Методическая разработка учебного занятия №10

(для студентов)

1. Тема: Синдромы поражения органов дыхания у детей.

В основу положены ПК-1, ПК-5, ПК-16, ПК-17, ПК-18.

2. Учебная цель: Студенты должны овладеть навыками диагностики симптомов поражения органов дыхания, объединения их в синдромы поражения у детей разного возраста.

3. Значение темы:

    Закончив изучение данной темы, студенты должны знать:

Синдромы поражения верхних дыхательных путей

Синдромы поражения средних дыхательных путей

Синдромы поражения нижних дыхательных путей.

Классификацию дыхательной недостаточности по виду, степени

Студенты должны уметь:

Выявить основные синдромы поражения органов дыхания у детей

Оценить степень дыхательной недостаточности

Обосновать диагноз

4. Исходный уровень:

1. Базовые знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- в цикле гуманитарных дисциплин: биоэтика, психология и педагогика;

-в цикле естественно – научных дисциплин: анатомия, гистология, физиология, патологическая физиология;

- в цикле профессиональных дисциплин: пропедевтика внутренних болезней, основы формирования здоровья, пропедевтика детских болезней.

Базовые знания студентов включают:

- публичную речь и письменное аргументированное изложение собственной точки зрения;

- знание и соблюдение этики и деонтологии, моральные права пациентов;

- знания психологии в процессе выстраивания взаимоотношений с детьми и подростками, их родителями, с коллегами;

- обучение пациентов правилам и способам ведения здорового образа жизни;

- анатомо-физиологические, морфологические, функциональные особенности ряда органов и систем у детей разного возраста

 2. Тестовый контроль анатомо-физиологические особенности дыхательной системы (тесты исходного уровня приложение).

5. Краткое изложение материала:

Неотъемлемый синдром при всех заболеваниях органов дыхания – респираторно-катаральный.

Этот синдром характеризуется:

катаральными проявлениями со стороны носовой полости – отечность носовых раковин, слизистое, слизисто-гнойное отделяемое из полости носа (ринит), ротоглотки - гиперемия, отечность, гранулезные изменения глотки (фарингит);

кашель – его проявления соответствуют заболеванию и его стадии.

Синдром интоксикации – можно выделить интоксикацию при остром течении заболевания, а также синдром хронической интоксикации.

Основными симптомами синдрома интоксикации при остром течении являются:

Повышение температуры от субфебрильных до гиперпиретических цифр;

Слабость;

Снижение аппетита;

Нарушение сна;

Гиподинамия.

Синдром хронической интоксикации при заболеваниях органов дыхания:

Быстрая утомляемость

Снижение толерантности к физической нагрузке

Снижение аппетита

Бледность кожных покровов, периорбитальные тени.

Болевой синдром

При заболеваниях органов дыхания болевые ощущения чаще беспокоят при сухом надсадном кашле и обусловлены раздражением и воспалением слизистой верхних и средних дыхательных путей.

Боли при глубоком дыхании при вовлечении в воспалительный процесс плевры.

  Синдром хронической гипоксии – характерен для хронических заболеваний органов дыхания (хронического бронхиолита, бронхоэктатической болезни, муковисцидоза).

Его симптомы:

Дефицит массы тела от 1 до 3 степени или задержка физического развития;

Деформация пальцев по типу «барабанных палочек» иногтей по типу «часовых стекол» вследствие гипоксии.

Синдром бронхолегочных изменений.

Объединяет в себя все симптомы, выявляемые при клиническом обследовании ребенка: от пальпации до аускультации – различны в зависимости от нозологической формы.

Обструктивный синдром – обструктивная форма вентиляционной ДН, обусловленная повышением потоку воздуха за счёт уменьшения площади поперечного сечения воздухоносных путей.

                                                                                                        Таблица 1

Причины обструкции дыхательных путей

На уровне верхних дыхательных путей (проявляются инспираторной одышкой – стридором) На уровне нижних дыхательных путей (одышка экспираторного или смешанного характера)

Интраторакальные причины

1. постаназальный синдром (ринит) 2. гипертрофия миндалин 3. стеноз гортани (ложный и истинный круп) 4. заглоточный абсцесс (дисфагия и дисфония) 5. дисфункция голосовых связок и рецидивирующая аспирация молока из-за патологии ЦНС 6.инородные тела, попадающие в трахею 7. врождённый стридор (недоразвитие хрящей гортани) 8. трахеомаляция (врождённая мягкость хрящевых трахеальных колец) 9. респираторный дистресс-синдром новорожденных (РДС) 10. обструктивный бронхит, бронхиолит 11. бронхиальная астма 12. бронхоэктазы 13. муковисцидоз 14. врождённые пороки развития легких  

Экстраторакальные причины

1) гиперплазия вилочковой железы (тимомегалия) 2) опухоли верхнего переднего средостения (тимома) 3) аномалия отхождения больших артерий (двойная дуга аорты) 4)  увеличение внутригрудных лимфоузлов (бронхоаденит, лимфогранулематоз) декомпенсированные врожденные пороки сердца фиброэластоз миокарда (врождённый кардит) перикардит тяжелые формы анемии  

 

Стеноз гортани (синдром крупа) – заболевание чаще воспалительной природы, встречается у детей грудного и раннего возраста.

                                                                                                                  Таблица 2

Клиническая диагностика синдрома крупа

Синдром Истинный круп Ложный круп
Причины дифтерия зева подсвязочный ларингит вирусной этиологии
Симптомы - инспираторная одышка - осиплость или афония голоса - хриплый кашель - постепенное развитие заболевания и ухудшение в динамике - инспираторная одышка - втяжение уступчивых мест грудной клетки - лающий кашель - внезапное развитие чаще ночью - тяжелое течение, но быстрое купирование под влиянием терапии

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ (ДН) – состояние, при котором нормальная функция внешнего дыхания недостаточна для нормального лёгочного газообмена.

                                                                                                                 Таблица 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: