Тематический план курса «Всемирная драматургия»

А.В.ВЕТРИНСКАЯ

Методические рекомендации

 к семинарским занятиям

 по дисциплине

«ВСЕМИРНАЯ ДРАМАТУРГИЯ»

Санкт-Петербург

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка ….........................................................................3

1. Часть I. Тематический план курса «Всемирная драматургия»..........5

2. Часть II. Методические рекомендации к семинарам по «Всемирной драматургии»..............................................................................................7

2.1. Правила написания и защиты доклада на семинаре.............................................................................................7

2.2. Темы семинаров, задания и список литературы...................11

2.3. Семинар № 1 «Драматургия и театр Античности»...............11

2.4.Семинар №2 «Театр Западной Европы Средних веков»...............................................................................................13

2.5. Семинар № 3 «Театр и драматургия В.Шекспира» …..........23

2.6. Семинар № 4 «Театр и Просвещение в Западной Европе XVIII в.»...........................................................................................35

2.7. Семинар № 5 «Драматургия и театр первой половины XIX в.»......................................................................................................36

2.8. Семинар №6 «Европейский театр и драматургия на рубеже XIX-XX вв.».....................................................................................37

2.9. Семинар № 7 «Немецкий театр экспрессионизма и «Эпический театр» Б.Брехта»........................................................42

3. Часть III. Контрольные вопросы, список пьес, темы рефератов и докладов....................................................................................................45

3.1. Контрольные вопросы..............................................................45

3.2. Список пьес..............................................................................47

3.3. Темы контрольных работ........................................................49

3.4. Темы рефератов и докладов....................................................49

4. Библиография.......................................................................................51

 

Пояснительная записка

 

Необходимость составления учебно-методического комплекса по курсу «Всемирная драматургия» исходит из требований, обусловленных федеральным компонентом подготовки по учебному плану с учетом объема часов по указанной дисциплине. УМК позволяет систематизировать получение знаний по дисциплине «Всемирная драматургия», в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

 

Цель курса:

 

Составить картину последовательного развития мировой драматургии от античности до наших времен, представить этапы развития мировой драматургии с учетом общественно-политического и эстетического развития общества, проследить эволюцию организации спектакля от простого представления драматургического материала до художественной реализации авторского и режиссерского замысла.

 Особенно важным является формирование читателя, способного к полноценному восприятию драматургических произведений в контексте духовной культуры человечества, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

 

Задачи курса:

 

- формирование эстетического вкуса обучающихся

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и к искусству

- формирование у студентов четкого представление о роли театра в истории социума,

- научить их определять театральный стиль эпохи, соотносить с современностью особенности сценического искусства (актерское мастерство, сценография, музыкальное оформление исторических эпох),

- создать представление о богатстве мировой драматургии

- научить анализировать драматургические тексты.

 

Содержание материала по курсу «Всемирная драматургия» излагается на основе общепринятой периодизации этапов развития зарубежного и российского театра от истоков до конца XX века. Для сохранения непрерывности изложения и усвоения студентами необходимой информации, курс разделен на две части: 1. История и драматургия зарубежного театра от истоков до конца 19 века; 2. История и драматургия зарубежного театра XX века и изучается в течение 2 учебных семестров.

Информация о процессах развития современного зарубежного и русского театра (театр XXI века) при отсутствии учебной литературы осваивается путем изучения периодических изданий (статьи, рецензии, обзоры), видеозаписей спектаклей, телевизионных передач, публикаций новых пьес в специальных изданиях, материалов театральных фестивалей, конференций, семинаров драматургов.     

По разделу «Современный театр» предлагается система рефератов, семинаров и докладов, которые представляются студентами по окончании изучения темы в устном и письменном виде. Усвоение материала путем самостоятельного поиска информации и возможность сделать самостоятельные выводы на основе театральных процессов, современниками которых являются сами студенты, представляется наиболее плодотворным.

 

Для контроля освоения содержания программы по курсу «Всемирная драматургия» в соответствии с учебным планом проводятся зачет и экзамен. Промежуточный контроль осуществляется посредством тестовой технологии и сдачи студентами карточек по пройденным пьесам (карточки включают в себя сжатый пересказ событйи по действиям, определение темы, идеи и кофликта произведения)..

 

Критерии оценки:

 

Зачет – верный ответ по 2-м вопросам из З-х

 

Экзамен

- «отлично» за полный, исчерпывающий ответ по 2-м экзаменационным вопросам из 2-х;

-   «хорошо» за верный ответ без дополнительной информации по 2-м экзаменационным вопросам из 2-х.

- «удовлетворительно» за 1 верный ответ и 1неполный ответ по 2-м экзаменационным вопросам из 2-х

- «неудовлетворительно» за неверные ответы на вопросы или за отказ от ответа на экзаменационные вопросы

 

К УМК прилагаются библиографические списки литературы по курсу, темы семинарских занятий, темы контрольных работ, примерные контрольные вопросы для зачетов, экзаменов и самоподготовки студентов. Видео материалы могут копироваться и дополняться студентами.

Изучение данного курса тесно связано с такими учебными дисциплинами как «Мировая художественная культура», «История», «Философия», «Литература», «Кульутра речи, «История изобразительного искусства», «Режиссура», «Мастерство актера», «Сценическая речь».

УМК рассчитан на студентов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество», специализации «Театральное отделение».

 

 

ЧАСТЬ 1

 

Тематический план курса «Всемирная драматургия»

 

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего лекции Семинары
  4-й семестр      
1. АНТИЧНЫЙ ТЕАТР. 1.1.Театр классической Греции. Драматургия   2   2  
  1.2.Драмаутргия и театр эллинизма 2 2  
  1.3. Драматургия и театр Древнего Рима 2 2  
  1.4. Семинарсоке занятие «Античный театр и драматургия» 2   2  
2. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР. 2.1.Народные истоки средневекового театра. Светская драматургия и литургическая драма.   2   2  
  2.2. Театр Западной Европы эпохи средних веков 2   2
3. ТЕАТР эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ и Нового времени (XV–XVII века). 3. 1. Характеристика и периодизация эпохи Возрождения. Ренессансный театр Италии. Драматургия.    Жанры. Творчество Л. Ариосто, Н. Макиавелли, П. Аретино, Т. Тассо.   2   2  
  3.2. Испанский театр и драматургия. Условия развития, структура комедии. Характер театрального представления. Творчество Сервантеса, Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона 2 2  
  3.3. Английский театр. Исторические условия развития, бытование театра, организация спектаклей.   Предшественники Шекспира.Творчество Шекспира. 2 2  
  3.4. Семинарское занятие «Театр эпохи Ренессанса» 2   2
4 ТЕАТР 17 ВЕКА 4.1. Драматургия и театр французского классицизма. Творчество Корнеля, Расина и Мольера. Эстетика французской драмы 17 в. 4 4  
5 ТЕАТР эпохи ПРОСВЕЩЕНИЯ 5.1. Англия. Особенности английского просвещения. Сатирическая комедия – Д.Гей. Драматургия Г.Филдинга и Р.Шеридана    2 2  
  5.2.Франция. Драматургия Реньяра, Лесажа. Ярмарочные театры. Драматургия П.Мариво. Художественное своеобразие классицистского метода Вольтера. Теория актерского мастерства и драматургии Д. Дидро, «Парадокс об актере». Жизнь и творчество Бомарше. 2 2  
  5.3. Италия. Влияние просветительских идей на создание национальной драматургии. Реализм и демократизм реформаторской драматургии К. Гольдони. Критическое освоение сценического наследия комедии дель арте в творчестве К. Гоцци   2   2      
  5.4.Германия. Движение «Буря и натиск». Театрально-критическая деятельность Г.Лессинга. Философия трагедий Гете. Ф. Театрально-критическая и драматургическая деятельность Шиллера. 2 2  
  5.6. Семинарсоке занятие «Театр и Просвещение в Западной Европе XVIII в.» 2   2
    6 ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР первой половины 19 в.   6.1.Драматургия театра романтизма. Пропер Мериме: «Театр Клары Гасуль», «Жакерия». А.Дюма-отец. А.Де Виньи. Теория романтического гротеска В.Гюго. Культ разочарованного героя: Д.Байрон («Манфред», «Каин») 4 4  
  6.2. Драматургия немецкого романтизма. Л.Тик, Г.Клейст, Г.Бюхнер, К.Гуцков   2   2  
  6.3. Семинар 1)В.Гюго и теория романтического театра и драмы. «Рюи Блаз», «Кромвель», «Эрнари». 2)»Каин» Байрона. Проблематика и эстетика. 3) Немецкая романтическая драма 2   2
  7 ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР второй половины 19 века. 7.1.Натурализм во французском театре. Театральная теория и драматургия Э.Золя. Немецкий театр. Театральная деятельность Г.Гауптмана. 2 2  
  7.2. Контрольная работа (зачет) 2 2  
  5 семестр      
8  ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР конца 19 — начала 20 вв. 8.1. Театральная деятельность Г.Ибсена и А.Стриндберга   2   2    
  8.2. Символизм во французской драматургии. Морис Метерлинк и его роль в развитии европейского театра на рубеже 19-20 вв. Веризм в итальянском театре. Творчество Д.Верги. Символизм и неоромантизм в итал.театре. Г.ДАннунцио. 2 2  
  8.3. Семинар Европейский театр на рубеже XIX-XX веков. 2   2
  8.4. Идейно-эстетическая борьба в английской драме рубежа 19-20 вв. О.Уайльд и Б.Шоу. 2 2  
9 ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ ХХ века. 9.1. Французская драма ХХ века.Ж. Жироду, Ж.Ануй, Кокто. Ж. Жироду, А. Салакру, П. Клодель, А. Жарри. 2 2    
  9.2. Экзистенциальная драма –Ж.П.Сартр, А.Камю, Ф.Кафка.   2   2    
  9.3. Драматургия экспрессионизма.Толлер, Г. Кайзер. 2 2  
  9.4. Театр жестокостиА. Арто 2 2  
  9.5. Драматургия театра абсурда.Э.Ионеско. С.Беккет, Г.Пинтер, О.Олби, С. Мрожек, Ф.Аррабаль 2 2  
  9.6. Английская драма ХХ века. У.Моэм. Д.Пристли. Драматургия и театральная концепция «молодых рассерженных». Д.Осборн. 2 2  
  9.7. Семинар «Эпический театр и драматургия Б.Брехта» 2   2
  9.8.Драматургия и театр Испании и Италии. Г.Лорка Театр и драматургия Л.Пиранделло 2 2  
  9.9.Театр США. Драматургия Ю. О Нила.        
  9.10Драматургия Л.Хелман, Т.Уальдера, А.Миллера, У.Сарояна, Т.Уильямса, Э.Олби   2   2    
  9.11.Драматургия М. Фриша и Ф. Дюрренматта 2 2  
  9.12. Зачетное занятие 2 2  
         
  Всего 62   14

 

ЧАСТЬ 2

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: