Ослабление дыхания наблюдается:
1) при общем ослаблении дыхательного акта с уменьшением поступления в альвеолы воздуха (сильное сужение гортани, трахеи, парез дыхательных мышц и т. д.);
2) при закрытии доступа воздуха в определенную часть доли или долю в результате закупорки (инородным телом) или сдавления бронха (опухолью и т. д.) - ателектаз;
3) при значительном бронхоспазме, синдроме обструкции, вызванном отеком и скоплением слизи в просвете бронхов;
4) при оттеснении чем-либо части легкого - при скоплении в плевре жидкости (экссудативный плеврит), воздуха (пневмоторакс); легкое при этом отходит вглубь, альвеолы при дыхании не расправляются;
5) при утрате легочной тканью эластичности, ригидности (малой подвижности) альвеолярных стенок (эмфизема);
6) в начальной или заключительной стадии воспалительного процесса в легких, при нарушении только эластической функции легочных альвеол без инфильтрации и уплотнения;
7) при сильном утолщении плевры (при рассасывании экссудата) или наужных слоев грудной клетки (ожирение).
|
|
Усиление дыхания отмечается:
1) при сужении мелких или мельчайших бронхов (усиление происходит за счет выдоха), при их воспалении или спазме (приступ астмы, бронхиолит); 2) при лихорадочных заболеваниях, при компенсаторном усилении на здоровой стороне в случае патологических процессов на другой.
Жесткое дыхание - это грубое везикулярное дыхание с удлиненным выдохом. Оно обычно указывает на поражение мелких бронхов, встречается при бронхитах и бронхопневмониях.
Бронхиальное дыхание – похоже на звук «х». Выдох слышен всегда сильнее и продолжительнее, чем вдох. У здоровых детей выслушивается над гортанью, трахеей, крупнымибронхами, в межлопаточной области на уровне IП - IV грудного позвонка. Физиологическое бронхиальное дыхание является результатом прохождения воздушной струи через голосовую щель и близкого расположения трахеи и гортани от поверхности тела.
При патологических состояниях бронхиальное дыхание выслушивается только в случаях уплотнения легочной ткани (сегментарные и лобарные пневмонии, абсцесс легкого).
Хрипы являются добавочными шумами и образуются при передвижении или колебании в воздухоносных полостях секрета, крови, слизи, отечной жидкости и т. д. Хрипы бывают сухие и влажные.
Сухие хрипы: свистящие - дискантовые, высокие и басовые, низкие, более музыкальные. Первые бывают чаще при сужении бронхов, особенно мелких; вторые образуются от колебания густой мокроты, особенно в крупных бронхах, дающих резонанс. Сухими хрипами называют их потому, что в их образовании жидкость не играет большой роли. Они отличаются непостоянством и изменчивостью, встречаются при ларингитах, фарингитах, бронхите, астме.
|
|
Влажные хрипы образуются от прохождения воздуха через жидкость. В зависимости от калибра бронха, где они образуются, они бывают мелко пузырчатыми, среднепузырчатыми и крупнопузырчатыми. Их важно подразделить на звонкие и незвонкие. Звонкие прослушиваются при уплотнении ле гочной ткани, лежащей рядом с бронхом, что наблюдается при пневмониях. Они могут возникнуть также в полостях (каверны, бронхоэктазы). Незвонкие хрипы встречаются при бронхиолите, бронхитах, отеке легких, ателектазах.
Крепитация образуется при разлипании терминальных отделов бронхиол. В этих случаях стенки бронхиол при выдохе слипаются, а при последующем вдохе, разлипаясь, вызывают это звуковое явление. Различают при крупозной пневмонии crepitatioindux - крепитацию в стадии прилива в первые 1 - 3 дня болезни и crepitatio redux - хрипы, появляющиеся в стадии разрешения пневмонии, рассасывания экссудата - на 7 - 10-й день болезни.
Шум трения плевры возникает при трении висцерального и париетального листков плевры и выслушивается только при патологических состояниях. Это бывает:
1) при воспалении плевры, когда она покрывается фибрином или на ней образуются очаги инфильтрации, что приводит к неровностям, шероховатостям плевральной поверхности;
2) при образовании в результате воспаления нежных спаек плевры;
3) при поражении плевры опухолью, туберкулезе плевры;
4) при резком обезвоживании организма (коли-инфекция, холера и т. д.).
Интенсивность шума трения плевры зависит от силы дыхательных движений, поэтомуон лучше всего выслушивается в подмышечных областях, где движения легкого наиболее активны. Нередко шум трения плевры похож на крепитацию.
От крепитации и мелкопузырчатых хрипов шум трения плевры отличается следующими признаками: 1) хрипы нередко исчезают после покашливания, тогда как шум трения плевры остается; 2) шум трения плевры выслушивается в обе фазы дыхания, а крепитация только на высоте вдоха; 3) при дыхательных движениях при закрытом рте и носе шум трения плевры продолжает выслушива ться;4) плевральные шумы при надавливании фонендоскопом на грудную клетку усиливаются, тогда как крепитация остается без изменений; 5) плевральные шумы слышны более поверхностно, чем образующиеся в глубине легкого мелкопузырчатые хрипы.
6. Вопросы для самоподготовки:
Возрастные особенности дыхательной системы у детей.
Основные жалобы при поражении дыхательной системы у детей разного возраста.
Причины изменения перкуторного звука: укорочение, тупость, тимпанический (коробочный звук).
Причины изменения дыхания у детей при поражении дыхательной системы: жесткое, бронхиальное, ослабленное, амфорическое.
Характеристику хрипов, их происхождение; шума трения плевры
7. Методика проведения занятия:
1) Перечень практических навыков:
1) Собрать анамнез у детей с патологией дыхательной системы
2) Провести клинический осмотр больного с патологией органов дыхания
3) Дифференцировать патологические шумы от физиологических типов дыхания
2) Клиническая оценка лабораторных и данных инструментальных исследований:
§ Оценка спирограмм
3) Оснащение занятия:
1) Набор таблиц по теме занятия: «Частота дыхания у детей разного возраста», «Механизм образования хрипов».
2) Курация детей в отделении пульмонологии КДКБ№1.
8. Рекомендуемая литература:
Основная:
Мазурин А. В. Пропедевтика детских болезней / А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. – СПб.: ИКФ Фолиант, 2009. – 928 с.
Здоровый ребенок: учебное пособие. 1 часть / Б.И.Кузник и [и др.]. – Чита: РИЦ ЧГМА, 2012. – 160 с.
Пропедевтика детских болезней: учебник/ под ред. Р. Р. Кильдияровой, В. И. Макаровой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 680 с.
|
|
Дополнительная литература:
Кильдиярова Р.Р. Педиатру на каждый день: справочник / Р.Р. Кильдиярова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 160 с.
Пропедевтика детских болезней: учебник / Под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 464 с.
9. Контроль знаний: ситуационные задачи(приложение).