Какие основные тематические линии предмета ОБЖ выделяют в НОО,ООО,СОО?

Тема 2. Структура и содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

18.04.2020 - лаб. раб. 1

Отчет – 23.04.2020

Задание 1. Изучить документы:

- КОНЦЕПЦИЯ преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы;

- ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»;

- Рабочие программы по ОБЖ 5-9, 10-11 классы, под ред. А.Т. Смирнова.

Задание 2. Ответить на вопросы:

Дайте определение, что такое «безопасность жизнедеятельности», «культура безопасности жизнедеятельности».

Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах его деятельности. Безопасность жизнедеятельности – это более универсальное направление обеспечения комплексной безопасности человека, чем, скажем, охрана труда или гражданская оборона, ведь две последние дисциплины рассматривают лишь частные случаи безопасности в конкретных ситуациях.

Культура безопасности жизнедеятельности как компонент общей культуры представляет собой способы жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развития личности и общества в этой сфере. Другими словами, процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности представляет собой формирование убеждения человека в соблюдении норм и правил безопасности своей деятельности на личном, общественном и государственном уровнях.

Перечислите основные проблемы изучения и преподавания предмета ОБЖ.

В процессе модернизации российского образования и в условиях роста актуальности вопросов безопасности личности, общества и государства обострились проблемы реализации учебного предмета «ОБЖ», которые могут быть объединены в следующие основные группы.

 1. Проблема мотивационного характера Результатом освоения учебного предмета «ОБЖ» должна являться готовность к продуманному, самостоятельному, ответственному действию в различных реальных ситуациях повседневности. Интерес к предмету ОБЖ повышается, если есть тесная связь с личным опытом; даются ситуативные задания, в которых следует творчески применить полученные знания и умения. Задача каждого учителя – помочь обучающимся в освоении учебного предмета «ОБЖ», используя вариативные практикоориентированные методы обучения.

2. Проблемы содержательного характера В федеральных государственных образовательных стандартах, примерных основных образовательных программах, учебных и учебно-методических изданиях основное внимание концентрируется на стадии предельного обострения опасных процессов и явлений, кризисных состояниях (чрезвычайных ситуациях, криминальных отношениях, антиобщественном поведении и т.п.), что искажает последовательность этапов и нарушает целостность изложения сущности опасных ситуаций. Содержание учебного предмета «ОБЖ» не в полной мере отвечает 3 современным требованиям безопасности личности, общества и государства. Ряд злободневных тем отсутствует, некоторые из них дублируют друг друга, многие темы рассматриваются в усеченном (или устаревшем) вариантах. Отсутствует четкая научно обоснованная позиция о минимальном объеме необходимых знаний по вопросам безопасности обучающихся, соответствующих их возрасту и уровню образования. При этом присутствует перегруженность образовательных программ дидактическими элементами из других предметных областей.

3. Проблемы методического характера Основной проблемой методического характера является отсутствие единого подхода к преподаванию учебного предмета «ОБЖ». Значительные трудности на уровне основного общего образования связаны с использованием имеющихся учебников и методических материалов, которые рассчитаны на реализацию содержания учебного предмета в течение пяти лет (5-9 классы). При этом примерная основная образовательная программа основного общего образования предполагает освоение этого содержания в течение всего двух лет (в 8-9 классах). Подобное рассогласование базовой учебно-методической литературы и структурнологической модели учебного предмета «ОБЖ» в образовательных организациях не позволяет реализовывать системный подход, препятствует четкому тематическому планированию, не соответствует принципу последовательного усложнения и закрепления знаний.

4. Кадровые проблемы Прослеживается устойчивая тенденция образовательных организаций высшего педагогического образования к сокращению профиля подготовки «Безопасность жизнедеятельности» (уровень «Бакалавриат») в рамках направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», а также низкая эффективность магистерской подготовки в данном направлении в силу отсутствия у значительного числа магистрантов необходимой специализированной базовой и педагогической подготовки.

Какие основные тематические линии предмета ОБЖ выделяют в НОО,ООО,СОО?

1.Концепции на уровне начального общего образования являются: корректировка примерной основной образовательной программы учебного предмета «Окружающий мир» с целью обеспечения условий для формирования начальных навыков и первичных знаний для последовательного перехода к изучению учебного предмета «ОБЖ» на уровне основного общего образования; конкретизация требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в части раздела «Правила безопасной жизни» предмета «Окружающий мир» и разработка соответствующих контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации.

2. Основное общее образование Освоение учебного предмета «ОБЖ» на уровне основного общего образования  должно обеспечивать: понимание проблем безопасности и формирование у всех обучающихся базового уровня культуры безопасного поведения; предоставление каждому обучающемуся возможности выработки и закрепления умений и навыков, необходимых для дальнейшего существования в обществе, в том числе с учетом электронных учебных пособий и дистанционных образовательных технологий; усвоение обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, включенных в систематизированные знания основ комплексной безопасности личности; выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих возрастным особенностям и потребностям обучающихся, посредством применения интерактивных тренажерных систем, способных моделировать различные реальные ситуации повседневности; реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение, способствующих формированию практических умений и навыков; корректную оценку результатов промежуточного и итогового контроля освоения основной образовательной программы. Основными направлениями реализации Концепции на уровне основного общего образования являются: реализация системного подхода и обеспечение непрерывного изучения предмета на уровне основного общего образования; разработка содержания учебного предмета «ОБЖ» с выделением обязательных тематических линий с определением их целесообразного объема и тематики, обязательных практических занятий в каждом классе: безопасность во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникациях, при воздействии рисков культурной среды), здоровый образ жизни, первая помощь пострадавшим, основы комплексной безопасности населения Российской Федерации; внедрение единой структурно-логической схемы изучения тематических линий с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся: безопасность во время пребывания в различных средах – «правила пребывания в различных средах → риски и действия по их снижению во время пребывания в различных средах → действия в условиях опасностей в различных средах»; здоровый образ жизни – «значение для человека здорового образа жизни → правила здорового образа жизни и их соблюдение → экологическая безопасность»; первая помощь пострадавшим – «принципы и общий порядок оказания первой помощи пострадавшим → приемы и правила оказания первой помощи пострадавшим при состояниях, угрожающих их жизни и здоровью»; основы комплексной безопасности населения Российской Федерации – «правовые основы обеспечения комплексной безопасности → организация комплексной защиты населения → основные мероприятия комплексной защиты населения»; использование приема организации учебного материала по сферам возможных проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные места; природные условия; коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждения культуры; систематизация дидактических компонентов тематических линий в учебных изданиях (печатных, электронных, цифровых) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность → по возможности ее избегать → при необходимости действовать со знанием дела»; использование практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с акцентом на применение тренажерных систем и виртуальных моделей, способных отображать объекты, не воспроизводимые в обычных условиях, а также обеспечивающих электронную поддержку выданных для решения ситуационных задач, отражающих повседневную действительность; внедрение в преподавание учебного предмета «ОБЖ» современных форм электронного обучения с соблюдением следующих базовых принципов: использование электронной образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным; цифровые образовательные ресурсы являются дополнительным  инструментом достижения цели учебного занятия, их использование не является самоцелью; компьютер и дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся; разработка примерных норм материально-технического обеспечения курса обучения «ОБЖ», оснащения кабинета «ОБЖ» наглядными и техническими средствами обучения, в том числе интерактивными 3d-моделями и тренажерными системами, способными моделировать различные опасные ситуации, для отработки целесообразных практических приемов и действий; подготовка и введение в действие электронной методической ресурсной базы по учебному предмету «ОБЖ», создание единых контрольных измерительных материалов для проведения итогового контроля, соответствующих принципу практико-ориентированности учебного предмета «ОБЖ»; организация всех видов контроля с помощью электронных ресурсов, обеспечивающих: фронтальный опрос обучающихся с оценкой результатов; групповой контроль в интерактивной форме; демонстрацию образцового варианта отработки контрольного задания и др.; формирование единой базы оснащения образовательных организаций учебными классами и площадками для качественного преподавания учебного предмета «ОБЖ». 3. Среднее общее образование

Освоение учебного предмета «ОБЖ» на уровне среднего общего образования должно обеспечивать: формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни; достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, соответствующего гуманитарным принципам государства, интересам обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной личности; понимание роли и места личности гражданина в системе национальной  безопасности Российской Федерации; преемственность и углубление тематики учебного предмета «ОБЖ» и расширение его путем дополнения тематической линии по основам обороны государства и военной службы; подготовку обучающихся к решению практических задач безопасности жизнедеятельности, связанных с повседневной жизнью; обновление печатных и электронных учебных изданий, адекватно учитывающих приоритетность практико-ориентированности учебного предмета «ОБЖ»; содержательно-критериальную оценку уровня достижения прикладных компетенций в области и безопасности жизнедеятельности. Основными направлениями реализации Концепции на уровне среднего общего образования являются: расширение содержания учебного предмета «ОБЖ» новой тематической линией по основам военной безопасности государства и внедрение структурнологической схемы ее изучения: «основы обороны государства → основы военной службы»; включение вопросов межпредметного характера по обеспечению безопасности в контрольные измерительные материалы для проведения государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена (далее – ГИА, ЕГЭ) по географии, химии, физике, биологии, обществознанию, информатике; рекомендовать введение ГИА в форме ЕГЭ по «ОБЖ» в качестве обязательной при приеме на обучение в образовательные организации высшего образования по направлениям подготовки (специальностям): «Техносферная безопасность (20.03.01), «Пожарная безопасность» (20.05.01), «Туризм» (43.03.02), «Информационная безопасность» (10.03.01), «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» (49.03.03) и т.п.; использование кадрового потенциала спасателей высших квалификационных категорий МЧС России для преподавательской деятельности по учебному предмету «ОБЖ», популяризации и расширению знаний в данной области; 11 привлечение сотрудников органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере обеспечения безопасности (МЧС, МВД, Минздрав России и др.), к участию в процедурах оценки качества результатов освоения обучающимися основной образовательной программы по учебному предмету «ОБЖ».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: