Критерии | ДН 1 степени | ДН 2 степени | ДН 3 степени | ДН 4 степени (гипоксическая кома) |
Одышка | При легкой физической нагрузке | В покое (ЧД > на 25% выше нормы) | В покое (ЧД > на 50% выше нормы) | Десинхронизация дыхания (апериодическое парадоксальное, брадипное), |
Участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания | Нет | умеренное | выраженное | Уменьшение дыхательных шумов на вдохе |
Окраска кожи | Периоральный цианоз при физической нагрузке | Бледность кожных покровов и периоральный цианоз | Бледность кожных покровов, генерализованный цианоз | Общий цианоз |
Артериальное давление | Не изменено | Повышение | Снижение | Гипотония |
Соотношение частоты пульса и дыхания | 3,5 – 2,5: 1 | 2 – 1,5: 1 | Варьирует | - |
ЖЁЛ и ДО | Снижены | Снижены более, чем на 25-30% от нормы | Снижены более, чем на 50% от нормы | - |
МОД | Увеличен | Увеличен | Снижен | - |
РО2 | Норма или снижено до 90 % | 70 – 85 % от нормы | Ниже 70 % | - |
РСО2 | Норма или умеренно снижено | Повышается, метаболический ацидоз | Гиперкапния, смешанный ацидоз | Декомпенсированный ацидоз |
|
|
ДН по течению:
ü Острая
ü Хроническая
Наиболее частые причины ДН:
Пневмония
Обструктивный бронхит
Бронхиолит
Инородное тело дыхательных путей.
ДН в зависимости от нарушения внешнего дыхания:
1) Вентиляционная (обструктивная, рестриктивная, смешанная)
При обструктивном варианте развитие ДН связано с уменьшением объема воздушного потока за счет интра или экстраторакальных причин
Рестриктивная ДН – причиной является выключение определенного объема дыхательной поверхности из акта дыхания – например, при пневмонии за счет отека и инфильтрации легочной ткани; при инородном теле дыхательных путей с выключением участка легкого из дыхания за счет перекрытия просвета бронха и развития спадения этого участка – ателектаза.
Смешанная ДН – сочетание обструктивной и рестриктивной – при пневмонии, муковисцидозе.
2) Нарушение соотношения вентиляции и кровотока в разных зонах легкого. Может развиться при ателектазе в связи с нарушением вентиляции отдельного участка легкого при сохранении адекватного кровоснабжения
3) Нарушение альвеолярно-капиллярной диффузии - данный вид вентиляционной ДН связан с утолщением стенки альвеол (респираторный дистресс-синдром), отложением в стенке альвеол угольной пыли (силикоз), воспалении альвеол (альвеолит).
6. Вопросы для самоподготовки:
Синдромы поражения верхних, средних и нижних дыхательных путей
Синдром обструкции на уровне верхних и нижних дыхательных путей (синдром крупа и синдром бронхиальной обструкции, ателектаз).
Синдромы поражения органов дыхания при хронических заболеваниях бронхолегочной системы.
|
|
Синдром дыхательной недостаточности, классификация по степени тяжести и механизмам развития.
7.Методика проведения занятия:
1) Перечень практических навыков:
ü Выявить симптомы поражения, объединить их в синдромы;
ü Определить симптомы и диагностировать острую и хроническую дыхательную недостаточности по степени тяжести, предположить возможные механизмы развития.
3) Оснащение занятия:
3) Набор таблиц по теме занятия: «Дыхательная недостаточность», «Механизм образования хрипов».
4) Курация детей в отделении пульмонологии КДКБ№1.
8. Рекомендуемая литература:
Основная:
1.Мазурин А. В. Пропедевтика детских болезней / А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. – СПб.: ИКФ Фолиант, 2009. – 928 с.
2.Здоровый ребенок: учебное пособие / Б.И. Кузник [и др.]; под общей ред. Б.И. Кузника, О.Г. Максимовой. – 3-е изд., перер. и доп. – М.: Вузовская книга, 2008. – 260 с.
Дополнительная литература:
1.Кильдиярова Р.Р. Педиатру на каждый день: справочник / Р.Р. Кильдиярова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 160 с.
2.Пропедевтика детских болезней: учебник / Под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 464 с.
3.Самсыгина Г.А. Инфекции респираторного тракта у детей раннего возраста. – М.: Миклош, 2009 – 279 с.
4.Внебольничная пневмония у детей. Распространенность, диагностика, лечение, профилактика. Научно-практическая программа. – Москва: Оригинал-макет, 2011. – 64 с.
5.Лихорадочные синдромы у детей: рекомендации по диагностике и лечению / под общ. ред. А.А. Баранова, В.К. Таточенко, М.Д. Бакрадзе. – М: Союз педиатров России, 2011. – 228 с.
6.Синкопальников А.И., Козлов Р.С. Внебольничные инфекции дыхательных путей. Руководство для врачей – М: Премьер МТ, Наш город, 2007. – 352 с.
7.Круп у детей (стенозирующий ларингит). Методические рекомендации. – Москва, 2009. – 33 с.
9. Контроль знаний: ситуационные задачи(приложение).
Методическая разработка учебного занятия №11
(для студентов)
Тема: Диагностические критерии острого простого, обструктивного бронхитов, пневмонии, плеврита, бронхиолита. Методы инструментального и лабораторного обследования детей с заболеваниями органов дыхания.
Учебная цель: Студенты должны овладеть навыками выделения основных опорно-диагностических критериев ряда заболеваний органов дыхания, оценки лабораторных и инструментальных методов обследования детей с заболеваниями органов дыхания.
З начение темы:
Закончив изучение данной темы, студенты должны знать:
Основные опорно-диагностические критерии при заболеваниях органов дыхания у детей
Методы лабораторной диагностики при патологии дыхательной системы
Методы функционального обследования при патологии органов дыхания
Методы рентгенологического и эндоскопического обследования при поражении органов дыхания у детей.
Студенты должны уметь:
Выделить основные диагностические критерии при заболеваниях органов дыхания у детей разного возраста
Оценить данные гемограммы, микробиологического и цитологического обследования мокроты
Оценить данные рентгенографии грудной клетки, показателей функции внешнего дыхания, бронхофонографии
Оценить данные компьютерной томографии, бронхоскопии, бронхографии
4. Исходный уровень:
1. Базовые знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
- в цикле гуманитарных дисциплин: биоэтика, психология и педагогика;
-в цикле естественно – научных дисциплин: анатомия, гистология, физиология, патологическая физиология;
- в цикле профессиональных дисциплин: пропедевтика внутренних болезней, основы формирования здоровья, пропедевтика детских болезней.
Базовые знания студентов включают:
- публичную речь и письменное аргументированное изложение собственной точки зрения;
|
|
- знание и соблюдение этики и деонтологии, моральные права пациентов;
- знания психологии в процессе выстраивания взаимоотношений с детьми и подростками, их родителями, с коллегами;
- обучение пациентов правилам и способам ведения здорового образа жизни;
- анатомо-физиологические, морфологические, функциональные особенности ряда органов и систем у детей разного возраста
2. Тестовый контроль - анатомо-физиологические особенности дыхательной системы (тесты исходного уровня приложение).
5. Краткое изложение материала:
Таблица 1