(для студентов)
1. Тема: Функциональные особенности органов мочеобразования и мочеотделения у детей. Лабораторные методы исследования. Методика исследования органов мочеобразования и мочеотделения с учетом анатомо-физиологических особенностей детского организма.
2. Цель занятия: Изучив данную тему, студенты должны овладеть навыками исследования органов мочевой системы у детей, оценить результаты лабораторных методов исследования.
3. Значение темы:
Закончив изучение данной темы, студент должен знать:
1. Этико-деонтологические принципы общения с матерью и ребёнком, страдающим заболеванием органов мочевой системы.
2. Функции почек.
3. Особенности процессов мочеобразования у детей (клубочковая фильтрация, канальцевая реабсорбция, канальцевая секреция).
4. Физиологические состояния новорожденных, связанные с незрелостью мочевой системы.
5. Физиология мочеотделения у детей в зависимости от возраста (количество разовой порции мочи, частота мочеиспусканий, суточный диурез).
6. Уровни регуляции процесса мочеиспускания в возрастном аспекте.
7. Техника и правила сбора мочи на общий анализ, пробу Нечиипоренко, пробу Зимницкого, Реберга.
8. Лабораторные методы исследования состояния почек: количественные методы – общий анализ мочи, проба Нечипоренко, посев мочи на микрофлору; функциональные методы – проба Зимницкого, Реберга.
Студент должен уметь:
1. Провести физикальное обследование мочевой системы, сделать заключение.
2. Оценить диурез различными методами, частоту мочеиспускания, разовый объем мочи в зависимости от возраста.
3. Правильно собрать мочу на то или иное лабораторное обследование.
4. Оценить количественные лабораторные исследования: общий анализ мочи, пробу Амбурже, пробу Нечипоренко, бактериальный посев мочи.
5. Оценить функциональные методы исследования: пробу Реберга, пробу Зимницкого, оценить некоторые биохимические показатели крови, свидетельствующие о состоянии мочевыделительной системы.
4. Исходный уровень:
Базовые знания, полученные при изучении анатомии, гистологии, физиологии, патологической физиологии, микробиологии, ухода за здоровым и больным ребенком:
- строение и функции нефрона, как основной анатомо-функциональной единицы почки;
- анатомическое и гистологическое строение почек, мочеточников, мочевого пузыря, уретры;
- нормальная физиология почки: понятие о клубочковой фильтрации, канальцевой реабсорбции и канальцевой секреции, определение понятия диурез;
- состав микрофлоры основных сред организма.