступ). Риск возникновения и развития наркоманий при наличии аддитивного поведения (АП) по данным литературы колеблется в широких пределах (для опиатов это составляет от 19 до 42%).

Факторы риска можно разделить на три наиболее значимых и основных группы:

- социальные факторы - доступность вещества (или препарата); мода на него; влияние группы сверстников (самый значимый фактор); постоянные конфликты в семье, алкоголизм родителей, отсутствие должного внимания в семье, либо,напротив, чрезмерная опека;

- психологические факторы - личностный характер человека; привлекательность испытываемых ощущений и переживаний; низкая удовлетворенность жизнью; эмоциональный стресс в семье, учебном заведении, на работе;

- биологические факторы - изначальная толерантность; пути и природа употребляемого вещества (препарата); тяжело протекающий переходный возраст от 13-16 лет; отягощенную алкоголизмом или психическими заболеваниями наследственность.

Наиболее опасным из этих групп с точки зрения эпидемиологии является социальный фактор, в котором наиважнейшим этапом АП является этап групповой психической зависимости, когда потребность в употреблении наркотиков возникает немедленно, как только собирается своя компания. Здесь, как правило, еще отсутствует индивидуальная психическая зависимость, но чрезвычайно важным с эпидемиологической точки зрения является тот момент, что на этом этапе имеют значение существующие определенные общественные ритуалы применения наркотиков (такие, как один шприц для всех и общая посуда, деление дозы наркотика с товарищем, добавление своей крови для очистки и проверки качества наркотика и т.д.) - кровно связывающие всех вместе и позволяющие подросткам чувствовать себя не одинокими и нужными тем, кто вместе с тобой. При этом отказ от общего шприца может трактоваться исключительно как предательство своей компании, а не как элемент защиты собственного здоровья. В конечном счете, это может привести сперва к отказу в поддержании дружеских отношений с последующим изгнанием из команды, что очень болезненно воспринимается в подростковом возрасте и служит ведущей мотивировкой к совершению различных поступков (в том числе и криминального характера), с целью восстановления социального status quo.

О важности реакции группирования со сверстниками в организации профилактических мероприятий говорят и такие цифры (по данным опроса школьников): 45,4 % узнали о наркотиках в компании старших ребят, 34,6% - от сверстников.

Можно выделить следующие подростковые группы по АП:

а) территориальные - группирующиеся по месту учебы или месту жительства; б) деликвентные - т.е. объединенные не наказуемыми с точки зрения уголовного законодательства поступками и правонарушениями (как правило, мелким воровством или мелким хулиганством);

в) криминальные - объединенные действиями, аналогичными указанным в пункте (б), но подпадающими под уголовное законодательство.

Из трех указанных типов групп наибольшее эпидемиологическое значение имеют территориальные группы, в которых около 65-70 % подростков начинали злоупотреблять наркотиками. Злоупотребление наркотиками в этих группах ограничивается пускай и частыми, но все-таки отдельными эпизодами, еще не приведшими к сформировавшейся зависимости. Особое место среди групп АП занимают наркотические группы, по сути являющиеся следующим этапом объединения подростков, потребляющих наркотики. Обычно они формируются из людей с уже сформировавшейся зависимостью. Одной из задач таких групп является привлечь и удержать новичков. Различают первичные и вторичные наркоманические группы (НГ). В первичных НГ объединяющим фактором являлся и является наркотик, во вторичной – объединение происходило по иной причине, но в НГ остались только те, кто пристрастился к наркотикам. Около 60% вторичных НГ формируется из территориальных групп подростков с АП. НГ обычно немногочисленны, их объединяет добыча наркотиков, при надобности – их изготовление, переработка сырья, совместное употребление и иногда торговля. По данным статистики, подростки с АП, госпитализированные в наркологические и психиатрические стационары, принадлежали к следующим группам: - территориальные группы - 44 %; - наркоманические группы - 10 %; - одиночки (без принадлежности к группам) - 8 %; - случайные компании - 7 %; - деликвентные и криминальные группы - 1 %; - постоянный друг (соблазнитель) - 4 %; - гомосексуальные контакты - 4 %; - неясная принадлежность - 7 %;- неформальные группы - 15 %. Очень важным моментом в изучении и прогнозировании эпидемического роста ряда заболеваний (например, HIV и HBV), связанных с ранней наркоманией, является вид потребляемых наркотиков. В некоторых областях наиболее распространены марихуана, опийная группа (ханка) и медицинские препараты. Несомненно, что применяемые нарковещества определяют не только степень инфекционной опасности для самих потребителей, не только характер их поведения, но даже и взаимоотношения между самими потребителями наркотиков. Несомненно, что применение чистых наркотиков (к ним следует отнести синтетические и медицинские препараты) в определенной мере снижает риск инфицирования, равно как и наркотики, предназначенные для курения или таблетки (экстази). Вместе с тем здесь есть другой аспект проблемы. Как правило, все чистые, синтетические и медицинские препараты оказывают раскрепощающее действие, а также эффект повышения либидо и сексуальной потенции. Таким образом, в мотивацию потребителя нарковеществ вводится дополнительный мотиватор, связанный с его сексуальной потребностью. Особенно отчетливо это проявляется у женщин, что обусловлено чисто биологическими (обменными, физиологическими и т.д.) особенностями их организма. В последующем данный мотивирующий фактор целиком заменяется на мотивировку зависимости от препаратов и способствует тому, что женщина вынуждена заниматься проституцией для того, чтобы обеспечить себя постоянной дозой нарковещества. Грубые наркотики (типа ханка) оказывают резко тормозящее действие на потребителя, приводя к тому, что через 1,5-2 года сексуальная потребность у наркомана полностью пропадает. Пришедшая к нам с Запада новая танцевальная культура принесла к нам наркотики, и плохим тоном стало появляться на дискотеке без ЛСД или таблетки экстази.[11]

 Наркотики теперь можно купить везде: на рынках, в метро, дискотеках, школах, ВУЗах.. В наркотической субкультуре наркотик или употребление наркотических веществ может стать символом группы. По данным исследования 58,5% потребителей наркотиков начинали свою «наркотическую карьеру» с употребления марихуаны, 16% с галлюциногенов, 9,3% с токсических веществ, 5,5% с кокаина, 4,3% с психостимуляторов, 3,8% с опиатов, 2,5% с барбитуратов. Многие факторы имеют важное значение для начала употребления наркотиков, продолжения и отказа от дальнейшего применения. В качестве мотивов могут выступать: удовлетворение любопытства, испытание чувства принадлежности, уход от чего-то гнетущего (седативный эффект) и т п. Важно понимать, что не существует единственной все объясняющей причины. При исследовании подростковой наркотизации особенно трудно различима проблема причины и эффекта. На средний подростковый возраст приходится пик переживаемых изменений, стрессов. Употреблению наркотиков может предшествовать неуспеваемость, социальная изоляция, бунтарство, существуют группы риска.[11]

Значительная часть негативного отношения к наркоманам в обществе связана с такими внешними проявлениями как нарушение общественного порядка, праздный образ жизни, прямая связь с наркобизнесом. Напряженные отношения в условиях насаждения запретительного законодательства и почти тотальной безграмотности относительно последствий наркотизма и наркомании приводят к продолжающейся изоляции наркоманов от общества.

 


Токсическое воздействие алкоголя и наркоти­ческих веществ на организм человека.

 

1 Название урока: «Токсическое воздействие алкоголя и нар­котических веществ на организм человека: причины и последствия».

2. Тип урока: Совершенствование имеющихся знаний в новой
проблемной ситуации.

3. Вид урока: Лекция.

4. Цели урока:

Развивающие цели: Формирование интеллектуальных уме­ний, анализировать, выделять главное.

Образовательные цели: Ознакомление подростков с тем вредом, оказываемым наркотиком и алкоголем на организм чело­века. Выявить причины и последствия этого воздействия.

Воспитательные цели: содействовать формированию мировозренческих идей, профилактике алкоголизма и наркомании.

5.  Методы обучения: репродуктивный, частично- поисковый.

   Содержание урока:

1. Организационный этап.

2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного мате­-
риала.

Девиз урока: «Яд, который действует не сразу, не стано­вится менее опасным».

Вспомним:

- из каких органов и систем состоит наш организм?

- Как регулируется работа всего организма? (работа по схеме
«Внутреннее строение человека»).

3. Усвоение новых знаний.

Человечество веками использовало огромное множество ве­ществ благодаря прежде всего, их полезным свойствам Сахароза, поваренная соль, металлы, каучук и т.д., но есть вещества, о вреде которых неустанно повторяют десятки лет, и все- таки используют их во всех странах люди разных рас, вероисповеданий, культур. Почему это происходит?

Что мы знаем и что следовало бы знать каждому об особенностях воздействия наркотиков, алкоголя на организм человека?

Рассмотрим, механизм действия наркотических веществ.  Сразу после приема подобного вещества возникает особое состояние - эйфория («кайф»): положительные эмоции усиливаются, а отрицательные ослабевают. В течение не­скольких минут наблюдается возбуждение с наиболее приятными для наркомана ощущениями и переживаниями: расслабленность, могущество, вседозволенность, прилив энергии, уверенность в се­бе и безмятежность.

При частом повторении этого состояния у человека развивается болезненное стремление испытывать его вновь и вновь. Правда, первоначальный прием наркотического вещества вызывает защит­ную реакцию организма из-за его токсического действия: тошноту или рвоту, головокружение, головную боль, и т.д. При повторных же приемах развивается навязчивое влечение к наркотическому веществу, психическая зависимость от него. Человек постоянно думает о наркотике и вызываемом

им эффекте. Однако серьезных изменений в состоянии организма еще нет.

При постепенном увеличении дозы зависимость от наркотиче­ских веществ возрастает и неизменно возникает физическая зави­симость - болезненное и трудно переносимое состояние, назы­ваемое абстиненцией, проявляющаяся в общем недомогании, сни­жении работоспособности, дрожании конечностей, ознобе, болях в различных частях тела и т.д. Это - похмелье для алкоголиков, «Ломка» для наркоманов.

Кроме алкоголя, никотина и обезболивающих препаратов, нар­котический эффект могут оказывать и другие лекарственные ве­щества, органические растворители, некоторые средства бытовой химии. Использование их в качестве наркотиков получило назва­ние токсикомания.

Познакомимся с некоторыми физико-химическими свойствами веществ, обуславливающими особенностями их физиологического действия и вызывающими наркотический эффект.

Спирт как универсальный растворитель (к чему ведет употребление алкоголя).

Большинство алкогольных напитков получается в результате брожения глюкозы, продуктами которой становится уг­лекислый газ и этанол, этиловый и винный спирт С2Н5ОН.

Группа С2Н5 - неполярная часть молекулы, способна растворят­ся в органические вещества, а за счет полярной группы ОН проис­ходит растворение спирта в воде и в водных растворах.

Принцип алхимиков «подобное растворять в подобном». Эта­нол хорошо растворяется как в органических веществах, так и в воде или водных растворах.

Опыт 1. В пробирку с растительным маслом добавим воды, предварительно подкрасив ее лакмусом. Эти жидкости не смеши­ваются.

Добавим в пробирку немного этанола. Перемешаем. На­блюдаем увеличение и водного объема и жирового слоя, значит спирт растворяется и в воде и в органическом растворителе.

Принятый внутрь, алкоголь быстро всасывается в желудке и тонком кишечнике и поступает в кровь. Максимальная его кон­центрация в крови устанавливается уже через 05-1 часа. Из крови этанол поступает в ткани, где распределяется неравномерно.

В печени происходит ферментативное окисление этанола до уксусного альдегида и далее до уксусной кислоты. От­равление вызывает уксусный альдегид, который является гораздо более сильным ядом, чем этанол. Функционирующие клетки и пе­чени гибнут, происходит перерождение печени -цирроз.

Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов распада только в том случае, если суточное потребление этанола не пре­вышает 20г. если же доза превышена, то в организме накапливает­ся уксусный альдегид, который в 30 раз токсичнее этанола.

В головном мозгу продукты окисления этанола накапливаются в отделе мозга, ответственном за эмоции, а также в мозжечке. Наиболее сильное влияние алкоголь оказывает на центральную нервную систему. Изменяется соотношение процессов возбужде­ния и торможения. Человек становится агрессивным, чрезмерно веселым или плаксивым, со сменой этих настроений за минуту.

Алкоголь действует и систему органов дыхания, изменение ритма сердечных сокращений, усиливает отделение желудочного сока, нарушает терморегуляцию.

Опыт 2: В пробирку с белком добавляем этанол, при этом про­исходит свертываемость белка (денатурация).

Белки- это строительный материал клеток, многие клетки гиб­нут, к примеру происходит разрушение эритроцитов - красных кровяных клеток. Организм при частых поступлениях алкоголя требуется все большое количество фермента, перерабатывающего этанол, что вызывает ферментативную зависимость организма.

При систематическом употреблении алкоголя развиваются необратимые функциональные нарушения. Страдает головной мозг, нервная система, кровеносная система, печень, желудок (гастрит, язва, рак желудка), возникают спазмы сокращений сердца (гипертония).

Когда происходит сознание того, что он теряет здоровье, то уже не может отказаться от этой алкогольной зависимости.

Еще большую опасность представляют вещества входящие сивушные масла, которыми богат самогон. Токсичность сивушных масел в 20 раз сильнее этанола. Учеными установлено, что нарушая функции клеток, он вызывает их гибель: при употреблении

100 грамм пива погибает 3000 клеток мозга,






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: