Группа 3 Кейсовое задание «Макбет»

Целые институты заняты сейчас предсказанием «горячих» точек в науке и технике: куда целесообразнее в ближайшее время бросить силы ученых, общества? Широко разрабатываются и проблемы психологических последствий прогноза: меняется ли что-то в поведении исследователя, коллектива в ходе эксперимента, когда предсказан результат. Ибо всякий прогноз (даже самый невинный, карточный) может действовать двояко: либо укрепить и усилить веру в предсказанное, либо снять ее. Прогнозирование – увлекательное направление социологических и психологических исследований.

Чем взрослее мы становимся, тем больше понимаем, что любой выбор сделать мучительно трудно. Не потому, что не знаешь, как поступить. И не потому, что не хочешь. Или слишком хочешь. И не потому, что гложет сомнение: не исполнилось то, что должно было исполниться непременно. Даже если исполнилось все задуманное и сверх задуманного, время от времени нас охватывает неопределенное грустное чувство тоски по несбывшемуся. Каждый из нас испытывал его хоть однажды в жизни. Это всеобщее человеческое состояние.

 

В подоплеке его лежат, по-видимому, фундаментальные законы жизнедеятельности, которые только-только начинают приоткрываться науке. Несколько десятилетий назад это направление работ называли «физиологией активности», сейчас все чаще говорят о «психологии активности».

Работы эти утверждают: активность живого существа возрастает при ситуации некоторой неопределенности. То есть мы чувствуем себя тем лучше, чем больше расходуем энергии на преодоление неясной ситуации, полная определенность атрофирует жизненную активность. Это уровень психофизиологических рассуждений, сверхсовременный, подтверждаемый серией красивых экспериментов.

Анализируя эти проблемы на уровне философском, мы приходим к вечному вопросу о свободе воли. Психофизиология и философия хорошо дополняют друг друга.

Полная свобода в выборе – нелегкое состояние: трудно сделать конкретный выбор, если можно сделать любой.

На примере Макбета мы знаем, что человек не может устоять перед благоприятным предсказанием. Естественно, он хочет быстрого его осуществления. Слава и власть всегда была испытанием для человека.

Благородный по натуре герой сбивается с пути, поверив в колдовское пророчество. Он верит в это пророчество, потому что оно растравляет в нём амбиции и мечту стать королём Шотландии.

 

Забыв про мудрость, честь и стыд,

Он страх, судьбу и смерть презрит,

И гибель ждет его, как всех,

Кто слишком верит в свой успех....

 

Блок 1 - «Теория»

Задания:

 

№ 1. Проанализировав текст трагедии Шекспира «Макбет», сюжет пьесы, мотивы поведения и характер главного героя, найдите ответы на вопросы.

 

1. Как вы считаете, что предпочел Макбет: он поверил продсказанию ведьм (прогнозу будущего) и, руководствуясь им, своими руками лишил себя дальнейших выборов, утратить драгоценное чувство неопределенности?Или его поступки — следствие слепой покорности судьбе и отсутствия вариантов, когда его жизнь стала катиться по рельсам, проложенным вовсе не им?

2. В чем заключалось и благодаря чему сбылось первое предсказание ведьм? Второе? Третье? В пьесе Шекспир ставит вопрос: изменится ли поведение человека, если оно прогнозировано? Макбет неправильно прочел прогноз. Один за другим прогнозы сбывались, один за другим гибли вокруг него люди: прогноз этот позволял убивать. Макбет чувствовал себя все более защищенным прогнозом. Почему это происходило? Докажите текстом.

3. Главный лейтмотив шекспировской пьесы “Fair is foul, and foul is fair”, который может трактоваться как “Good is Bad, and Bad is Good”. «Добро есть Зло, и Зло есть Добро», – вещают три колдуньи. Как вы считаете, что имеется ввиду? Докажите текстом.

4. По одной трактовке, всё, что совершил Макбет, не воля таинственного и зловещего рока, а воля человека, отрицающего божественные и человеческие законы. По другой трактовке, человек не властен над своей судьбой, его ведет Рок. Как вы считаете, возможно ли для Макбета осуществить пророчество, но при это не совершать злодеяния?

 

№ 2. Найдите в пьесе фрагменты, когда Макбет принимает судьбоносные решения.

 

Блок 2 - «Практика»

 

Произведите в группе распределение ролей и покажите (или прочитайте по ролям) один из выбранных фрагментов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: