Методика исследования органов мочеобразования и мочеотделения с учетом анатомо-физиологических особенностей детского организма

При исследовании органов мочеобразование и мочеотделения необходимо обратить внимание на цвет кожных покровов, наличие отеков, пастозностей на лице, пояснице, области половых органов, передней брюшной стенки, конечностях. Осмотр наружных половых органов заключается в оценке цвета слизистой оболочки, наличие выделений из вульвы (у девочек), наличие яичек в мошонке и синехий крайней плоти, наличие и характер выделений из уретры.

При осмотре поясничной области необходимо обратить внимание на симметричность, наличие отека и выбуханий. Покраснения кожи, затем провести пальпацию реберно-позвоночных и реберно-поясничных точек на предмет болезненности в случае воспалительных заболеваний почек.

Пальпация почек осуществляется двумя способами при помощи бимануальной пальпации по методам С.П. Боткина (в вертикльном положении) и В.П. Образцова (в горизонтальном положении). Руки располагаются сзади у нижнего края реберной дуги, спереди – кнаружи от прямой мышцы живота на уровне края реберной дуги. Производится постепенное сближение рук при глубоком дыхании. Иногда можно пропальпировать нижний полюс почки, чаще при дистопированной почки.

При пальпации почек в вертикальном положении ребенка устанавливают с наклоном вперед на 45⁰ с опущенными вперед руками. Техника пальпации в данном положении та же, что и в положении ребенка лежа.

При исследовании мочевого пузыря используют методы пальпации и перкуссии.

С целью пальпации ладонь укладывают продольно по средней линии в области пупка, погружая руку в брюшную полость и образуя кожную складку, направленную к пупку. Направление пальпации – к лонному сочленению. У здрового ребенка опорожненный мочевой пузырь не пальпируется.

При перкуссии определеяют верхнюю границу мочевого пузыря. Перкутируют от пупка вниз по белой линии живота, при этом тимпанический звук меняется на тупой. Перкуссия мочевого пузыря осуществляется при наполненном и пустом мочевом пузыре. Допускается непосредственная перкуссия пальцем по белой линии живота от пупка к лобку.

Пальпация болевых мочеточниковых точек:

1) верхние мочеточниковые точки – у наружного края прямых мышц живота на уровне пупка;

2) нижние мочеточниковые точки – на месте пересечения линии, соединяющей передние верхние ости подвздошных костей с внутренним краем прямых мышц.

6. Вопросы, данные студентам для самоподготовки:

1. Функции почек.

2. Строение и работа нефрона.

3. Возрастные анатомические особенности почек, мочеточников, мочевого пузыря, уретры.

4. Функциональная характеристика почек в возрастном аспекте.

5. Физиологические состояния органов мочевой системы (мочекислый инфаркт, физиологическая олигурия).

6. Качественное и количественное исследование мочевого осадка, нормальные показатели общего анализа мочи и пробы Нечипоренко. 

7. Функциональные методы исследования почек (сбор и оценка проб Зимницкого и Реберга).

8. Инструментальные методы исследования мочевыделительной системы.

    9. Методика исследования органов мочевой системы.

7. Методика проведения занятия:

Перечень практических навыков:

- собрать анамнез;

- провести исследование органов мочевой системы у детей различных возрастных групп;

- оценить качество мочевого осадка в общем анализе мочи, функции почек по результатам пробам Зимницкого, Реберга, некоторым биохимическим показателям крови, радиоизотопным, рентгеноконтрастным методам исследования.

Оснащение занятия: анализы мочи, крови, экскреторные урограммы, микционные цистограммы, микро- и макротаблицы («Общий анализ мочи»,

Оснащение занятия: видеофильм: «Метдика исседования оганов мочевой системы», анализы мочи, крови, микро- и макротаблицы («Общий анализ мочи», «Строение нефрона»).

8. Список рекомендуемой литературы:

Обязательная: Пропедевтика детских болезней. А.В. Мазурин, И.В. Воронцов СПб.: Фолиант, 2009. – 925 с.

Пропедевтика детских болезней. Р.Р. Кильдиярова, А.С. Панченко, В.А. Щербак и др. М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2012. – с.

Здоровый ребёнок. Часть 1. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 111 с.

Здоровый ребёнок. Часть 2. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 129 с.

Симптомы и синдромы внутренних органов у детей.: Методические рекомендации для студентов. - Чита, 2010–96 с.

Дополнительная:

Педиатрия: Национальное руководство. Том 1. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1017 с.

Педиатрия: Национальное руководство. Том 2. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1023 с.

Общий уход за ребёнком. А.С. Панченко, В.А. Вишнякова, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – с. 159.

9. Контроль знаний: тесты, контроль усвоения студентами практических навыков осмотра и пальпации мочевой системы; умения студентами сделать заключение по полученным результатам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: