III. Описание проблемы

В авторитарных странах отношения в школе отражают взаимоотношения в обществе, особый акцент делается на воспитание послушания и уважения к авторитету. Учащиеся не вправе оспорить своего учителя, предложить альтернативный метод решения проблемы, самостоятельно проанализировать полученную информацию. В результате подавляется восприимчивость к новым идеям и свободе мысли, на смену им приходят пассивность и апатия.

И наоборот, в демократических странах школы не подавляют, а поощряют любознательность учеников. Поощряется многообразие мнений и достижение консенсуса с целью решения общих проблем. Участвуя в создании структуры внутренней организации школы и ее самоуправления, сотрудничая друг с другом в школьном самоуправлении и других общественных организациях, учащиеся демонстрируют свою приверженность гражданской демократической культуре, которую oни сами активно развивают.

Устойчивость демократии в большой степени зиждется на фундаменте гражданской культуры. Не имея под собой такой основы, будущее демократии в Латвии находится под угрозой. Преподаватель основ образовательной и общественной политики Вандербильтского университета Честер Э. Финн, считает, что "... дети, которым было недоступно понимание демократических принципов, дети, не унаследовавшие от своих родителей приверженность принципам сохранения демократии, дети, у которых не было практики комплекса прав и обязанностей, связанных с принципами демократического участия, — эти дети вырастают во взрослых, у которых легко отнять их демократию", (источник: Teaching Democracy: Why and How It Must Be Taught in a Democratic Society, Chester E. Finn. Jr., June 1991, p. 2.) Следовательно, демократической гражданской культуре нужно учиться. И этому нужно учить.

Неудивительно, что в гражданской жизни Латвии наблюдаются пассивность и апатия. Что касается выборов, то анализ результатов выборов, состоявшихся 29 мая 1994 года показал, что и 10 из 27 районов Латвии был крайне низким уровень общественной активности и представительства общественных лидеров (см. Приложение). В этих районах на каждое депутатское место в среднем претендовало 2 человека, в то время как средненациональный уровень составлял 4:1.

Такая статистика подтверждает, что в этих районах имеется значительный дефицит гражданского руководства, и обосновывает развитие стратегии, нацеленной на приобретение завтрашними гражданскими лидерами необходимых знаний и навыков для активного гражданского лидерства в сегодняшних демократических институтах.

Руководители многих учебных заведений обратились к решению этой проблемы, получая консультационные услуги, предлагаемые БГШ. Например, 10 января 1996 года 30 администраторов школ и преподавателей вместе с 26 школьными лидерами из 15 латвийских районов принимали участие в ежегодном семинаре по вопросам демократизации школы в Латвии, организованном БГШ. Хотя такие семинары позволяют взять на вооружение демократические принципы и механизмы, они не в состоянии обеспечить перспективу распространения всего богатства демократического опыта на все средние школы, которые стараются последовать примеру БГШ. Только интенсивное обучение навыкам, необходимым для осуществления своего правления, может помочь росткам демократической культуры взойти в латвийских школах.

IV. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Курсы школьного лидерства помогут 14 средним школам в 10 районах Латвии применить успешный опыт БГШ для создания школьных самоуправлений и оказания им поддержки. Основной целью курса является развить навыки лидерства у молодых активистов, дать им представление о демократических механизмах общественной жизни и практические навыки организации общественной и профессиональной деятельности (планирование, организации встреч и т.д.). В задачи курса входит также подготовка преподавателей-консультантов, которые смогут обучить учащихся навыкам лидерства в рамках школьного самоуправления. Слушатели курсов после их завершения смогут:

· провести школьный референдум,

· сформировать политическую партию,

· организовать выборы в школьный парламент,

· разработать конституцию школьного правительства,

· взять на себя роль лидера в школьном правительстве;

продемонстрировать следующие знания:

· концепция прав человека и прав ребенка в Латвии,

· принципы и виды руководства,

· формы и функции демократического правительства,

· навыки планирования деятельности учащихся;

а также продемонстрировать осведомленность в следующих вопросах:

· значение гражданского руководства,

· необходимость самоуправления в школах.

Задачи, которые ставят организаторы курсов:

· отобрать 14 учителей и 40 лидеров среди учащихся средних школ из 10 районов;

· добиться 80% правильных ответов по результатам тестирования;

· по окончании курсов получить от 14 школ разработанную ими модель конституции и системы выборов, а также месячный план мероприятий;

· сообщить о среднем балле "4" ("1" - худшая оценка, "5" - лучшая);

· сообщить о создании как минимум 10 из 14 возможных школьных самоуправлений, функционирующих в полную силу в течение полугода со времени окончания второго курса.

См. описание задач в секции "Подведение итогов и оценка"

V. МЕТОДОЛОГИЯ

Начиная с 1990 года, БГШ изучает процесс демократизации школы, внедряя демократические принципы и практику и одновременно исполняя роль модели демократической школы для других учебных заведений. В 1995 году, например, студенческим парламентом была реализована программа, в рамках которой студенты после окончания занятий за соответствующую плату могут пользоваться видеомагнитофонами. 80% дохода получает школьная библиотека для покупки необходимых книг, тогда как остальные 20% идут в бюджет школьного парламента. Таким образом только в 1995 году было собрано $300. Отметив успех этого проекта, его успешно внедрили парламенты еще 3 латвийских школ.

Проведение курсов было доверено консультантам из БГШ. Параллельно рассматривалась альтернативная возможность: привлечение организации "Мир без границ" (Венгрия). Однако эта идея была отклонена, так как консультанты этой организации не имеют достаточного опыта работы в Балтийских странах.

Курсы школьного лидерства состоятся в Сигулде, в Центре летних лагерей (см. Приложение). Сигулдский центр летних лагерей отвечает возможностям БГШ по трем причинам:

1) проведение курсов в Центре не требует больших затрат,

2) Центр предлагает большие возможности для проведения досуга,

3) упрощается материально-техническое обеспечение курсов.

Чтобы начать конкурс на участие в курсах, в июне БГШ поместит ряд объявлений в газетах X Y и Z. Будет задействована также одна из рижских молодежных радиостанций. К конкурсу будут допущены только учащиеся в возрасте от 14 до 16 лет, проявившие интерес к работе школьных самоуправлений и имеющие хотя бы небольшой опыт организационной деятельности. Учителя, заинтересованные в развитии процесса демократизации школы и желающие стать преподавателями-инструкторами, также пройдут конкурсный отбор. После рассмотрения заявок, поданных не позднее 15 июля 1996 года, БГШ отберет для участия в курсах представителей 14 средних школ (по 1 учителю и 3 ученика от каждой).

Одновременно будут отобраны 10 добровольцев из школьных парламентов, которые станут ассистентами инструкторов курсов. В июле будут отобраны и приглашены слушатели курсов. В августе будут определены обязанности для добровольцев и оплачиваемого персонала.

Вести курсы будет команда из двух инструкторов (заместитель директора Янис Петерсоис и преподаватель обществоведения Ласма Силиия), координатора, работающего на добровольной основе (Ина Брице), и 5 добровольцев-ассистентов. Курсы будут проводиться ежедневно в течение 8 астрономических или 9 академических часов (всего около 30 часов работы в классе). Состоятся также дополнительные занятия в вечернее время.

На курсах будут использоваться активные методы преподавания: деловые игры (дискуссии, симпозиумы), моделирование (выборы и школьный парламент), упражнения на поиски решения проблемы (дискуссии, дебаты), упражнения на взаимодействие (интервью, опросы), практическая деятельность (знакомство с местными органами власти). Дополнительную информацию о программе курсов вы найдете в Приложении (стр. 20).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: