Краткое изложение теоретического материала

Потребность в кислороде у детей значительно выше, чем у взрослых. Так, у детей 1-го года жизни потребность в кислороде на 1 кг массы тела составляет около 8 мл/мин, у взрослых – 4,5 мл/мин. Поверхностный характер дыхания у детей компенсируется большой частотой дыхания, участием в дыхании большей части легких.

У плода и новорожденного преобладает гемоглобин F, обладающий повышенным сродством к кислороду, а потому кривая диссоциации оксигемоглобина у них сдвинута влево и вверх. Между тем, у новорожденного, как и у плода, в эритроцитах содержится чрезвычайно мало 2,3-дифосфоглицерата (2,3-ДФГ), что обуславливает и меньшее насыщение гемоглобина кислородом, чем у взрослого. В то же время у плода и новорожденного кислород легче отдаётся тканям.

           При исследовании органов дыхания общий осмотр начинать с лица, обращая внимание на то, как дышит ребенок - ртом или носом, есть ли выделения из носа (их характер), есть ли напряжение крыльев носа. Нет ли пены изо рта. Следует отметить цвет лица, наличие акроцианоза в области носогубного треугольника. Осматривая грудную клетку, обращают внимание на ее симметричность, выбухание или втяжение межреберий, участие вспомогательных мышц в акте дыхания. Обращают внимание на голос ребенка, его крик. Определяют тип дыхания (грудной, брюшной, смешанный), глубину и ритм, производят подсчет числа дыханий в минуту либо на глаз, либо положа руку на грудь или живот обследуемого. У новорожденных лучше поднести стетоскоп к носу ребенка.

     Руки при пальпации кладут на исследуемые участки груди симметрично с обеих сторон. Эластичность грудной клеТки определяют путем сдавливания ее обеими руками спереди назад или с боков. Отставание одной половины грудной клетки при дыхании можно определить, держа концы указательных пальцев у углов лопаток. С помощью пальпации определяют голосовое дрожание, при этом руки кладут на грудь ребенка симметрично с обеих сторон и просят произнести «сорок три» и т. д. При этом улавливаются колебания грудной клетки, обусловленные ее вибрацией.

       Перкуссию грудной клетки можно проводить как в лежачем, так и в сидячем
положении, не забывая при этом о необходимости соблюдения симметричности положения обеих половин тела. Детям, как правило, проводится негромкая перкуссия. Удары проводятся или по межреберьям, или по ребрам. Сравнительную перкуссию проводят на симметричных участках| легких справа и слева: спереди - над и под ключицами, с боков - по подмышечным линиям, сзади - по лопаточным и паравертебральным. Палец - плессиметр во всех участках легких, кроме межлопаточной области, располагается по межреберьям, а в межлопаточной - параллельно позвоночнику.

     Топографическая перкуссия начинается с определения нижней границы правого;легкого. Выстукивание проводят сверху вниз по сосковой, подмышечной и лопаточной линиям. Затем определяют нижние границы левого легкого. У маленьких детей палец - плессиметр лежит перпендикулярно ребрам, у старших - параллельно. Направление перкуссии должно идти от заведомо ясного звука к тупому. Высоту стояния верхушек и ширину полей Кренига определяют с 7 лет. Определение подвижности легочного края проводят следующим образом. Вначале при спокойном дыхании определяют нижнюю границу легких. Затем предлагают ребенку (старше   5 лет) глубоко вдохнуть и задержать дыхание на высоте вдоха, затем снова определяют нижнюю границу. То же самое определяют на высоте сильного выдоха. Подвижность легочных краев выражается в сантиметрах и составляет разницу между границами легких при максимальном| вдохе и выдохе.

При помощи перкуссии можно определить состояние лимфоузлов в области бифуркации трахеи, корня легкого - симптом Кораньи: перкуссия проводится по остистым отросткам позвонков, начиная с 7-грудного снизу вверх. В норме притупление перкуторного звука у маленьких детей определяется на уровне второго, а у старших - на уровне 4 грудного позвонка. В этом случае говорят об отрицательном симптоме Кораньи.

Аускультацию проводят на симметричных участках (над верхушками, по передней, по боковой поверхности легких, сзади над лопатками, между лопаток, паравертебрально).

Проба Штанге – задержка дыхания на вдохе (6-16 лет – от 16 до 35 с).

Проба Генча – задержка дыхания на выдохе (N – 21-39 с).

В таблице представлены основные показатели функции внешнего дыхания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: