Классификация ДН по степени тяжести

Критерии ДН 1 степени ДН 2 степени ДН 3 степени ДН 4 степени (гипоксическая кома)
Одышка При легкой физической нагрузке В покое (ЧД > на 25% выше нормы) В покое (ЧД > на 50% выше нормы) Десинхронизация дыхания (апериодическое парадоксальное, брадипное),
Участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания Нет умеренное выраженное Уменьшение дыхательных шумов на вдохе
Окраска кожи Периоральный цианоз при физической нагрузке Бледность кожных покровов и периоральный цианоз Бледность кожных покровов, генерализованный цианоз Общий цианоз
Артериальное давление Не изменено Повышение Снижение Гипотония
Соотношение частоты пульса и дыхания 3,5 – 2,5: 1 2 – 1,5: 1 Варьирует -
ЖЁЛ и ДО Снижены Снижены более, чем на 25-30% от нормы Снижены более, чем на 50% от нормы -
МОД Увеличен Увеличен Снижен -
РО2 Норма или снижено до 90 % 70 – 85 % от нормы Ниже 70 % -
РСО2 Норма или умеренно снижено Повышается, метаболический ацидоз Гиперкапния, смешанный ацидоз Декомпенсированный ацидоз

 

ДН по течению:

ü Острая

ü Хроническая

Наиболее частые причины ДН:

Пневмония

Обструктивный бронхит

Бронхиолит

Инородное тело дыхательных путей.

ДН в зависимости от нарушения внешнего дыхания:

1) Вентиляционная (обструктивная, рестриктивная, смешанная)

При обструктивном варианте развитие ДН связано с уменьшением объема воздушного потока за счет интра или экстраторакальных причин

Рестриктивная ДН – причиной является выключение определенного объема дыхательной поверхности из акта дыхания – например, при пневмонии за счет отека и инфильтрации легочной ткани; при инородном теле дыхательных путей с выключением участка легкого из дыхания за счет перекрытия просвета бронха и развития спадения этого участка – ателектаза.

Смешанная ДН – сочетание обструктивной и рестриктивной – при пневмонии, муковисцидозе.

2) Нарушение соотношения вентиляции и кровотока в разных зонах легкого. Может развиться при ателектазе в связи с нарушением вентиляции отдельного участка легкого при сохранении адекватного кровоснабжения

3) Нарушение альвеолярно-капиллярной диффузии - данный вид вентиляционной ДН связан с утолщением стенки альвеол (респираторный дистресс-синдром), отложением в стенке альвеол угольной пыли (силикоз), воспалении альвеол (альвеолит).

6. Вопросы для самоподготовки:

Синдромы поражения верхних, средних и нижних дыхательных путей

Синдром обструкции на уровне верхних и нижних дыхательных путей (синдром крупа и синдром бронхиальной обструкции, ателектаз).

Синдромы поражения органов дыхания при хронических заболеваниях бронхолегочной системы.

Синдром дыхательной недостаточности, классификация по степени тяжести и механизмам развития.

7.Методика проведения занятия:

1) Перечень практических навыков:

ü Выявить симптомы поражения, объединить их в синдромы;

ü  Определить симптомы и диагностировать острую и хроническую дыхательную недостаточности по степени тяжести, предположить возможные механизмы развития.

3) Оснащение занятия:

3) Набор таблиц по теме занятия: «Дыхательная недостаточность», «Механизм образования хрипов».

4) Курация детей в отделении пульмонологии КДКБ№1.

8. Рекомендуемая литература:

Основная:

1.Мазурин А. В. Пропедевтика детских болезней / А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. – СПб.: ИКФ Фолиант, 2009. – 928 с.

2.Здоровый ребенок: учебное пособие / Б.И. Кузник [и др.]; под общей ред. Б.И. Кузника, О.Г. Максимовой. – 3-е изд., перер. и доп. – М.: Вузовская книга, 2008. – 260 с.

Дополнительная литература:

1.Кильдиярова Р.Р. Педиатру на каждый день: справочник / Р.Р. Кильдиярова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 160 с.

2.Пропедевтика детских болезней: учебник / Под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 464 с.

3.Самсыгина Г.А. Инфекции респираторного тракта у детей раннего возраста. – М.: Миклош, 2009 – 279 с.

4.Внебольничная пневмония у детей. Распространенность, диагностика, лечение, профилактика. Научно-практическая программа. – Москва: Оригинал-макет, 2011. – 64 с.

5.Лихорадочные синдромы у детей: рекомендации по диагностике и лечению / под общ. ред. А.А. Баранова, В.К. Таточенко, М.Д. Бакрадзе. – М: Союз педиатров России, 2011. – 228 с.

6.Синкопальников А.И., Козлов Р.С. Внебольничные инфекции дыхательных путей. Руководство для врачей – М: Премьер МТ, Наш город, 2007. – 352 с.

7.Круп у детей (стенозирующий ларингит). Методические рекомендации. – Москва, 2009. – 33 с.

9. Контроль знаний: ситуационные задачи(приложение).

 

Методическая разработка учебного занятия №11

(для студентов)

Тема: Диагностические критерии острого простого, обструктивного бронхитов, пневмонии, плеврита, бронхиолита. Методы инструментального и лабораторного обследования детей с заболеваниями органов дыхания.

Учебная цель: Студенты должны овладеть навыками выделения основных опорно-диагностических критериев ряда заболеваний органов дыхания, оценки лабораторных и инструментальных методов обследования детей с заболеваниями органов дыхания.

 З начение темы:

    Закончив изучение данной темы, студенты должны знать:

Основные опорно-диагностические критерии при заболеваниях органов дыхания у детей

Методы лабораторной диагностики при патологии дыхательной системы

Методы функционального обследования при патологии органов дыхания

Методы рентгенологического и эндоскопического обследования при поражении органов дыхания у детей.

Студенты должны уметь:

Выделить основные диагностические критерии при заболеваниях органов дыхания у детей разного возраста

Оценить данные гемограммы, микробиологического и цитологического обследования мокроты

Оценить данные рентгенографии грудной клетки, показателей функции внешнего дыхания, бронхофонографии

Оценить данные компьютерной томографии, бронхоскопии, бронхографии

4. Исходный уровень:

1. Базовые знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- в цикле гуманитарных дисциплин: биоэтика, психология и педагогика;

-в цикле естественно – научных дисциплин: анатомия, гистология, физиология, патологическая физиология;

- в цикле профессиональных дисциплин: пропедевтика внутренних болезней, основы формирования здоровья, пропедевтика детских болезней.

Базовые знания студентов включают:

- публичную речь и письменное аргументированное изложение собственной точки зрения;

- знание и соблюдение этики и деонтологии, моральные права пациентов;

- знания психологии в процессе выстраивания взаимоотношений с детьми и подростками, их родителями, с коллегами;

- обучение пациентов правилам и способам ведения здорового образа жизни;

- анатомо-физиологические, морфологические, функциональные особенности ряда органов и систем у детей разного возраста

 2. Тестовый контроль анатомо-физиологические особенности дыхательной системы (тесты исходного уровня приложение).

5. Краткое изложение материала:

                                                                                                              Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: